По немногочисленным, но все же имеющим место быть, просьбам читателей, а еще больше из личного любопытства, мне захотелось продолжить тему "мода и история" или лучше "женщина и история".
За что так боролись феминистки 60-х и к чему вся эта псевдо-революция 68 года мне, признаться, не понять. Мини-юбки они уже носили, противозачаточная таблетка была уже изобретена. Европейским женщинам хотелось еще и власти, и невдомек было этим хрупким созданиям с чудными спинами и аккуратной грудью, которые они так старались оголять при всем честном народе и непременно под вспышки журналистских камер, что власть у них была всегда, нужно только уметь по-женски подойти к вопросу. Вот именно так, по-женски и очень феминистично, но без революций и публичных жестов, подошли к вопросу три роковые женщины Древнего Рима: Валерия Мессалина, Агриппина Младшая и Поппея Сабина. Но о них позже, а пока - о моде.
О моде Древнего Рима можно судить прежде всего по статуям и фрескам. Чудесные длинные задрапированные древнеримские тоги ярких цветов (римляне обладали особой техникой окраски ткани и любили очень яркие оттенки, особенно красный и пурпурный), открытые сандалии, крупные золотые украшения и чудесные вьющиеся уложенные короной на голове волосы - примерно так выглядели римские красавицы. Я опущу период неоклассицизма в постреволюционной Франции, где как реакция на моду пышного двора Марии Антуанетты и стиль рококо красавицы захотели простоты и лаконичности античных силуэтов, а мужчины облачились в военные мундиры, и перейду к современной моде. В начале прошлого века главным возродителем и поклонником античной моды была Мадлен Вионне. Женщины в ее платьях напоминали древнегреческих богинь или древнеримских императриц.
Статуя с изображением Нерона и Агриппины и платье Мадлен Вионне
Статуя с изображением Агриппины и Клавдия и платье Мадлен Вионне
Статуя с изображением Агриппины и платье Мадлен Вионне
Древнеримская фреска из Помпеи и эскиз платья Мадлен Вионне
Древнеримская фреска из Помпеи и платье Мадлен Вионне
Родольфо Пальялунга, возглавивший возрожденный несколько лет назад дом Вионне, пытается совместить особенности стиля основательницы, такие как крой по косой, длинные струящиеся платья, драпировки, обнаженные плечи, с собственным представлением о современной моде. Представления Пальялунга явно связаны с его предыдущей работой в доме Прада. Коллекции Вионне с каждым сезоном все больше становятся неким миксом между стилем Миуччи, Мадлен и собственным видением Пальялунга, но кое-что от античности он все же оставляет.
Древнеримская фреска из Помпеи и платье из осенней пре-коллекции 2011 Вионне
Древнеримская фреска из Помпеи и платье из осенней пре-коллекции 2011 Вионне
Древнеримская фреска из Помпеи и платье из осенней пре-коллекции 2011 Вионне
Древнеримская фреска и платье из зимней коллекции 2012 Вионне
Больше всех других современных дизайнеров, как мне кажется, древнеримский силуэт любит Альберта Ферретти, ее вечерние платья всегда напоминают об античности. Легкие, струящиеся, из летящего шелка, часто с драпировками и почти всегда с открытыми плечами или на одно плечо, ее платья кажутся срисованными с древнеримских фресок или скопированными с древнегреческих статуй. Да, Древнему Риму действительно удалось изобрести почти все, даже моду, к которой постоянно возвращаются дизайнеры и которая никогда не перестает быть актуальной.
Древнеримская фреска из Помпеи и платье из зимней коллекции 2012 Альберты Ферретти
Древнеримская фреска и платье из зимней коллекции 2012 Альберты Ферретти
Древнеримская фреска и платье из зимней коллекции 2012 Альберты Ферретти
Ну а теперь вернусь к трем женщинам, которые хоть и недолго, но были властительницами полу-мира под названием Римская Империя. О том, как выглядела Мессалина, предпоследняя жена императора Клавдия, сложно судить. Она была настолько развратна, что даже очень терпимые римляне пожелали выбросить ее из истории и уничтожили большинство ее изображений и статуй. Но ни людей ни историю нельзя заставить забыть, и Мессалина так и осталась притчей во языцех и нарицательным именем и олицетворением болезненной нимфомании и эксгибиоционизма. В аллегорическом образе ее замечательно обрисовал Петроний в "Сатириконе", и как всегда очень художественно изобразил Феллини в фильме по произведению этого древнеримского автора. Мессалина увы в историю вошла исключительно необычайным размахом своего разврата, который шокировал даже видавших виды и привыкших ко всему римлян, поэтому не буду останавливаться на этой фигуре.
Древнеримская скульптура с изображением Мессалины и сына Британика, Мессалина в изображении Тулуза-Лотрека и платье из зимней коллекции 2012 Вионне
Агриппина Младшая, занявшее место императрицы полу-мира после убитой Мессалины, уже намного интереснее. Агриппина была сестрой уже убитого на тот момент Калигулы, матерью Нерона и новоиспеченной женой императора Клавдия. О том, чем она занималась при дворе Калигулы, я не буду писать, - об этом императоре и его сестрах написано очень много шокирующих фактов. После всего этого брак со своим родным дядей Клавдием для Агриппины видимо был сущим пустяком с точки зрения морали, и одной из главных ступеней, ведущих к власти. Нерон, будущий император, поэт и поджигатель Рима, был рожден от первого брака Агриппины и не имел никакого законного права на римский трон, но мать помогла устранить все препятствия. Сначала она женила Нерона на дочери Клавдия, затем отравила грибами своего дядю и мужа по совместительству, ну а остальное сделал уже Нерон, убив Британика, сына Клавдия, своего сводного брата, затем Агриппину, свою родную мать, а под конец и Октавию, свою жену.
Древнеримская монета с изображением Агриппины, Агриппина глазами фотографа Алексии Синклер и платье из зимней коллекции 2012 Альберты Ферретти
Безропотную Октавию Нерону пришлось убить для того, чтобы жениться на следующей нашей героине, Поппее Сабине. Поппея Сабина, обойдя все препятствия и уничтожив всех препятствующих, стала женой Нерона. Эта женщина вошла в историю прежде всего благодаря своей невероятной красоте, о которой в один голос говорят историки и поэты, и свидетельствуют дошедшие до нас статуи, и все той же невероятной жестокости, присущей и ее свекрови. Закончила свою жизнь Сабина так же грустно, как и ее предшественницы. Историки и современники, правда, расходятся в версиях о ее гибели. Тацит пишет, что она умерла во время беременности, когда ожидала второго ребенка от Нерона, и умерла потому, что муж ее в гневе сильно ударил ее в живот. Другой историк, Светоний, говорит, что умерла Сабина, будучи уже разведенной с Нероном во время извержения вулкана Везувия. Мне сложно судить, кто из них прав. Итальянцы предпочитают придерживаться второй версии, но читая о нравах Нерона и о характере Сабины, ни первая ни вторая версия не звучат достаточно правдоподобно.
Бюст древнеримской статуи Поппеи Сабины, портрет Поппеи Сабины неизвестного автора XVI в. и Поппея Сабина глазами фотографа Эрвина Олафа
Вот такая грустная история о трех жаждущих власти и получивших ее красавицах.