Зомбоящик: кто и как манипулирует нашим сознанием (2-я серия)

Jul 05, 2012 21:50

image Click to view



Текстовая версия.

В первой серии мы пытались выяснить, управляет ли телевидение нашим сознанием или это миф, который так никто и не проверил. Случайный опрос зрителей показал: все безоговорочно верят в могущество и влияние СМИ.

Сергей, педагог: То там оболванят, то там.



Но, как ни странно, участники опроса подчеркнули, что телевизор не оказывает никакого влияния.

Вами не управляют?

Сергей, педагог: Я надеюсь, что нет.

Наши эксперты уверяют, что сознание людей разрушается в большей степени, если зритель этого не осознает. В этой серии мы попытаемся призвать к ответу телевизионщиков. Несут ли они ответственность за то, что выдают в летучий неуловимый эфир? Для этого мы пришли прямо к телевизионному центру Останкино. Будем препарировать телевизионщиков их же методами, по-честному.

Телевизионный работник: Я не скажу, что вполне могу творчески реализоваться, потому что мне не вполне нравится то, чем занимаются. Качество картинки, качество операторской работы, качество монтажа, качество постпродакшена, этим я доволен, а смысловой нагрузкой, к сожалению, нет, потому что все-таки, наверное, смысл и содержание диктуется продюсерами. Соответственно, я в данной роли выступаю как исполнитель. В тех проектах, которые я делаю на заказ для какого-то канала, конечно же, реализация происходит только до той степени, какую позволяют продюсеры, и говорить о какой-то полной творческой реализации невозможно, потому что этого нет, только в каких-то своих авторских проектах. Что бы то ни было, только там, конечно, происходит полная творческая реализация. Просто есть вещи, которые тебе хочется делать, а есть вещи, за которые тебе платят деньги.

Юрий Грымов, режиссер: Я не верю, что человек долго может работать просто за деньги в той структуре, которая его давит, которая не соответствует его настроениям, ему не нравится компания, которая его окружает. Поэтому я думаю, что в ближайшее время телевидение будет становиться хуже, а не лучше.

Телевизионный работник: Есть куча продукта, который просто пустой, он розовый, он цветной, в него вложено очень много денег. Да, безусловно, есть хорошая картинка, над этим продуктом работают большие профессионалы, но при этом она не несет ничего, никакого посыла, то есть при этом человек не может сказать, что после просмотра этой программы у него что-то в жизни поменялось или перевернулось.

Сергей Кара-Мурза, автор книги «Манипуляция сознанием»: Печально, что и наше телевидение тоже, и журналисты приняли этот язык и стали им пользоваться. Это тоже, я думаю, было давление.

Итак, все безоговорочно перекладывают ответственность на плечи продюсеров. Наверное, в этом есть доля правды. Но какой мотив у продюсеров? Почему они обманывают и оболванивают своего зрителя?

Виктория Боня, телеведущая: Для чего народ оболванивают? Только за деньги.

Иван Ирбис, PR-специалист: Американцы куклу Барби даже разрабатывали специально для того, чтобы сменить архетип сознания женщины. Сейчас чем больше у тебя силикона, чем больше у тебя, простите, половых партнеров-мужчин вокруг тебя, значит, тем лучше.

Тамара, вахтер: Теперь не заставишь внука посмотреть советский мультфильм: дикость. А вот эти ужастики - это не дикость?

Какую роль сыграли американцы в формировании нашей телевизионной сетки? Это отдельный серьезный разговор. Но, как ни странно, американцы готовы отвечать за свой продукт, а мы нет.

Телевизионный работник: Те же самые BBC - у них очень интересные передачи. Почему у нас этого нельзя так делать, я не знаю, я не понимаю этого. Может быть, недостаточно какого-то творческого потенциала у людей, которые это делают. Не всегда ты волен выбирать, просто малой доле людей удается реализовать. Я, допустим, сейчас не реализовываюсь. Ты приходишь с какой-то новой идеей, и, возможно, под нее либо денег не хотят выделять, либо опять же она неинтересна, либо это объясняется тем, что там целевая аудитория нашего канала не рассчитана под этот проект.

Юрий Грымов, режиссер: Сегодня эра удачливых предателей. Человек, который сегодня работает на телевидении, должен быть готов к предательству своего руководителя и т. д., он должен постоянно подставляться, тем самым он должен постоянно обманывать зрителя. То есть телевидение, которое он делает не от себя, а для зрителя. Вот ошибка.

Сергей Полонский, бизнесмен: Голливуд вообще как таковой был же создан практически в начале века, когда Америка испытывала большую рецессию. И они с помощью американской мечты, с помощью Голливуда, собственно говоря, смогли вдохновить людей, то есть поднять энергию.

Телевизионный работник: Есть политика канала, которая диктует те или иные вещи.

Иван Ирбис, PR-специалист: Особенно на федеральных каналах. Я думаю, что это люди, которые так или иначе, разумеется, должны отстаивать интересы и позиции правящей партии.

Телевизионный работник: Начинается эта цепь, наверное, с какой-то правительственной истории. Дело в том, что у каждого канала есть свои заказчики, то есть по большому счету СМИ всегда были продажные.

Алексей Митрофанов, политик: Любой политик - манипулятор в определенном смысле, и других политиков нет. Если он не манипулятор, значит, он не политик, так что здесь ничего такого нет.

Виктория Боня, телеведущая: Сегодня нужно создать хаос - мы его создадим. Нужно распиарить терроризм - мы его распиарим очень легко.

Вот мы и дошли до вершины этой пирамиды, от простых работников Останкино до элиты власти. Но даже это утверждение весьма спорно. Спустимся с небес на землю.

Иван Ирбис, PR-специалист: Есть закон 20х80, это универсальный закон, который действует абсолютно во всем. Что 20% людей делает 80% работы. Это я как пример привожу. Этот закон действует абсолютно во всем. К сожалению, 80% населения планеты Земля - это пустоголовый скот. Общество само делает заказ на эти продукты. Почему-то у нас рейтинги каких-то ужасных таблоидов всегда будут выше, чем рейтинги каких-нибудь, на самом деле, серьезных аналитических изданий,. Люди уже не хотят думать. Человек хочет легко получать информацию, быстро, простую, разжеванную, чтобы ему не нужно было даже думать. Он просто ее получает, даже фактически не переваривая и не пережевывая.

Мы имеем две противоположные точки зрения. Первая - зритель сам делает свой выбор, и телевидение пляшет под его дудку. Вторая позиция - каналы намеренно отупляют своего зрителя и формируют его предпочтения. Чью сторону в этом вопросе займут простые работники Останкино?

Телевизионный работник: Он формируется структурой канала. Существует спрос на определенный продукт. Этот спрос диктуется в конечном счете государством. Спрос этот в том, чтобы создать какую-то иллюзорную действительность, которая не имеет никакого отношения к жизни. Я имею в виду телевизионный канал и телевизионный продукт. Есть такая большая-большая сила под названием рейтинг. Для меня это уже какой-то физический объект, который называется рейтингом. И под это слово, собственно, снимается все, что показывается, то есть телевизионные продюсеры, делая определенный продукт для масс, говорят о том, что это диктует, безусловно, рейтинг. Наверное, он есть, наверное, он в какой-то степени объективен. Я рейтингу не верю, я рейтингу не доверяю. Есть некая фокус-группа, которой в квартирах устанавливаются специальные датчики, это примерно 3000 семей в Москве. Собственно, по тому, что выбирают люди в то или в иное время, считается рейтинг. Это необъективно, и, более того, мне кажется, что все это коррумпировано. Есть такое понятие - пипл хавает.

Сергей Полонский, бизнесмен: Если ты руководитель канала, который охватывает 100 млн человек, ты не имеешь права вот так вот просто волюнтаристским образом рассуждать - что людям нравится, пипл хавает, пусть и смотрят попсу. Это издевательство над мозгом, я считаю.

Так кто же возьмет на себя самый большой кусок ответственности? Политики, продюсеры или же сам зритель готов сознаться в своей внушаемости или глупости, которая, как утверждают политики и продюсеры, измерена телевизионными рейтингами.

Смотрите в следующей серии:

Анжела, журналист: Пошлость, дурновкусие, это все за гранью допустимого, понимаете?

Виктория Боня, телеведущая: В каждом человеке живет большой чирий, который нагнивает, назревает.

Сергей Полонский, бизнесмен: Если они в Бога верят, есть заповеди, их надо знать.

Иван Угрюмов, сотрудник TNS: Самая главная мотивация для респондентов - это возможность учесть свой собственный голос в выборе того, что они завтра будут смотреть по телевидению.

Юрий Грымов, режиссер: Нет у общества запроса на такое телевидение.

Тамара, вахтер: Я с солдатом разговаривала, он говорит: «Бабушка, а за что воевать, за этого олигарха, который скупил всю страну?».

НМП, видео, либеро-фашизм, манипуляции, зомбоящик

Previous post Next post
Up