КРЕСТНЫЙ ПУТЬ БОРИСА ТАЛАНТОВА

Oct 01, 2021 11:07


Получено известие, что в далекой и глухой ссылке умер Борис Талантов (Б.В. Талантов (р. 1903) скончался в тюрьме города Кирова 4 января 1971 года).  Пожилой скромный человек, учитель математики, он был сослан только за то, что открыто выступил в защиту верующих и их прав и в своем теперь уже знаменитом открытом письме от 10 ноября 1966  года сказал страшную, подробно документированную правду о беззакониях и безобразных преследованиях религии в Советском Союзе (опубл.: Вестник Русского студенческого христианского движения. Париж; Нью-Йорк. 1966. №82. С.3-20. Точное название: Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию открытое письмо, июнь, 1966). В память этого подлинного мученика хотелось бы повторить здесь сегодня то, что я писал почти одновременно с опубликованием письма Талантова - в дни, когда по всему миру разносился шум пятидесятилетнего юбилея советской революции:

«Мутной лавиной захлестывает нас юбилейная шумиха: достижения, успехи, взлеты и полеты - все к лучшему в этом лучшем из миров, да еще в стране, в обществе, построенных по последнему слову окончательной «истины»! Об одном только не говорится в этом потоке ликования и самовосхваления - о странной судьбе веры и религии.



Я говорю «странной», а мог бы сказать «страшной». Ведь вот пятьдесят лет уже, как религия провозглашена ненужной, отжившей, вредной... И вот пятьдесят лет, как она, религия, несмотря на все это, живет. «Блаженны алчущие и жаждущие правды», - сказал Христос в Евангелии (Мф. 5:6). И можно утверждать, что этот голод, эта жажда оказались неистребимыми.  Если бы сейчас, сегодня... сосчитать, сколько людей верят  еще                          по-настоящему в казенную идеологию, а сколько живет, так или иначе, жаждой и голодом чего-то другого, высшего, не сводимого к одной земле, к ее экономическим законам и тому подобное, - юбилейная риторика должна была бы прекратиться /.../. Становится ясно,  что на глубинном уровне казенная идеология, объясняющая человека по принципам диалектического материализма, потерпела полное крушение. Она держится внешней силой, и только. А то, что держится внешней силой, не имеет силы внутренней и рано или поздно должно исчезнуть. С религией произошло обратное. Могло казаться и веками действительно казалось, что и она держится только силой, внешней поддержкой, принуждением. И вся диалектика материализма была целиком построена на этой предпосылке: стоит лишить религию поддержки извне, и она рухнет.

И вот лишили. И не только лишили, но и окружили высоким и страшным забором лжи и клеветы, пропаганды и гонений, сделали почти невидимой, загнали на задворки жизни, лишили всех возможностей самозащиты - рассуждая по-человечески, сделали жизнь ее невозможной. Вот простой пример: пятьдесят лет, как нельзя свободно купить Евангелие, то есть просто узнать о Христе. Но казавшееся невозможным, обреченное по всем законам логики и вероятности на смерть, оказалось живым и возможным. И из всех итогов предстоящего юбилея этот итог - самый интересный и самый важный, ибо он заключает в себе вопрос, на который рано или поздно нужно будет дать ответ. И вопрос этот - не о случайном и преходящем, а, повторяю, о самой сущности человека, о конечных мотивах его жизни.

Но может быть, нам скажут, что все это неправда, что самой конституцией религии обеспечена свобода и, следовательно, если религия оказалась вытеснена на задворки жизни, то это в силу как раз ее внутренней слабости, ненужности и устарелости. Так думают многие, далеко стоящие от веры и которым кажется, что все тут благополучно: никто, никому, дескать, не мешает верить. Да и само духовенство печатно и устно подтверждает это. Но... каждому честному человеку  следовало бы проверить и все время проверять это внешнее впечатление, следовало бы вслушаться в тот приглушенный стон, который стелется буквально по всей нашей земле.

Вот недавно двум молодым священникам  в Москве было запрещено служить /.../ за то как раз, что они просто сослались на конституцию и потребовали для религии той свободы, которую она, якобы, гарантирует. Казалось бы, что может быть законнее и невиннее, чем ссылка на закон? Но и она оказалась преступлением. И случай этот не единичный. Конституция конституцией, но есть страшное администрирование религии по телефону и устно. Есть, если сказать всю правду... открытое гонение на веру. /.../ Вот простой факт, и его замолчать нельзя. На пятидесятом году режима есть фасад религиозной псевдосвободы, есть послушные епископы, которым приказано возвещать это по всему свету, есть послушный церковный аппарат и есть открытое гонение на веру. И пока оно есть, вся юбилейная шумиха оказывается ложью и лицемерием /.../. Верующие люди в нашей стране лишены возможности открыто защищать свои права. Им некуда обратиться, и за них некому заступиться. Но вот вспоминаются слова псалма: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия» (Пс. 145:3)... В темноте бесправия один за другим зажигаются огни мужества и свидетельства».

Когда-то, на самой заре христианства церковный писатель Тертуллиан назвал кровь мучеников «семенем христианства». Христианство началось с молчаливой крестной смерти, с видимой победы зла. И вот теперь к лику его мучеников причислен и Борис Талантов.  Его имени не будет на страницах газет, даже молиться о нем будут, по всей вероятности, тайно. Но по тому таинственному закону, непобедимость которого мы видим все время вокруг себя, будущее - за Талантовым, а не за теми, кто сослал его в лагерь, пытался заставить замолчать и не защитил. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным» (ср.: Мк. 4:22), и у нас все время так - одинокий поэт, гонимый писатель, скромный учитель математики, молодой священник оказываются  все время сильнее власти. Они несут и выявляют совесть народа, в них очищается и новым светом сияет вера - та вера, в которой ничто не основано на силе, но все на правде. К героям и мученикам правды причислено теперь и светлое имя Бориса Талантова.

Previous post Next post
Up