Apr 27, 2022 22:17
Государство - это война. Пусть современное государство возложило на себя множество иных обязанностей, но стержень никуда не делся. Как нам об этом рассказывает первый теоретик искусства управления государством:
Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. (Николо Макиавелли, "Государь", глава XIV)
Можно, видимо, утверждать, что армия есть образующий институт государства. По древности армии, как образующего института, можно судить о древности государства. Конечно, регулярная армия рождается только где-то в конце XVI века. Но, как полагают некоторые, и современные европейские государства кристаллизовались только в ходе Тридцатилетней войны. Утверждение хоть и весьма спорное, но не совсем безосновательное. Впрочем, если не стремиться к избыточной точности, то можно просто принять, что государства, чьи армии можно проследить до XVI века имеют одинаковую, "седую", древность.
Если искать корни государства не как народа и территории, а как машины управления, то древность армии это один из подходов для оценки того, с какой же глубины эти корни растут. Когда их рубили. "Мы наследники тех" можно понимать по разному. Конечно, Гольштейн-Готторпские на Санкт-Петербургском престоле в каком-то смысле наследники Рюрика и Владимира Красна Солнышка. Но государственная машина для них была заложена Петром Великим.
Как же определять древность армии? Сразу напрашивается метод - по древности её полков. Конечно, воинские организмы по ходу жизни претерпевают различные пертурбации, но принимая подход "корабля Тезея", можно проследить их истории до момента рождения.
Британская армия, например, растёт корнями из 1661 года, с реставрации Стюартов. Есть, правда, Колдстримский полк, перебежавший к Карлу Второму из бывшей кромвелевской армии, есть Гренадерский полк, сформированный для Карла Второго в изгнании, есть ещё пара самозванцев, пытающихся казаться более древними, чем они есть (типа Шотланских гвардейцев). Но в основной своей массе нынешняя британская армия родилась после 1661. Как и нынешнее английское государство. Последующие "славные революции" и смены династий его основ не пошатнули.
Дореволюционная Российская армия - это армия Петра Великого, ненамного моложе английской. Романовы, конечно, начали регуляризацию армии до Петра, но он всё переустроил на свой манер, и, насколько я понимаю, в Российкой армии не было пехотных полков с допетровскими традициями. Эта армия сгинула в 1917 и на смену ей пришла Красная, будущая Советская, нынешняя Российская. Однако, если присмотреться, то можно заметить, что Рабоче-Крестьянская Красная в основном сгорела в сражениях 1941-42 годов. Армия пришедшая в 1945 году в Берлин довольно сильно отличалась от неё по духу и воинским традициям. Погоны, гвардейцы, "георгиевские" ордена Славы и медали "За Победу над Германией". Нынешняя Российская растёт из неё. День Победы оказался более государствообразующим событием, чем Великая Октябрьская.
Странам имеюшим несчастие лежать между Рейном и Неманом тут совсем не повезло. Большинство их армий ведут свою историю примерно с 50-х годов. скажем, традиции Германской армии, бывшей Прусской, пресекались в 1918 и в 1945. А в определённом смысле и в 1935. Одна из древнейших в Европе, Австрийская армия, просто рассыпалась в песок в 1918. Поляки родили несколько армий, включая повстанческие, но все они ушли в ничто - ведь на территории Польши сменилось несколько государств.
Современная французская армия - это армия Великой Французской революции. Как и государство. Ну то есть, французы пытаются возводить историю революционных полубригад к старорежимным полкам, но на мой вкус это попытка с негодными средствами. Если, например, взглянуть на знамя 1-го полка, считающегося старейшим, и якобы ведущим свою историю от Пикардийских рот (bandes de Picardie), то на нём не вышито ни одного названия сражения дореволюционной эпохи. Всё начинается с Вальми, 1792 года, а заканчивается (пока) Алжиром. При том, что при прежнем режиме полк со славой прошёл все главнейшие битвы войны за Испанское наследство.
То есть по сути вся Европа между концом XVII и серединой XX веков так или иначе прошла через череду слома государственных машин.
Но есть и островки стабильности. Естественно, по краям континента. Я знаю два - Швеция и Испания. В шведской армии есть полк ведущий свою историю с начала XVI века. И это не очень удивительно. Всё-таки шведам удалось прожить без особых революций и внеших вторжений. Удивительна Испания. Она прошла через множество переворотов, гражданских войн, армии иноземцев стояли там как у себя дома. И тем не менее, полки испанской армии бережно хранили традиции тех времён, когда они ещё назывались "терциями".
Если теперь посмотреть на нынешнюю Украинскую армию, то, слегка прищурившись,то можно заметить, это это армия 2014 года. Хоть история немалого числа её частей и соединений прослеживается во тьму советской эпохи, традиции этих частей полностью искоренены. Почётные наименования и гвардейские статусы заработанные в боях с немцами отправлены на свалку. Присвоены новые, как бы отсылаюшие к военной истории УНР, гетманщины и домонгольской Руси, но не имеющие там реальных корней. Это, в смысле традиций, новая армия. Самая молодая в Европе. Что подчёркивает тот факт, что Украина-2014 это не Украина-1991. Да, Майдан был революцией.
любимые цитаты,
армия и государство