Действительным поражением стратегической дальновидности Соединенных Штатов как наиболее агрессивного государства, с точки зрения активного международного вмешательства в любые процессы, является тот факт, что лишь в последнее десятилетие происходит поступательно растущее противостояние матрице идейной ориентации политизированного ислама, рожденной революционным движением шестидесятых и семидесятых годов в Иране.
Ошибочность расставленных Джимми Картером и Рональдом Рейганом приоритетов, ориентированных на иной участок Ближнего Востока нашла свое отражение в ходе операции по детерминации режима Саддама Хусейна, главы государства, не только преданного большей частью командного состава, продемонстрировавшего классическую капиталистическую расстановку собственных ценностей, но и отсутствием по-настоящему крепкой наднациональной идеологической системы ценностей, носителем, который был бы народ Ирака.
Опасное обособленное государство с точки зрения США - не было политизировано религиозным, а значит, не представляло собой фундамент для распространения внесистемной, относительно Старого и Нового Света системы ценностей. Прямым подтверждением этой мысли, без относительно значения, предаваемого важности идеологических различий, является вторичность политики Хусейна, объективно осуществлявшего её в большой степени исходя из боязни лидером Ирака, которую он испытывал перед государством так называемого «замороженного перехода» - системой, отторгнувшей путь светского развития государственности. Хоменеизм, фундаментом, которого была системообразующая роль конфессионального элемента при условии не традиционного и чуждого для всего «развитого» мира синтеза религии и идеологии в итоге не привел Иран к стагнации социально-экономического развития общества.
Бескровно, «милостиво», как по догмам работы Святого Официума, лишенный жизни авторитарный лидер Ирака - унес с собой существовавшую внутри государства многие годы систему. Ситуация в Иране - диаметрально противоположна. И в этом сила государства и его опасность для США и других концептуально отличных стран. Тегеран породил и гендорно заложил концепцию власти, «данной свыше» и эта идеологическая священность делает невозможным любой другой способ отказ от неё, кроме как путем проведения кровавой революции, а затем ещё более жестокой «очистки».
Никто не обратил бы на Иран внимания ещё долгие годы, если бы не тот факт, что подобная устаревшая на взгляд прошедшего ренессанс интеллектуального центра человечества система - не могла бы эволюционировать. Однако, условия постреволюционной социализации общества в Иране, не стали, как это оценивали многие эксперты восьмидесятых и девяностых годов - возвратом к прошлому. Хоменеизм в условиях шиизма создал систему доктринального ядра, при котором обеспечивается потрясающая устойчивость и стабильность. После смерти любого великого Аятоллы, его предписания становятся недействительными. Здесь, в отличие от Советского Союза не использует для поддержания доктрины прием догматического применения заветов и идиом первых вождей революции - религиозная система более стабильна и в тоже время позволяет быть более гибкой. Ведь это политизированный ислам.
Другим элементом крепости такой системы, точнее - первопричиной выбора именно такого курса построения государственной и национальной идеологии, обоснованием победы хоменеизма над любыми другими идеологиями, включая ОМИН, - это демографическая ситуация. Более 50 процентов населения всю вторую половину 20 века в Иране составляла, как и составляет по сей день, молодежь младше 20 лет. Более 75 процентов - люди, не достигшие 30 лет. Демографический взрыв, выраженный тем, что к 1986 году каждый второй житель государства был младше 17 лет создал сугубо моновозрастную молодежную структуру общества. Ориентация хоменеизма с точки зрения социальных внутренних проявлений именно на эту возрастную группу населения была выработана изначально и не допускала никаких ошибок.
Все программы государственного развития были подчинены решению проблем создания условий для гиперскоростного процесса вхождения молодежи в производящее общество, во избежание ситуации экономической ямы при крупном долевом проценте непроизводящего населения. Одним из проявлений дальновидной стратегической линии хоменеизма стало создание так называемого «исламского университета», синтезирующего в итоговом образовательном продукте, наделяющим выпускников не только качеством активных пропагандистов политизированного ислама, но и современных специалистов.
Обратимся к завещанию имама Хомейни
[1], важным в котором является не только момент первостепенности приоритета двойственного образования, но и итогового целепологания его применения:
«Повторяю, учитывая исключительную важность этого вопроса, что забота о центрах образования, начиная с детских садов и включая университеты, - среди важнейших и судьбоносных дел. Пусть знает ограбленный народ, что за прошедшие пятьдесят лет главный урон Ирану был нанесен через университеты.
Никогда, если бы воспитание и обучение наших детей и молодежи в университетах и других центрах образования происходило в соответствии с интересами нашей родины, по исламским и национальным программам, Иран не попал бы в сети Англии, а затем США и СССР, нашему народу не были бы навязаны грабительские договоры, не было бы в Иране и ноги иностранных советников, богатство, черное золото его многострадального народа не оседало бы в карманах дьявольских сил, династия Пехлеви и её приспешники не смогли бы здесь и повсюду на награбленные деньги разбивать парки и возводить виллы над прахом угнетенных, наполнять отнятыми у них богатствами сейфы иностранных банков и устраивать со своими приспешниками развратные оргии.
Если бы в нашем меджлисе, правительстве, суде и других органах власти были выпускники исламского и национального университета, наш народ не подвергался бы сейчас столь страшным испытаниям.
Если бы истинно добродетельные, а не мнимые мусульмане - выпускники университетов становились носителями всех трех форм власти, наш народ был бы избавлен от нищеты, а общество от угнетения и тирании, а все центры разврата, любой из которых в отдельности несет растление и погибель нашей дорогой, полной сил молодежи, были бы разрушены до основания, и мы не знали бы, что такое разложение личности и разрушение общества.
Если бы наши университеты были бы национальными центрами исламской цивилизации, наше общество обрело бы сотни и тысячи наставников. Но, как ни горько, наши дорогие дети обучались в школах и университетах за редким гонимым исключением, зависимыми от Запада или Востока людьми. Они взрослели под надзором этих прихвостней сверхдержав, которых поддерживали власти, действовавшие по указке тиранической династии Пехлеви.
Сейчас, благодаря воле Всевышнего, университет вырван из предательских лап, народ и правительство Исламской Республики призваны воспрепятствовать в будущем проникновению развратных элементов, несущих уклонистскую идеологию или идеологию Запада и Востока в колледжи, университеты и другие высшие учебные заведения, чтобы не возникли проблемы, и сохранить контроль над обществом. Я завещаю дорогим студентам и учащимся колледжей, университетов и других центров образовании я самим мужественно восстать против уклонов и защитить независимость и свободу своей страны, народа и самих себя».
Помимо экономических причин контроля природных ископаемых и выработки урана, равнозначно важной как с точки зрения военной угрозы, так и с точки зрения экономического контроля, в том числе и с учетом программы «Мегатонны в Мегаватты», осуществляемой США и обеспечивающей 10 процентов населения страны электроэнергией - поступательное, но явно ошибочно-запоздалое, если исходить с позиции США давление увеличивается от недели к неделе ещё и потому, что на другой части планеты за 35 лет (гораздо быстрее, чем «принципы демократических свобод в условиях капиталистического общества» в США), не смотря на условия не только отсутствующей поддержки, но и экономической блокады выросла иная, не только не интегрирующаяся в своей автономности, но и желающая расширить границы собственного влияния идеологическая система, основанная на других ценностях, не менее гибкая и крепкая, обладающая, пусть и не такой способностью к «доступу трактовки демократии» - политизированный ислам.
Однако из того, что этот политизированный ислам не пускает к себе фонды Макартура и Форда, Макдональд-с и МТВ, а выпускники его университетов не стремятся получить MBI, предав национальные интересы закланию взамен собственным финансовым, вовсе не следует, что Соединенные Штаты являются абсолютным злом в регионе Ближнего Востока и злом большим, чем сам Иран.
В регионе Центральной Азии - к которому можно относиться с разным подходом - как с имперским, исходя из которого это «наша» земля, так и с банальным, но не лишенным рациональности, по которому это буферная зона - четыре основных актора. Россия, Китай, США и Иран. Не лишенный своей уникальности, местами - природных богатств, из-за «подавляющих» по всем параметрам - численности, идеологии, экономики, военной мощи соседей, в условиях экономической недоразвитости, в рамках процессов глобализации он будет ещё многие годы лишен устойчивого самостоятельного развития. Приходящие в регион «Силы», предлагают ему инвестиции, кредиты, экспортные энергетические рынки, помощь в обеспечении военной безопасности и гарантии по сохранению стабильности политических режимов. Несомненно, для США этот регион важен, не только исходя из теории «Сердца Земли», но и по другим, в том числе экономическим причинам. Однако, в списке приоритетных регионов влияния он не находится на первом месте, в том числе и потому, что для политики в отношении России и Китая на данный момент выбраны другие «точки». Ситуация с Рогунской ГЭС
[2] [3] очень хорошо продемонстрировала, на сколько «слаба» Центральная Азия и в вопросе решения межграничных конфликтов, и в выборе линий экономического развития.
Но если для США, как и для Китая, в первую очередь - в силу их текущих геостратегических возможностей существует фактически неограниченный выбор из стран как точек приложения своих интересов, в этом вопросе сегодняшний Иран не обладает аналогичной характеристикой. Регион Центральной Азии, с точки зрения развития влияния, является вторым как по приоритетности, так и по доступности и по удаленности и по текущему состоянию стран региона для стратегического расширения влияния Ираном после Ближнего Востока. В свете этого, неизбежно столкновение политических и экономических интересов Ирана и России в этом регионе. Это вопрос времени. В отличие от России, где государство в допустимых для светской суверенной демократии границах осуществляет идеологическую конструктивную работу с молодежью, не говоря уже о Иране, - в регионе Центральной Азии ни одна из стран не занимается ничем похожим. Добавив к этому экономическую не самостоятельность, бедность и отсутствие дальновидных программ стратегического развития, а так же несопоставимых и Ираном демографических данных, этот регион в перспективе может стать зоной активного противостояния. На сегодняшний день и в силу наличия исторической взаимосвязи в формате СССР, и в силу текущих экономических дотаций, а так же ОДКБ, Россия обладает несомненным преимуществом. Ослабление влияния на регион из-за начала его энергетического партнерства с Китаем - имеет и другую сторону. Это разумная плата за разрушение всяких перспектив строительства Набукко - прямого конкурента Южного Потока.
Имеющиеся на сегодняшний день связи с государствами Центральной Азии - России необходимо увеличивать и развивать. Это должно быть взаимоотношение не только экономического или военного характера, но, несомненно, и помощь России в создании альтернативных, с учетом национальных особенностей государств Центральной Азии идеологических систем. Помимо террористов движения Талибан, выдавливаемых объединенной группировкой войск США и НАТО из Афганистана через Ферганскую Долину в Центральную Азию, есть ещё и Иран. И если это вопрос не сегодняшнего, как в случае с Афганистаном, дня - то ближайшая временная перспектива. Причем процесса не следственного, а системного и фундаментального. Это прямая и явная угроза. Национальной безопасности.
[1] http://www.ruhollahkhomeini.org/testament/ [2] http://fatherland.livejournal.com/15509.html [3] http://fatherland.livejournal.com/15119.html