Про дубовую занозу.

Dec 12, 2006 00:32

Вот тут коллеги angobando и mfdukn просят раскрыть, что же я имел ввиду, говоря «...ход боёв на полях Фландрии в 1940 г. торчит дубовой занозой во всех предлагаемых обьяснениях причин катастрофы РККА в 1941 г. ...». Вот, руки дошли, попробую объяснить.

Но начну издалека. ( Много воды и немного по делу )

философия истории

Leave a comment

panzer_papa January 1 2007, 10:26:25 UTC
Есть такой товарищ - Василий Бардов. И есть ветеран войны, ГСС Долгушин, которого Бардов интервьюирует.
Среди прочего, получил Бардов от Долгушина информацию о том, что 23.06.41, после УСПЕШНЫХ боев 22.06.41 два иап 11 САД ВВС ЗФ вроде как получили приказ бросить технику в Лиде (по мнению Долгушина - порядка 50% исправной) и эвакуироваться на восток. Авторство приказа - командование САД, командование иапов, командование ЗФ - не установлено и вряд ли может быть установлено. Не исключено, что приказа не было, а был именно случай "все побежали - я побежал".
Но. Эти два иап прикрывали мосты в районе Гродно, не давая немцам отрезать наши войска на западном берегу. Лишившись (возможно из-за десятка слов устного приказа) прикрытия мостов... и т.д. Нарастающий снежный ком, цепочка домино.
Понятно, что это было не единственной причиной катастрофы ЗФ, но...
Мой дед, отвоевавший с 22.06.41 по 9.05.45 (а вернее - с 17.09.39) вспоминал, что они, встретив 22.06.41 немцев в Белоруссии в двух десятках км от границы и успешно отбив их, в ночь на 23-е просто не сговариваясь стали отступать на восток - и шли, дробясь на мелкие группы и обходя населенные пункты, в которых не было еще немцев, но могло быть какое-то советское руководство, аж до Брянской области

Reply

fat_yankey January 2 2007, 13:01:16 UTC
Тут встаёт вечный вопрос с противоречием источников. Долгушин, спустя 50 лет после событий, утверждает, что 50% самолётов были исправны, а Худяков (начштаба ВВС фронта) в отчёте составленном по горячим следам заявляет, что на 12:00 23 июня 122-й полк остался совершенно без матчасти, а в 127-м полку остались лишь единичные самолёты.

И в это веришь, узнав, что во время бомбёжек аэродрома в Лиде сначала погиб командир 11-й авиадивизии и ранен его заместитель, а вовремя следующего налёта ранили принявшего командование начштаба. К концу дня командование дивизией принял командир 127 полка. Долгушин, конечно, утверждает, что самолётам во время этоих налётов ничего не сделали, но вот в это как раз верится слабо.

Reply

panzer_papa January 2 2007, 17:09:15 UTC
Тут дело в том, что сам я по профессии авиатехник-механик и в массовый падеж матчасти двух полков после одного налета не верю - физически это практически не реализуемо. Это раз. И два - стоит вспомнить, что 22.06 Долгушин летал и дрался на ишаке, получившем немало попаданий еще на первом взлете и до взлета. Так что - одна пуля/осколок - один самолет - это я отбрасывал и отбрасываю как миф.
И 12-00 23.06 - это как раз и есть тот момент, когда полки действительно остались без матчасти - т.к. пилоты ехали в машинах на восток, единицы перегоняли те самые единичные самолеты - и отчет Худякова никоим образом не может служить подтверждением потери машин от огня противника.

Reply

fat_yankey January 5 2007, 12:20:20 UTC
Почему после одного? На аэродром в Лиде 22 июня было четыре налёта, самый серьёзный - примерно в 15:00 (15 Ju-88). И не одиночными пулями совсем работали по аэродромам, а "сатанинскими яйцами" - мелкими осколочными бомбами SD-2 или SD-10 (2 и 10 кг соответственно) в кассетах. Под Bf-109 подвешивалсь кассета AB-250 вмещавашая 96 SD-2 или 17 SD-10. Двухмоторные самолёты могли высыпать до 360 SD-2 за раз. Соответствено эскадрилья "юнкерсов" засыпала бомбами весь аэродром.

Reply

panzer_papa January 5 2007, 22:10:40 UTC
Дело в том, что долгушинский полк перелетел в Лиду только в ночь с 22 на 23.06.41.
Более того, по части данных днем 22.06.41 непосредственно в Лиде находилась всего одна эскадрилья, а остальные машины начали стягиваться только вечером 22.06.
И в качестве причины эвакуации летчиков называются не налеты 22.06, а налет Ме-110 утром 23.06.41

Reply

fat_yankey January 6 2007, 04:20:40 UTC
Вы что-то не так поняли у Долгушина. Он пишет: "... прилетел в Лиду я где-то в районе 11.30-12.00. Смотрю: командир дивизии полковник Ганичев подходит ко мне..."

Это 11.30-12.00 утра 22 июня. Потому что Ганичев был убит 22-го.

Reply

panzer_papa January 6 2007, 10:44:05 UTC
Это где?
Вроде как по озвученным Бардовым воспоминаниям Долгушина он садился в Лиде уже в сумерках вечером 22-го.

Reply


Leave a comment

Up