к размышлениям об имманентизме и Боге-партизане

Nov 09, 2010 16:19


Запись на сайте enadtochij.phronesis.ru.

Морозов констатирует очевидное: в России нет репутаций, и потому лжесвидетельствование делает любую практику больших политических  слушаний  бессмысленной.  Имеется в наличии колелктивный эйхман и полное, такое детское непонимание смысла слова “репутация”.  Вон, Вован даже умудряется фалюсифицировать ( Read more... )

Общее

Leave a comment

есть одно "но": anonymous November 10 2010, 12:08:20 UTC
не буду вмешиваться в учёный разговор; ещё меньше хочу извиняться. но в русской публицистике я, похоже - ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто пытался вслух обсуждать этот странный тип русского беспамятного развития. движения цепочкой оборотничеств, типа "ударился оземь и обернулся демократом..реформатором..силовиком.." этц... соскальзывания в будущее с постоянно съеживающейся памятью, неуклонно мелеющим прошлым.. во всех моих статьях - начиная с первой в большой печати (1987, а в самиздате и вовсе с 70-х) - беспамятное, отрицающее себя-вчерашнего существо, человек-бельмо - главная тема ("Свобода помнить" 87го, "Беловежский человек" 95, лень вспоминать), либо одна из главных тем. разве нет?
что конечно - всё это не причина исключать себя самого из проблемы!
впрочем Ваша навязчивая антропокритика денежной мотивация комична, и не только в отношении меня - я вообще редко встречал людей, так легко истолковываемых ("заказ..контракт..").
гп
PS. совсем на полях, но важно: именно шестидесятничесво дало эту мутацию антипамяти, этот ген слепого пятна ("сталинизм - зигзаг, историческая опечатка" .. меня это оскорбляло уже в школе конца 60х). развившийся дальше в нуйко-карякинство 80е.. культ репутации не спас. протсо была альтернатива - ДРУГАЯ возможность, иная школа работы с русским опытом, чем 60ничество. была "культура-2" - давшая через "пятидесятников" и новомировцев, перводиссиднтство Вольпина-Синявского-Буковского(юношу)..Тврадовского-Гефтера ..далее распавшаяся (продуиктвным побегом оказалась лишь восточноевропейская ветвь, польско-чешских "учеников" московского инакомыслия..) лично мой вопрос здесь - как было вообще можно удерживать лично обязывающую связь с повально отрицаемым всеми прошлым? как жить в мире, который смеркается? погодно обнаруживая, что сообщество напрочь забыло прошлогоднего себя? репутация? антиориентир! двигаться внутри слепого мира можно лишь дозируя самопотерю, "трикстерски" разменивая репутацию на верность уничтожаемому.. нотут совсем другая пьянка.

Reply

Re: есть одно "но": farma_sohn November 10 2010, 22:41:13 UTC
насчет единственного не берусь судить, тем более что ваши статьи до эпохи "Века 20 и мира" мне вообще не известны (есть смутное вспомонание о какой-то статье "раскаяния" в советской газете, но, возможно, память обманывает - вы писали такое?).
Но так навскидку мне вспоминается Домбровский, да и Бродский примерно об этом, и Мераб немало сказал...
Но, понятно, говорили они "в общем виде", не на конкретных примерах.
Беловежского человека помню хорошо. Об этом ли он? Хм, надо перечитать. Воспоминание говорит другое.
"Материальный мотив" или "резон интереса" - это же расхожий мотив, не яж его придумал. И более того, там где убеждения перестали связывать события самоосуществления - что, как не резон интереса, связывает? Тем более деньги как символический аппарат "соединения в единство" поведения, как аппарат памяти - тема почтенная, не надо относиться к ней с российским презрением, это ловушка.
Как раз ваш лично "материальный инетерес", как это не смешно звучит, я считаю скорее говорящим за вас, а не против вас. Я рисуью себе картину патера, у которого большой коллектив нахлебников, за которых он отвечает. Правильнно ли их кормить - это другой вопрос, но ответственность за них - такая японская ответсвенность шефа предприятия - вполне респектабельный мотив. Вменять же вам "личную" корысть я бы не стал, не столь я наивен, не в той вы категории достатка.
И все-таки есть для мнея нечто непостижимое в вашей эволюции от статьи про Ежова к тому, что вы говорили и писали в 2006-2008 годах, и еще более непостижимо -или постижимо через негативность - то, какой контраст это образует с тем, что вы говорите сегодня.
Т.е. у мнея есть некоторая модель объяснения, я ее опишу отдельно в ближайшие дни. Вот напишу специальный такой теоретический пост про "случай Павловского", ибо фигура вы важная для мысли о и случай - интересный богатыми теоретическими последствиями. У меня есть вообще идея взять какой-нибудь ваш опус как предмет отдельного семинара в моем курсе "Госрезон", кототый, вроде, я должен читатюь в этом феврале в Вышке. Приходите, откорректируете.Это было бы интересно - и вам тоже, смею предположить :)
Что касается вашего P.S. про "две линии" - это очень интересно. Я вот медитирую временами над инетерсной работой Лифшица "Человек 30х годов", она из этой области, Лифшиц ведет диалог с этой зоной. Да, шестидесятники создали условия для "зейркивания" и сами сделали себя в 70е самозачеркивающимися. сущая правда. А вот про пятидсятников, как отличимых от людей 30х - это надо подумать. ощущаю плохо. Был ли Гефтер или Геллер пятидесятниками? Здесь инресный поворот, спасибо. Собственно - не об этой ли линии, ее возножностях - Домбровский?
Твардовский - не знаю, за далью даль я много в детстве читал, но что он апроизводит? Не то же ли самое, что и шестидесятники?
Буду думать.

Reply

Re: В Вышке anonimno111 November 12 2010, 01:17:11 UTC
А что, было бы весьма поучительное зрелище -- два Профессора "Вышки" в родной ясинской Вышке же читают на пару суперский семинар. Павловский и Надточий, ученые-оборотни (в лучшем смысле этого слова). Протеи, так сказать, наших дней. Заснять на видео да выложить в ютюб. Любой Шмитт был бы посрамлен..
Им бы еще Ефима Островского позвать до кучи, чтоб он вЪехал на своей супер-карной Марусе да прямо в зал семинаров "Вышки". Вышка -- хороший термин -- нечто между Башней (слоновьей кости) и Высшей Мерой ЧК.
Но интереснее другое -- сколько в важном измерении швейцарских франков платят швейцарскому Профессору Надточию за проведения семинара в "Вышке"? Больше чем Профессору Павловскому или все же меньше? Надточий ведь , пишет Олегычу, что мол он не столь наивен, не в той категории достатка находится (кое кто).

Полагаю что швейцарский Профессор Надточий будет трудиться в Вышке совершенно безвозмездно, как видимо трудится там и Профессор Павловский.

с уважением и проч.,
Сергей К. (Техас).

Reply

Re: В Вышке 8k84 November 12 2010, 08:42:17 UTC
Да чё там Вышка. Сразу в Сколково надо.

Reply

Re: есть одно "но": anonymous November 12 2010, 02:08:36 UTC
чересчур много важных для меня тем, из них наименее ясная это я сам. У меня нет статей в совпрессе, первые - уже в перестроечной, с 87: в ВХХМире, в МН, Ъ-те и т.п. До того 15 лет строго самздат. Статья про Ежова? вовсе не помню. Но Вы правы, масса моих высказываний полярно противоположны нынешним. Противоположны - по м н е н и я м, не по и д е я м. «расхожие мнения» о самом себе терплю, не признавая за ними прав на себя. Мнения невольно расхожи, и собственные тож..но при чем тут у б е ж д е н и я? Все права на меня - у идей, с ними я не играю. эволюцию свою вижу совсем иначе, но странно писать в Вашем блоге «про себя». И говорить про порчу памяти скомканно не стоит. Глупое слово «шестидесятники» и так убийца опыта. В 60-х пересеклись две линии, аккумуляции опыта и манипулирования им. Линии пересекались в самих людях, но те потом часто забывали себя. Сильно упрощая, я говорил бы о двух тридцатилетиях, смикшированных в 60-е. 40-70гг. - Т-1, традиции признания ужасного опыта, предстояния ему, освоения в роли базового.. И традиции-2 (возникающей внутри т-1, как ее тень-оборотень) - тридцатилетии 60-90гг. - движение от «шестидесятничества» к «возрождению России».
Именно в 50-60-е выходят на свет вещи, составившие классику т-1 - Воспоминания и Вторая книга Н.Мандельштам, Солженицын, Шаламов, формируются самиздат и диссидентсво как реактор опыта - вопреки попыткам власти загнать все под спуд. (Кстати, диссидентство политично в том же, где литературоцентрично: это служение жрецов-переписчиков, жертвующих сохранности опыта - советских «друидов») .. Т-1 позитивно всеядна, это культура отверженных, культура братства падших с непадшими, братства разных по крови, по вере и безверию, «Родина» традиции - не 60-е, а 50-е годы, оттого меня зацепил «Отдел».. Т-1 живет среди поколений-титанов - здесь деятели революции (нескольких русских революций!), здесь старики предреволюционного урожая, серебряного века, здесь люди-пролы фабричных слободок, бодрые, полные хорошо мне памятного достоинства - они легко соединяют себя в 20-е, в голод, в войну и победу. Они легко перемешиваются с возвращающимися из лагерей с их невозможным знанием . Они решают задачу жизни сообща, жизни имеющей ценность. Т-2 - это полицейщина фрагмента, диктатура анекдота, речевки-болталки..Создание новой России дало традиции-2 мощный повод и материал для игр. Взрыв аллюзий, вакханалия переименований отменяли прошлое мнимой легкостью повелевания им. Мгновенное "возвращение" названий «до такого-то года» - соблазн неданной человеку власти над прошлым. Бесконечная возня переименовок длится 20 лет, и с годами главным оказывается начальник над временем..Зачем прорабатывать опыт, раз можно ему приказать? И теперь все они не могут говорить друг с другом - Мандельштам с Бухаиным, Шаламов с Кировым... Мертвые замолчали.
Спасибо за приглашение, если буду в Москве, приду послушать.. либо в качестве экспоната
гп

Reply

Re: есть одно "но": anonimno111 November 12 2010, 21:12:27 UTC
Глеб Олегович, Вы все же зримо уникальная фигура в первую голову в плане умения антиномийного совмещения в себе "двух языков" -- на одном Вы в свое время умели говорить с ВВП, да так, чтоб убедить его в важной незаменимости вашей персонифицированной помощи, и на "другом" языке - уже о вакхическом "взрыве аллюзий" и тп -- т.е. на стиля явно не понятном ВВП (да боюсь и новому любителю Твиттера тоже). Не это ли два языка диглоссии, принятые согласно Борису Андреевечу Успенскому испокон века на Руси, и не эти ли -- какраз те самые два языка карнавала, которые парадигмально описал веселый клоун международно не-нано науки Михаил Михайлович Бахтин? (Вы знаете, когда то были благословенные времена когда под "важной наукой" подразумевали не только чубайса или сколково, но скажем дмитрия сергеевича лихачева или ханса георга гадамера).
Ваша уникальность еще и в том что ваш опыт, чисто по мамардашвильски, настолько "нетипичен", что тотально непригоден к повторению. Это такое различие, но уже без повторения, складка выступает на лбу у делеза. Обидно что даже в лучших ваших воспитанниках -- таких как тот же Чадаев, природа уже "отдыхает". Дело не в том даже, что Чадаев менее талантлив (как ритор) чем Вы, (возможно он и не), но суть в том что Чадаев, как бы формально "не нужен". В смысле так как были эксплицированно нужны Вы, в году, скажем, 99ом. И нет никаких щансов что когда-либо что либо подобное Вам будет еще раз необходимо российской власти. Ни кошмаровы, ни белковские не вписываются в новую парадигму, выстрояемую этим Натаном, любителем группы Агата Кристи... Сейчас, отсюда и в вечность, будут необходимы другие "мастера" иных дел (заплечных), и Вы с Гефтером, Мандельштамом, Бухариным, и прочими милыми культурными айконами -- оказываетесь в роли забавнейшего анахронизма. Прошлые заслуги никто умалить не может, но вот будут ли будущие?
Сможете ли Вы в будущем, скажем, сочинить вот такой допустим куплет:

Ты помнишь ли Владик, дороги страшнейшие?,
Глумились гусинские, злейшие СМИ,
Но сводки с полей доносили мудрейшие,
Прижав медведей лектората к груди

?

Reply

Re: есть одно "но": anonymous November 13 2010, 10:20:16 UTC
Вы остроумно говорите о порядках в этой корчме, где я подзастрял. но это же не первая корчма на пути, и в других были иные порядки. в какой-то долго-долго выспрашивал я Гефтера, пил с Ильенковым и с Батищевым(чай!), а Библер отговаривал меня от политики ("Не путайте жанров - практикуя историю, не говорите про логику! и секс, и логика неплохие занятия, но разные!") .. в сквоте у Новокузнецкой пересмеивался с Венедиктом Ерофеевым.. юным глупцом слушал злую Надежду Яковлевну..нестарого ещё Померанца.. неубитых ещё Дандарона и Томачинского.. вёл долгие софистические -"альбрехтовские" препирательства с мириадом следователейи гб: опыт, сильно повлиявший на мою склонность обсуждать ценности отстранённо.. обсуждал странные вещи с Ельциным, с Чубайсом.. помню, опорные мысли кампании 99-2000 пришли в голову в корчме Hungry Duck, где, упившись, я плясал на барной стойке под Агату Кристи, придерживемый некой музой -и с ней тоже мы легко нашли общий язык .. места надо знать))
что, разве есть кто-то, с кем говорить нельзя или не следует? таких нет вовсе! читая доносы тех, кто меня "предавал" (верно, так они мнили, судя по рваному почерку..) я нисколько не жалел и о таких собеседниках. полагаю. с каждым говорить лучше так, чтоб он понял, а если и не понял, то не обиделся. вот я так и разговариваю.
я бросил преподавание 35 лет тому, и счёл бы неслыханной наглостью попытку учить других. у меня нет и не было учеников. бывает, я объясняю что-либо кому-то, но не знаю, что он из этого вынесет. и не проверяю потом.
гп

Reply

Re: есть одно "но": anonimno111 November 14 2010, 17:05:57 UTC
Спасибо, тут есть много ракурсов несколько неожиданной информации о Вас не так широко знакомой окружающим...
Было бы очень интересно сотворить с Вами нетривиальное объёмное интервью об основных узлах Вашей "внутренней истории" (линия Дандарона особенно интригует).
Но не совсем понятно где его потом публиковать (в нынешней непростой ситуации).

Reply

Re: есть одно "но": anonymous November 15 2010, 07:56:24 UTC
мне бы Ваши неясности) нет боле трудностей с публикацией - все трудности с публикаторами: у публики нет к ним вопросов, зато у публики к ним есть ответы. и - будучи отменным бродягой я плохой пересказчик: мне-то важно было не с кем/о чём, а кто/что я при этом, собственно? озадаченность при встречах обезъязычивает в пересказе
гп

Reply

Re: есть одно "но": anonimno111 November 16 2010, 06:51:40 UTC
И все же именно такого интимно-розАновского интервью с вами не было покамест, насколько можно судить.
за свою жизнь я брал и публиковал много разных интервью, но такого пока не было)

Reply

Re: есть одно "но": anonymous November 17 2010, 14:31:43 UTC
люблю крепкие инвью. увы, не знал Ваших
гп

Reply

Re: есть одно "но": anonimno111 November 28 2010, 19:02:49 UTC
я бы мог раскрыть Вам своё имя, но не уверен что знаю адрес для письма))

Reply

monocalibro November 15 2010, 09:39:19 UTC
Т1 -- это то (и те), что репрезентировало конс.революцию и, вообще говоря, порождалось (или ревитализировалось) ею. Эт очень удобно сейчас, пост-фактум, называть школой работы с уникальным русским опытом, но увы. Я не очень уверен что Шаламов уместен в это наборе имен.

Т2, соответственно, продолжение проекта Люмьера, со всеми его достоинствами и недостатками. В том числе и "полицейщиной фрагмента" как изводом энциклопедизма, очевидным позитивизмом (в классическом, контовском смысле) косыгинского проекта, культом рациональности, и (Локковским) требованием "соблюдать ваши законы".

Reply

farma_sohn November 16 2010, 07:49:02 UTC
то, что вы описываете как разное - лишь видимость, различиуя требуют более фундаментальной формулировки. Шаламов и Гефтер с одной стороны, Бовин и Замошкин с другой - К.р. здесь не поможет.

Reply

monocalibro November 18 2010, 08:46:13 UTC
Упрощаю, конечно.
Но ведь сводить всю историю этого поколению к "пеплу Клааса", к абсолютно непередаваемому опыту противостояния машине уничтожения, собственно страданию, тоже неверно. История не прерывается болью, смертью и жервой, как и не оправдывается ими.
В ключевом, 1993 году Гефтер и Окуджава (да и Стругацкий, насколько помню) оказались по разные стороны от очередной горы трупов. Ну да она много кого тогда разделила.
А Вы (и Г.П.) спрашиваете "при чем тут Шмитт".
Да вот при том.

Reply

anonymous November 17 2010, 14:47:27 UTC
боюсь, Вы не о том. "т-1" вообще не интересовалась политической конструкцией власти - опыт власти был слишком ужасен и для него не хватало слов. опыт преступленийи падений. опыт жертвы ценился круче реализации (что тоже конечно "дефект")...ну вот я говорил на обсуждении "отела" - ведут Аллу Андрееву, юнуюжену Даниила с ночного допроса - она на очной ставке подтвердила что хотела бы стукнуть Сталина табуреткой (по молодости и первоходке). ведут в камеру, где остается час до подъема ,спать.. а она думает что вот бросили бы под ноги ей трупы отца и мужа, она их -переступит - и все-таки пойдет спать в камеру на этот остатний час. кака така здесь тема для Шмита? или Парвус-мл., рассказывавший как перехитрить себя на пытке.. эьто не про конс.рев.
гп

Reply


Leave a comment

Up