В своё время гейдельбергский медиевист Карл Хампе одарил нас максимой: "Die Geschichte kennt kein Wenn" (история не знает слова "если"). Отечественные мичуринцы её скрестили с фразой "природа не терпит пустоты" и в граните отлилось: "история не терпит сослагательного наклонения". Звучит почти как закон природы
(
Read more... )
Comments 19
= а по фактам (см. условие) у нас согласье. =
Reply
Reply
> И он тоже прав - среди политически возможных миров,
> доступных из нашего августа 1939 года, таких в которых это утверждение
> было бы верно - не сыскать.
По-моему, только об этом и идет спор, если говрить о "честном" споре. То есть первый оратор как раз честно не считает совместное нападение Польши и Германии на СССР политически невозможным.
Тут, кстати, усматривается еще одна абстрактная тема для Вашего фирменного разбора: убедительность доказательств в политике. Как в исторических дискуссиях любят употреблять штамп "история не допускает сослагательного наклонения" (Вы его как-то разбирали), так политические аналитики частенько учат, что "в политике никогда не следует говорить 'никогда'". Если так, то каким образом можно доказать политическую невозможность ужасного антисоветского союза Германии и Польши? Раз никогда нельзя говорить 'никогда'...
Reply
Ну, это красивое словцо. Например: думаю никто не будет спорить с тем, что в 50-х годах президентом США никак не мог стать негр или женщина. Хотя физически и легально это было вполне возможно.
Reply
Reply
Reply
Могу предложить и другой вариант - фактов просто недостаточно для окончательного вывода (собственно, в истории для 100% достоверного вывода их может быть недостаточно всегда - всегда есть вероятность, что обнаружатся новые данные, меняющие картину). Поэтому, хотя по фактам и согласие, спор вращается в основном вокруг их трактовок, степени значимости и связи между ними. Т.е., переходит в область интуиции.
Reply
(цитата)Кирилл Рогов
Reply
Если первое действительно не знает сослагания - что было, то уж оно и было -, то второе, Вы правы, только этим и занимается...
Reply
Reply
Можно проделать трюк, скрестить взоможность с желанием. Если мы полагаем, что некто мог желать какого-либо события, мы говорим, что у него был мотив. То есть высказывание о мотивах прямого отношения к алетической модальности (и следовательно к проблематическим суждениям) не имеет. Оно в другой модальности.
Ну и как известно из чтения английских детективов, наличия мотива недостаточно для косвенного доказательства. Нужно доказывать наличие и мотива, и возможности, и средств. А также исключительность (что из возможных фигурантов больше ни у кого этой триады в наличии не имеется).
Reply
****
Ну так ведь и поступки человека вообще имеют несколько иной характер, чем, скажем, явления природы (падение мальчика с лестницы, кстати, тоже, в общем-то, явление природы). Без модальности намерения обсуждать модальность поступков, наверное, нельзя. Другое дело, что инструментов для фиксации соответствующих фактов у нас почти нет.
Reply
Leave a comment