Чистые и нечистые животные; Византия; XIII в.; памятник: Октатевх или Восьмикнижие (Athos, Vatop. 602); 21 x 34 см.; местонахождение: Греция. Афон. Ватопедский монастырь.
Оглавление.С существованием чистых и нечистых животных мы впервые встречаемся в повествовании о Всемирном потопе. «И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт.7:1-3).
«В первый раз являются здесь животные чистые как особливый разряд, но не показывается, какие именно к нему принадлежат. Из сего видно, что св. писатель предполагал сие известным из других мест своих писаний или из употребления своего времени. Следуя сему предположению, находим, что животные чистые суть или те, которые закон позволяет употреблять в пищу, коих разряд довольно многочислен (Лев. XI), или те, которые приносятся в жертву (Быт. VIII. 20) и коих в законе считается только пять родов (Лев. I. 2. 10. 14). Если Ной по окончании потопа точно принес жертву из всех скотов чистых и из всех птиц чистых, как сие ясно говорится (Быт. VIII. 20), то из сего нетрудно заключить, что под именем чистых приняты были в ковчег только жертвенные животные, и только пять родов, назначенных для сего в законе, ибо в противном случае жертва Ноева была бы слишком беспримерна и по качеству, и по количеству»
[1]. Святитель Московский Филарет не только указывает на появляющийся в Св. Писании новый феномен - разделение животных на чистых и нечистых, но и предлагает две гипотезы относительно определения признаков, по которым те или иные животные отнесены к двум указанным категориям. К признакам определения животных по категориям вернемся чуть позже, пока остановимся на самом феномене.
Первое о чем необходимо сказать, это о том, что чистота или нечистота тех или иных животных не обусловлена их природой. Бог сотворил всех животных «чистыми». «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо» (Быт.1:21), «И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо» (Быт.1:25). Мы не видим никакого разделения между животными в Эдеме, когда Бог приводит их к Адаму для наречения имени. Очевидно, что разделение животных на чистых и нечистых является исключительно следствием грехопадения прародителей. «Конечно, между созданиями Божиими нет ни одного нечистого. В самом деле, как мы можем какую-либо тварь назвать нечистою, когда об них однажды произнесено вышнее определение и божественное Писание сказало, что «виде Бог вся елика сотвори, и се добра зело» (Быт.1:31)? Но уже природа (человеческая) сама по себе сделала это различие»
[2]. Становится ясным, почему именно на примере объединения в одном сосуде как «большое полотно» чистых и нечистых животных, Господь в видении показал апостолу Петру всеобъемлющее значение искупительной жертвы Христа. «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:15). Т.е. Воскресение Христово не только открыло путь в Царство Небесное любому человеку, не зависимо от происхождения, но и упразднило какое-либо разделение животных на чистых и нечистых. «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15). В связи с этим удивительно, насколько живучи пережитки ереси жидовствующих, проявляющиеся сегодня и выражающиеся в попытках делить животных на чистых и нечистых. Проявляется такое деление в вере в понятии осквернения помещений различными животными, в пищевых ограничениях. Всем этим проявлениям религиозного мышления среди современных христиан, подражающим нормам ветхозаветного Закона, автор был сам свидетель. Итак, нечистота животных в Ветхозаветные времена обусловлена исключительно нахождением человеческого рода в плену греха и ограничена, с одной стороны, непосредственно грехопадением, с другой стороны - разрушением власти диавола над человеком Воскресением Христовым. Кровавые жертвоприношения ветхозаветные заменила одна, преломляющаяся во времени, бескровная Евхаристическая жертва.
По каким же критериям делятся животные на чистых и нечистых в дохристианское время? Святитель Филарет, как мы увидели выше, предлагает две версии:
- по пригодности в пищу;
- пригодность к жертвоприношению.
По первой версии необходимо признать ее ошибочность, так как упоминание о разделении животных сделано, когда человек еще не употреблял животных в пищу. Это, во-первых. А, во-вторых, после потопа разделение животных на чистых и не чистых не выражалось в каких-либо пищевых ограничениях. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт.9:3). Вторая версия Московского святителя более соответствует действительности хотя бы на основании того, что после окончания потопа Ной приносит Богу жертву из чистых животных и птиц. «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт.8:20). Впоследствии, в Синайском законодательстве просто происходит пересечение (не тождественное) списков животных, годящихся в жертву и животных, годящихся в пищу. Кроме этого следует упомянуть, что Закон Моисея не только исключал из рациона питания нечистых животных, но запрещал даже прикасаться к ним (см. Лев.11:24-47). Впрочем, нечистота, которую влекло прикосновение к нечистому животному, длилась только в продолжение одного дня, и очищение человека заключалось в ритуальном омовении водой. Относительно пищевых ограничений в Законе на фоне разрешения есть каких угодно животных остальному человечеству скажем лишь, что они (ограничения) должны были стимулировать богоизбранный еврейский народ к святой жизни, к которой призывал народ Бог. «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев.11:44). «Святой - отделенный, чистый, избранный Божий»
[3].
Для полноты изложения приведем краткий ветхозаветный перечень нечистых животных
[4] (см. Лев.11:1-47):
- Все бескопытные звери, рептилии, амфибии.
- Грызуны (заяц, тушканчик, мышь, даман).
- Землеройки (крот).
- Летучие мыши.
- Все хищные птицы (орёл, гриф, ястреб, сокол, коршун, филин, сова).
- Птицы-рыболовы (цапля, пеликан, чайки, лебедь).
- Воронья порода.
- Зуй, ибис, удод.
- Страус.
- Все водные животные без чешуи.
- Все беспозвоночные, кроме разных видов саранчи.
Все равно остается открытым вопрос, по какому признаку животные, годные к жертвоприношению, отделялись от остальных животных.
Кроме указанных святителем Филаретом версий существует ряд других предположений. Так преподобный сирийский подвижник Ефрем возводит разделение к характеру и полезности животных. «Скотами чистыми называются животные кроткие, а нечистыми именуются вредоносные»
[5]. «Высказывалось мнение, что разница между этими двумя группами животных устанавливалась чисто случайно, произвольно, стало быть, такие законы нужны были просто для испытания беспрекословного повиновения. Другие предполагали, что нечистыми были животные, которые ассоциировались с языческими культами, однако такое толкование не подтверждается во многих случаях, например, тельцы считались священными животными в хананейском культе Ваала. Многие связывают эти законы с гигиеной и здоровьем»
[6]. Версия о случайности разделения животных на чистых и нечистых для воспитания послушания, при кажущейся возвышенности идеи, думается, все-таки несостоятельной по той причине, что у Бога случайностей не бывает. Если что-то происходит, то исключительно в согласии с премудрым Божественным промыслом. Версия о гигиенических причинах разделения животных тоже, как нам думается, слаба в подтверждении фактами. Так, например, нечистыми считались верблюд и лебедь, которые, как нам думается, не намного «грязнее» коровы и голубя.
Еще в одном предположении «обращается внимание на три основных класса (земля, вода, воздух) и указывается на формы движений в каждом классе. Предпочтение отдается тому, что считается «нормальным» в самом широком смысле слова»
[7]. Проще говоря «копытные жвачные животные были «стандартными» домашними животными на земле и потому пригодными для жертвоприношений. Перья и чешуя были «стандартными» особенностями водных созданий. Хищники из мира пернатых и стервятники совершенно очевидно поедали плоть с ее кровью и, стало быть, вели себя «нечисто». Амфибии, создания, передвигавшиеся в разных сферах и этим нарушавшие границы между классами, или те, чьи движения были коварными и непредсказуемыми, также относились к «аномальным»»
[8]. Несмотря на логическую стройность последней из приведенных теорий, следует признать ее несостоятельной по той причине, что возводит нечистоту к «дефектам» природы. Но, если Бог создал, например, амфибий передвигающимися «в разных сферах», то упрекать косвенно Творца в «браке» мы не можем.
Очень интересный взгляд на причину разделения чистых и нечистых животных (относительно употребления в пищу) мы находим в одном из древнейших христианских письменных источниках - Послании апостола Варнавы
[9]. Выражает оно тропологическое понимание пищевых ограничений Закона раннехристианской Церковью, чем для нас и ценно как показатель того, как первые христиане воспринимали разделения на чистых и нечистых животных. Приведем толкование из послания Варнавы целиком.
«Почему Моисей сказал: "Не ядите свиньи, ни орла, ни ястреба, ни ворона, и никакой рыбы, которая не имеет на себе чешуи" (Втор. 14:7-19)? Он при этом имел в уме три глубокие мысли. Сам Господь говорил иудеям во Второзаконии: "постановлю для этого народа заповеди Мои" (Втор. 4:2). Итак не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысле.
Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям. Ибо они, живя в удовольствиях, забывают своего Господа, а терпя недостатки, познают Его: так и свинья, когда ест, не знает своего хозяина, а когда терпит голод, кричит; получив же корм, опять умолкает. - "Не ешь," сказано "ни орла, ни ястреба, ни коршуна, ни ворона"; то есть, не прилепляйся к таким людям, которые не умеют доставлять себе пищу трудом и потом, но беззаконно похищают чужое, и ходя, по видимому, с простотою, строят ковы другим; так и те птицы, сидя в бездействии, изыскивают случай пожрать чужую плоть, и своим лукавством причиняют гибель. "Не ешь", сказано, "ни вьюна, ни полипа, ни каракатицы". - Это значить: не уподобляйся и не прилепляйся к таким людям, которые навсегда преданы нечестию, и осуждены на смерть; так как и те рыбы, одни из всех проклятые, ходят только во глубине, и не всплывают подобно прочим, но живут в земле под бездною.
"И зайца", сказано, "не ешь". В каком смысле? не будь срамником, и не уподобляйся таковым. Ибо в теле зайца каждогодно бывает перемена, противная естеству всех прочих животных. И гиены не ешь, сказано; это значить: не будь прелюбодеем, ни растлителем и не уподобляйся таковым. Почему? Потому что это животное ежегодно изменяет свою природу, и бывает то мужеского, то женского. По справедливости отверг Моисей и хоря. Не уподобляйся, говорить он, тем нечистым мужам, и не прилепляйся к тем нечистым женам, которые, как слышно, совершают беззаконие своими устами. Ибо это животное отступает от общих законов в зачатии плода.
Итак, Моисей, говоря о яствах, изрек три заповеди духовного смысла: иудеи же движимые похотью плоти, приняли их, как будто говорилось о яствах обыкновенных. Но Давид понимал таинственный смысл трех заповедей, и подобным образом говорить: "блажен муж, который не пошел на совет нечестивых", как те рыбы ходят во мраке бездны, - "и не стал на пути грешных", - так как те, которые боятся, по-видимому, Господа, но грешат подобно свинье, - "и не сел на седалище губителей", так как птицы сидят, подстерегая добычу (Пс. 1:1). Теперь вы вполне имеете ведение о тех заповедях.
Но Моисей также сказал: "ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку" (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? - Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. - Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века.
Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это»
[10].
Из всех приведенных версий относительно критериев разделения животных на чистых и нечистых, вместе с нравственными аналогиями из Послания апостола Варнавы, кажутся наиболее состоятельными версии о характере и полезности животных. Как мы помним, разделение на полезных и «неполезных» животных произошло после грехопадения человека по причине снисхождения Бога к человеческой природе, пораженной грехом, когда вся тварь восстала против того, посредством кого в мир вошла смерть. Господь по милосердию смягчил нрав (характер) некоторых животных, дав их в «бытовое» служение человеку. На основе этого заключения и предположений, сделанных в главе о жертвоприношениях, осмелимся предложить еще одну версию о критериях разделения чистых и нечистых животных. Чистыми были животные, с которыми у человека было налажено более тесное общение. Общение человека было более тесным с теми животными, нрав которых был смягчен Богом.
Под конец рассуждения о чистых и нечистых животных заметим, что, несмотря на строгость Закона относительно необходимости различать животных по этим двум классам при жертвоприношении, пище, бытовых работах и т.д., Писание явно указывает, что разграничение касается только жизни человека, перед Богом все животные были одинаково чисты. «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,… звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс.148:7,10), «Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия» (Пс.150:6).
[1] Филарет (Дроздов) Московский, свт. Толкование на книгу Бытия, Вступление в ковчег.
[2] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия, беседа XXIV.
[3] Исторический словарь терминов. Историческая энциклопедия онлайн [Электронный ресурс] // Крупнейший сборник онлайн словарей Onlinedics.ru. URL:
http://www.onlinedics.ru/slovar/his/t/svjatoj.html (дата обращения 09.10.2015).
[4] Нечистые животные [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия «Википедия». URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нечистые_животные (дата обращения 09.10.2015).
[5] Ефрем Сирин, прп. Книга Бытия, гл.7.
[6] Чистая и нечистая пища, чистые и нечистые животные [Электронный ресурс] // Большая онлайн библиотека e-Reading. URL:
http://www.e-reading.by/chapter.php/1036374/219/Karson_-_Novyy_Bibleyskiy_Kommentariy._Chast_1._Vethiy_Zavet.html (дата обращения 09.10.2015).
[7] Чистая и нечистая пища, чистые и нечистые животные [Электронный ресурс] // Большая онлайн библиотека e-Reading. URL:
http://www.e-reading.by/chapter.php/1036374/219/Karson_-_Novyy_Bibleyskiy_Kommentariy._Chast_1._Vethiy_Zavet.html (дата обращения 09.10.2015).
[8] Чистая и нечистая пища, чистые и нечистые животные [Электронный ресурс] // Большая онлайн библиотека e-Reading. URL:
http://www.e-reading.by/chapter.php/1036374/219/Karson_-_Novyy_Bibleyskiy_Kommentariy._Chast_1._Vethiy_Zavet.html (дата обращения 09.10.2015).
[9] Большинство исследователей датируют послание второй четвертью II в. (возможно, ок. 130 г.).
[10] Послание апостола Варнавы, гл.10 [Электронный ресурс] // Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи». URL:
http://www.vehi.net/apokrify/varnava.html (дата обращения 09.10.2015).