Leave a comment

monetam November 19 2011, 06:31:43 UTC
Вольно ж было британцам воевать с восставшими в пустыне при помощи самолетов ! В Чечне или Афганистане у них бы такой номер не прошел.
Да потом, средств ПВО у противника не было.
Как говориться, "охота была бы благородным занятием, если бы и утки имели ружья".

Reply

wolfschanze November 19 2011, 09:14:23 UTC
ну у нас же в Средней Азии проходил)))

Reply

monetam November 19 2011, 10:36:41 UTC
Средняя Азия - не фокус. А Афганистан с Чечней - уже фокус :-)

Reply

wolfschanze November 19 2011, 11:39:43 UTC
почему не фокус? Горы там на границе с Афганом знатные

Reply

красный барон был сбит freedom_of_sea November 19 2011, 13:19:34 UTC
ружейным огнем

Reply

Re: красный барон был сбит monetam November 19 2011, 13:22:36 UTC
неужели самолеты в то в время были столь слабеньким оружием? :-)

Reply

Re: красный барон был сбит alexww1 November 19 2011, 13:51:03 UTC
вообще-то пулеметным

Reply

fat_yankey November 19 2011, 14:18:34 UTC
Как вам подсказывает коллега malejandro англичане довольно успешно применяли самолёты против пуштунов на северо-западной границе (ныне это пакистано-афганская граница).

Дело не в местности, а в эпохе. Главным поражающим эффектом самолёта в 20-е годы был психологический. Пугал он дикарей сильно, другими словами. Сейчас самолётом никого не испугаешь.

Ну и второе, конечно, - неразрушенная племенная структура. Основа любой колониальной политики XIX-XX веков - соглашение колониальной администрации с племенной верхушкой. На эту верхушку собственно и воздействовали авиацией.

Reply

gur64 November 20 2011, 13:52:50 UTC
Ну, слова "довольно успешно" применительно к зоне племен - это как посмотреть:)
Война там шла лет 70 практически беспрерывно и без достижения каких-либо значимых результатов - стороны в общем при своих оставались.

"Главным поражающим эффектом самолёта в 20-е годы был психологический. Пугал он дикарей сильно, другими словами."
Это не совсем так. Согласно воспоминанием Мастерса тактика была следующая - определялась безопасная зона, после чего вне ее пределов с воздуха расстреливали все, что шевелится. Враждебное племя постепенно стягивалось в эту безопасную зону, размеры которой определялись с расчетом, что ее не хватит для прокорма племенной скотины. Скотина начинала дохнуть, племя замирялось. До следующего года:)

Reply

fat_yankey November 20 2011, 15:16:26 UTC
> Ну, слова "довольно успешно" применительно к зоне племен - это как посмотреть

В смысле равный результат достигался с меньшими затратами, чем при использовании сухопутных войск. Наверное стоило сакзать не "успешно", а "эффективно".

Reply

patetlao November 20 2011, 16:10:09 UTC
Да, эффективно. Но до определённых пределов.

1) Авиа-террор помог быстро рассеять все сколько-нибудь крупные отряды всадников-иракцев (сторонников шейха Махмуда и прочих), ибо британская авиация атаковала всё, что видела, на определённой территории.

2)Это также помогало колонизаторам оперативно реагировать, на возникающую проблему, перебрасывая силы куда нужно на ТВД. Первый в мире посадочный десант - британский, в апреле 1923-го, они перебросили транспортными самолётами 2 роты сикхов на усиление в Киркук.

И 3) Авиа-колониализм был дёшев.

Но на этом все преимущества данной стратегии кончались.

Reply

"Стальные птицы Британского человека" patetlao November 20 2011, 15:15:21 UTC
> Главным поражающим эффектом самолёта в 20-е годы был психологический. Пугал он дикарей сильно, другими словами...

Вот уж нет. Это уж какой-то очень сильно "облагороженный" политкорректный вариант описания событий. - В Ираке был нормальный воздушный террор.

Деревни мятежных племён - бомбили. Их колодцы - бомбили. Их посевы и запасы - уничтожали.

http://futb-all.livejournal.com/294833.html

Reply

Re: "Стальные птицы Британского человека" fat_yankey November 21 2011, 03:31:23 UTC
Деревни бомбили, да, спору нет. Только вот DH-9 это четыре 50-кг бомбы (или две 100 кг). Один вылет эскадрильи - это порядка 10 самолётов. В Ираке было восемь эскадрилий, из них одна транспортная, одна истребительная, остаётся шесть. Считайте сами.

Основной эффект именно психологический. В иракской операции зачастую просто появления самолётов было достаточно чтобы добиться нужного эффекта.

Reply

Re: "Стальные птицы Британского человека" patetlao November 21 2011, 13:07:31 UTC
"Основной эффект именно психологический.." - Нет.

Основной эффект именно ударный. Быстрое появление в нужном месте. Скорость и быстрота реакции несравнима с пехотными колоннами колониальных войск. Кавалерия повстанцев теряет свои главные преимущества - мобильность и неуловимость.

И полная безнаказанность. (на тот период) - мятежникам просто нечего противопоставить опустошительному пулемётному огню самолётов и их осколочным и фугасным бомбам.

Reply

Re: и по первой части... patetlao November 21 2011, 13:49:16 UTC
>вот DH-9 это четыре 50-кг бомбы (или две 100 кг). Считайте сами ( ... )

Reply

Re: и по первой части... fat_yankey November 27 2011, 02:34:43 UTC
> Нет. Основной смысл не психологический, основной смысл - ударный. Боялись британской авиации потому что она несла смерть. И защититься было нечем.

Ну кто б спорил. Только вот смерти этой они несли довольно немного. Я тут посмотрел типовую загрузку на вылет - от четырёх до восьми 20-фунтовок. Один залп батареи горных гаубиц.

Однако пушек арабы/пуштуны в то время уже особо не боялись. А самолётов боялись. Как я уже сказал, в начале 20-х зафиксировано немало случаев, когда для достижения эффекта было достаточно просто продемонстрировать воздушную мощь.

Впрочем, к 30-м годам этот эффект авиации уже износился.

Reply


Leave a comment

Up