КРЕСТНЫЙ ПУТЬ БОРИСА ТАЛАНТОВА (ОКОНЧАНИЕ)

Oct 02, 2021 10:09


В прошлой беседе мы говорили о смерти в ссылке подлинного христианского исповедника наших дней  Бориса Талантова. С тех пор получены дополнительные сведения о нем, которыми я считаю своим долгом поделиться со слушателями, ибо нравственная правда требует, чтобы о таких одиноких подвигах знало как можно больше людей.

Борис Владимирович Талантов скончался от сердечного приступа в тюремной больнице города Кирова 4 января этого года. До нас теперь дошло, по всей вероятности, последнее его письмо, датированное 7 декабря прошлого года. Я привожу текст полностью, ибо он красноречивее всех комментариев открывает нам образ Талантова. Написано письмо одному из друзей. Вот оно:

«Получение Вашего письма было для меня большой радостью, так как, узнав 2 октября 1969 года о Вашей беде, я все время беспокоился о Вас и усердно молился Богу, чтобы Он разрешил Вас от беды. Приношу Вам и Вашим друзьям сердечную благодарность за то великое милосердие, которое Вы мне оказали, когда я попал в беду. Искренняя и жертвенная любовь между нами, христианами, есть печать того, что мы ученики Христа. Одно это сознание утешает и ободряет нас, в каком бы положении мы ни находились. Мне, как больному старику, конечно, нелегко отбывать заключение, но здесь я встретился с несколькими истинно верующими заключенными, которые, будучи моложе меня, заботились и помогали мне как родному отцу. Также и верующие на свободе утешают меня своими письмами, в которых видна искренняя христианская любовь.



С 6 ноября я нахожусь в больнице по поводу болезни сердца. Глазной врач определил на обоих глазах катаракт и сказал, что нужно делать операцию, иначе наступит полная слепота. Но все эти злоключения не сломили мой дух и мою веру. Я еще могу читать и писать письма, слава Богу. Я бодр духом и с благодарностью принимаю от Бога все горькие испытания. Усердно молюсь Богу о Вашем здоровье и здоровье всех верных христиан. Да сохранит Вас Господь Бог от всяких бед и напастей и подаст радость свою совершенную! Ваш друг Борис Талантов».

Вот и все. Что может быть проще и бесхитростнее этого письма? Ни риторики, ни громких слов, ни осуждений, ни обличений. Но за этой простотой чувствуется такая несокрушимая вера, такое спокойствие и мужество, такая любовь, что хочется сказать: если таких людей рождает и создает христианство, что могут против него враги?  Ибо в этом, по существу, мерило для оценки всего в жизни: «Покажи мне то лучшее, что ты создаешь, покажи мне тот образ человека, то его воплощение, к которому ты призываешь, и я по ним буду судить о тебе». Вся критика христианства всегда заключалась в том, что один русский философ так удачно назвал «спекуляцией на понижение».  Веди все к низшему, объясняй все из низких побуждений, раскрой все как обман - вот принцип спекуляции. Но тогда остается совершенно необъяснимым, откуда взялись в христианстве Сергий Радонежский, Серафим Саровский и вот в наши дни, на другом плане такие люди как Борис Талантов.  Откуда эта радость, это спокойствие, эта совершенная ясность и твердость?

А ведь жизнь Талантова была сплошным крестным путем. Его отец-священник и старшие братья, тоже священники, все погибли мученической смертью. Борис Владимирович переселился из Костромы в Киров, где окончил педагогический институт, затем в нем же преподавал математику. Он мог бы мирно закончить свой жизненный путь, но потребность защитить Церковь от полного разорения и оградить ее от разлагающей лжи привела его к исповедничеству. Борис Талантов принадлежит к немногим смелым и стойким деятелям Русской Церкви, не склонившимся перед насилием и неправдой.  Но в том-то и сила таких Талантовых, что их подвиг никогда не останется одиноким и единичным: от огня его, как свеча от свечи, зажигается огонь других таких же подвигов. Со всех концов необъятной страны раздаются сегодня мужественные голоса, возвещающие правду. Раздавлена, безмолвствует в страхе Церковь, подобная в этом многомиллионному народу. Но раздается голос незаметного учителя из Кирова, и - о, чудо! - мы все слышим его. Раздается голос затравленного писателя, и мы безошибочно знаем: Россия - в нем, русская культура - в нем, русская литература - в нем.

И хочется сказать всем другим, молчащим: не пора ли подумать, с чем явитесь вы перед неизбежным смертным часом - с той ли спокойной радостью и чистой совестью, что льются из предсмертного письма Талантова? «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). А вот если не повредит человек своей душе, то от него, оказывается, огромная польза всем: он искупает позор страха и молчания, он являет нам самую сущность веры, надежды и любви. Снова светлее и чище делается воздух, которым мы дышим, опять появляется та, уже как будто начавшая колебаться уверенность, что «свет во тьме светит, и тьме его не объять » (ср.: Ин. 1:5).

К письму о смерти Талантова приложена его фотография: простое, ничем не замечательное лицо типичного русского интеллигента - бородка клином, очки, а за ними - простой, глубокий взор, ничего как будто выдающегося и вдохновляющего. Такие люди тысячами ходят по улицам наших городов, а вот смотришь на это лицо - и почему-то вспоминаются заключительные слова из солженицынского «Матренина двора». В применении к Талантову они звучат так: «Все мы жили рядом с ним и не поняли, что и есть он тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша» (ср.: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (Солженицын А.И. Матренин двор. (1959-1960)// Собр. соч. в 30 томах. Т.1. М.: Время, 2006. С.141).  И прибавим: ни Церковь, ни христианство.

Previous post Next post
Up