Jul 27, 2022 23:43
27 июля - день гибели Лермонтова.
Для нашей семьи Лермонтов всегда был близким человеком. Юля выросла в Пензе и в каждый наш приезд туда мы обязательно ехали в Тарханы погулять по парку и поклониться праху любимого поэта. В молодости Юля написала стихотворение "Встреча в Тарханах", напечатанное потом в сборнике "Венок Лермонтову", выдержавшему несколько изданий
Встреча в Тарханах
Приснилось мне, иль было наяву:
Вставал рассвет, сиреневый и зыбкий,
Качалась верба на тугом ветру,
И ты меня приветствовал улыбкой.
Ты шел легко по краешку зари,
Следя, как гаснут утренние звезды.
И пели, не смолкая, соловьи
В Тарханах, на трепещущих березах.
И узнавала сонная земля
Твою походку и негромкий голос,
Тебя встречали пышные поля
И травы пред тобой склонялись в пояс.
Здесь все твое: и синие пруды,
И старый парк с дубами в три обхвата.
И все в родном краю узнаешь ты,
Здесь все, как прежде - дорого и свято.
1978
Я люблю Лермонтова даже не столько как поэта, сколько как гениального прозаика, предвосхитившего литературу конца ХХ века и считаю "Героя нашего времени" пожалуй лучшим произведением русской прозы. И психологизм романа, и сама его конструкция, и сочетание - "автор - рассказчик - автор внутрироманных текстов" и ирония высказывания "Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя над чужим произведением" - все это, конечно же, возвышает его над всей русской литературой, кроме может быть Гоголя.
Ну а история гибели Лермонтова говорит и о том, что несмотря на свой характер Михаил Юрьевич был благородным человеком. Мы знаем со слов секунданта кн. Васильчикова (да и других свидетелей), что Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова. Он даже сказал: "Я в этого дур#ка стрелять не буду". Зато выстрелил сам дур#к и убил наповал. Причем если Пушкин ехал убивать - ему просто не повезло, то Лермонтов ехал мириться.
Да и то сказать - повод-то был пустейший. Мне где-то встретилось утверждение, что Мартынов был пародией на Лермонтова (как Грушницкий на Печорина), что Лермонтов неоднократно высмеивал. Что всю жизнь (а они приятельствовали с детства) Мартынов пытался доказать, что он как минимум не хуже Мишеля. Возможно, что и так. Пушкину в этом плане повезло больше - ни Дельвиг, ни Кюхельбеккер, ни даже "Олосинька" Илличевский Пушкину не завидовали и убить его не пытались...
Вообще, жизнь и смерть Лермонтова полностью укладывается в парадигму постмодернизма, превращая его в "Пушкина наоборот" и одновременно в "нового Пушкина", что особо подчеркивается службой Мартынова в Кавалергардском полку одновременно с Дантесом. Существует даже идея, что существовал некий "заговор кавалергардов", последовательно отстреливавших великих русских поэтов. Даже граф А,П. Толстой, в доме которого умер Гоголь и которого, например, С.Т. Аксаков считал одним из главных виновников смерти Николая Васильевича, тоже служил в Кавалергардском полку. Так это или не так - сказать сложно, но факты налицо. Да и появление Лермонтова в "Джентльменах удачи" в виде "мужика в пиджаке", да еще и смещенном в пространстве (памятник стоит у Красных ворот, а "дерево там такое" много десятилетий украшало витрину магазина "Цветы" у м. "Парк культуры"), безусловно не критическим реализмом выглядит.
Именно поэтому в своем глубоко постмоденистском романе "Улита и кореша" (настолько постмодернистском, что он даже не был окончен) Лермонтов превратился в одного из героев, действующем как и Печорин в воспоминаниях.
" А мы правда хотим пожениться? - глупо спросил Беломор.
Правда-правда! - веско произнесла Мурка. - Все великие люди когда-нибудь женились. Кроме Лермонтова, конечно. Но он очень плохо кончил.
Соня Мармеладова одобрительно закивала головой.
- А ты откуда знаешь, как кончал Лермонтов? - возмутился Евлампий. - Тебя тогда еще в помине не было.
- Только не говори, что и это ты тоже знаешь, - хмыкнула Александрия.
- Ну, наслышан… Мне Мартынов сам рассказывал, за что он Лермонтова… того…
- И за что? - спросила Люба. - Уж не называл ли он его Верой Фигнер?
- Нет! Он называл его мартышкой. Причем с детства. Когда они вместе учились в пензенской школе № 1. Там до сих пор две таблички висят. Одна: «Здесь учился Мартынов», а другая: «Отсюда выгнали Лермонтова за то, что он обзывал Мартынова мартышкой». А потом они встретились на Кавказе. А Лермонтов запамятовал фамилию-то его, назвал его Макакой. Видать, думал, что Макакин. А Мартынов уже майором был. Неловко как-то. Назови, говорит, хоть гамадрилом. А Лермонтов уперся. Какой, говорит, ты гамадрил, ты просто павиан красножопый. Лермонтов вообще вредный мужик был. Как в какой-нибудь салон придет, так сразу гадость скажет. Или просто нагадит. Мартынов мне после признавался, что промахнись он тогда, он бы его непременно в другой раз добил.
- Вопрос, - подал голос ж#домасон. - А откуда Лермонтов знал, что у Мартынова красная жопа? Уж не пидор ли он?
- А ему я сказал, - ничуть не растерялся Евлампий.
- А ты откуда знаешь? - не унимался масон.
- А я все знаю, - загадочно и немного печально отвечал великий архитектор. - Мне Лермонтов, между прочим, стихи посвящал. Всю жизнь переписывал. Представляете? Пушкину - одно, а мне…
- А почему ты еще не помер? - напрямик спросила Улита.
Но Евлампий не успел открыть секрет активного долголетия, потому что тут запел Коварный:
- Шел трамвай десятый номер,
На площадке кто-то помер.
Тянут-тянут мертвеца -
Ламца-дрица-а-цаца."
творчество,
Стихи,
#к,
#ка,
Литература,
русская дитература,
культура,
Филология,
#домасон