На рубеже XIX/XX веков Максим как аргумент белого человека дикарю наверное был вполне весом.
Но новые времена рождают новые песни. После Первой Мировой обычным "максимом" впечатлить было уже трудно. Любой состоятельный племенной вождь мог сам себе купить если не "максим", так "льюис". Однако, и европейская техника не стояла на месте. Изощрённый ум белого человека родил самолёт.
Уже первые опыты вразумления бунтовщиков при помощи авиации показали изумительные результаты. С конца XIX века на Британское Сомали наводил ужас "Бешенный мулла" и его армия дервишей. 5000 солдат не справились с его усмирением ни в 1903-04, ни в 1910-12 годах. В 1920 году для успешной воздушной операции понадобилось всего 6 аэропланов и полтора батальона пехоты.
Вероятно, успех этой операции помог англичанам в марте 1921 года на Каирской конференции принять довольно необычное решение - передать командование обороной Ирака из рук армии в руки РАФ.
Как известно, при разделе Османской империи Британия получила Ирак в подмандатное управление. Но местные арабы с этим не очень охотно согласились, и весной 1920 года устроили восстание. Восстание подавили традиционными методами карательных экспедиций, но это потребовало изрядных усилий. В марте 1921 года англичане держали в Ираке 33 пехотных батальона, 6 кавалерийских полков и 4 эскадрильи самолётов.
В это же время отец британских ВВС Тренчард был озабочен проблемой их сохранения, как независимого рода войск. Он не так давно, в 1918 г., пробил создание министерства авиации, что стоило ему большой крови, так как особой нужды в независимых ВВС не видели. Но в военное время доводы нашлись. Теперь, когда война закончилась и все были озабочены демобилизацией, обосновать необходимость сохранения министерства было заметно труднее. Но нужда мать изобретательности. Тренчард и его штаб родили новую концепцию использования авиации в мирное время - контроль обширных владений Британской империи. По мысли Тренчарда, поддержание порядка в империи силами авиации должно было обойтись гораздо дешевле старых методов.
Опробовать идею было решено на Ираке. Штаб ВВС представил расчёты, что для контроля Ирака прежними методами понадобится 12 пехотных батальонов, тогда как ВВС будет в состоянии обойтись 4 батальонами и 8 эскадрильями. Предложение звучало довольно заманчиво, и после недолгих колебаний было принято. В августе 1921 командование вооружёнными силами в Ираке перешло к ВВС.
К октябрю 1921 года армейская группировка в Ираке уменьшилась до 17 батальонов, через год до 9, ещё через год до 6, и в октябре 1924 остались обещанные 4 батальона. Правда, обещаными 8 эскадрильями ВВС не обошлись. Довольно вскоре выяснилось, что воздушное устрашение воздушным устрашением, а на земле нужен кто-нибудь, хотя бы для того чтобы договариваться об условиях капитуляции. Так в составе ВВС в Ираке появились роты бронеавтомобилей - сперва две, потом ещё две.
Опыт оказался в целом успешен. Аэроплан летают быстро и далеко. Поэтому, даже имея небольшие силы можно было быстро их сконцентрировать в нужное время в нужном месте, и столь же быстро перебросить при необходимости в другое. Устрашающий эффект производимый летучими машинами среди местных племён помогал зачастую "решать вопросы" не доводя до применения оружия. Впрочем, в случаях применения недостатка не было. Помогали воздушные силы сдерживать и внешнюю агрессию - северный сосед, Ататюрк, имел некоторые виды на Мосул. Здесь тоже в основном оказывалось достаточно демонстрации силы, но в 1924 дошло и до прямого конфликта.
"Рабочей лошадкой" британских ВВС в Ираке были одномоторные "универсалы" DH-9 (поликарповский клон этой машины назывался Р-1). Но имелась и одна эскадрилья футуристических виккерсовских двухмоторников Vernon. Эти последние перевозили войска. Например, в мае 1924 в Киркуке случились столкновения между ассирийцами и мусульманами. Прибытие на двух Vernon 60 солдат погасило мятеж в зачатке, не дав ему перерасти во что-нибудь более значительное.
Новаторская идея Тренчарда позволила ему сохранить независимость британских ВВС. Отдалённым последствием этого стала малопроизводительная затрата труда и материала на выпуск нескольких тысяч четырёхмоторников в 1939-45 гг.