О душе животных - Обнаруживается, что у человека нет помощника

Sep 24, 2015 17:35



Эдем. Лукас Кранах Старший.

Оглавление.
Обратите внимание, что отсутствие помощника у Адама обнаруживается непосредственно после того, как Адам дал имена животным. А не, например, во время возделывания Эдемского сада. «Следствие обозрения и наречения животных было то, что человеку не нашлось помощника подобного ему. Не нашлось более значит, нежели не было. Первое предполагает понятие, искание или желание предмета» [1]. Следовательно, в результате наречения имен Адам захотел такого помощника, который во всей полноте мог оценить дело Адама. Думается, что все дела Адама были любимыми, ведь они были исполнением заповедей Того, Кто был любим Адамом и Сам любил свое творение. А оценить дело Адама мог только тот, кто сам бы любил дело Адама, как он. Таким образом, можно сказать, продолжая мысль святителя Филарета, что Адам захотел поделиться с кем-то любовью, переполнявшей его. Обращение этой любви по отношению к животным не привело к ожидаемому Адамом «эффекту». Из повседневного опыта можно предположить, что некую душевную отдачу Адам от животных получал, но не в мере соразмерной его любви. Это напоминает нам, что взаимоотношение между людьми метафизически важнее, чем отношение человека к животным.

Уже было указано, что вплетение сюжета наречения имен в сюжет о создании Адаму помощника имеет неслучайное значение. Думается, что переплетением этих двух сюжетов Божественное Откровение указывает на то, что помощник, которому предстояло появиться, должен был обладать свойством, отсутствующим у животных, но присутствующим у Адама - способностью нарекать имена. Именно через осознание факта отсутствия рядом личности, способной нарекать имена, а не просто через знание об отсутствии помощника, Адам должен был осознать величие своей роли и величие роли своего помощника - жены. «Разве не нужно ли было, чтобы и сам человек это сознал и считал жену тем более дорогою, что во всей, сотворенной под солнцем плоти, он не нашел ничего ей подобного» [2]? «Итак, думаю, не следует сомневаться, что так происходило дело ради какого-нибудь пророческого ознаменования, но однако происходило именно так» [3], - заканчивает свои рассуждения о роли жены в качестве помощника блаженный Августин.

[1] Филарет (Дроздов) Московский, свт. Толкование на книгу Бытия, Сотворение жены.
[2] Аврелий Августин, блаж. О книге Бытия, кн.9, гл. XII.
[3] Аврелий Августин, блаж. О книге Бытия, кн.9, гл. XII.

Филарет Московский, Адам, Августин Блаженный, Творение

Previous post Next post
Up