Оглавление.В повествовании о наречении человеком имен животных обращает на себя внимание то обстоятельство, что наречение имен как бы вплетено в процесс создания человеку помощника - женщины. Именно на этот факт указывает блаженный Августин в своих размышлениях: «подвергнем теперь рассмотрению вопрос о том, почему приведены были к Адаму все звери полевые и все птицы небесные, чтобы он дал им имена, но при этом так, как будто отсюда возникла необходимость сотворения ему жены из ребра его потому что среди этих животных не нашлось для него подобной ему помощницы»
[1]. Соглашаясь с тем, что переплетение библейских сюжетов создания жены и наречения имен происходит не случайно, Августин оставляет вопрос прояснения связи сюжетов открытым. «Мне кажется, что это было сделано в видах некоторого пророческого ознаменования, но, впрочем, сделано так, что, при несомненности совершившегося события, истолкование его остается открытым»
[2]. Попробуем заглянуть за завесу пророческого ознаменования.
Перед тем, как размыслить о важности предстоящего появиться помощника и его роли, вспомним о том, что как и перед творением Адама, мы снова видим совет Св. Троицы. «Кому говорит? Не какой-либо сотворенной силе, но рожденному от Него, чудному Советнику, Властителю, Начальнику мира. Единородному Своему Сыну»
[3]. Это означает не только то, что жена, которая будет создана, ни в чем по человеческой природе не будет отличаться от Адама. Совет Св. Троицы, описанный в 18-м стихе второй главы книги Бытия, как бы продолжает совет, о котором мы помним из первой главы, см. Быт.1:26. Вспомнив о том, каким Бог планирует создать Адама - по Своему образу и подобию, мы понимаем, что помощник задуман Богом, имеющим такую же природу - носящую образ Божий, предназначенную для уподобления Творцу. Это подтверждается словами Самого Творца: «соответственного ему» (Быт.2:18) - Адаму.
Через название «помощник» Бог обозначает иерархию отношений между мужем и женой. Иерархия «мастер-помощник» заключается в том, что Адам как бы выступает инициатором неких действий, а ему, для их лучшей реализации, приходит на помощь помощник. Греч. bohyòn от bohyñw - «идущий или приходящий на помощь». Хотя у слова есть еще один перевод - «помощник, заступник, защитник»
[4], но оставим его рассмотрение за рамками наших рассуждений. Лишь потом, после грехопадения, иерархия взаимоотношений муж-жена претерпит кардинальное изменение: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Пока же речь идет о помощи мужу со стороны жены. Сразу заметим, что даже из личного опыта мы знаем, что самые лучшие помощники это те, кто в совершенстве владеет навыками мастера и понимает мастера «без слов». Те, кто являются как бы вторым «я» (alter ego) мастера. Но даже такой высокий статус помощника в нашем понимании предполагает разницу в социальном положении. Жена же, как помощница мужа, задумана как его продолжение, без социальной разницы. Муж выступает лишь инициатором действия. Следовательно, служение жены, как помощницы Адама, заключается в том, что она вместе с Адамом должна была делать то, что делал он. А Адам делал то, что соответствовало Божественной Воле, выраженной в заповедях, в том числе и заповеди о «владычестве». Следовательно, и в отношении жены мы должны сказать, что и ей дан некий дар, специфичный только человеку, который является образом некоего соответствующего действия Божественного.
Помощь жены до грехопадения, о которой упоминает Св. Писание, никаким образом не касается быта людей. Жена, вопреки распространенному мнению, не была задумана как домохозяйка, обеспечивающая мужу помощь по дому. Лишь после грехопадения роли мужа и жены в семье обосабливаются, хотя сущность брака сохраняется: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Матф.19:5,6). До грехопадения муж и жена фактически являли собой единого человека. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). Профессор Сергей Викторович Троицкий, указывая на небытовой характер взаимоотношений Адама и Евы, предлагает несколько другой перевод слова «помощник». «Жена творится для того, чтобы быть «помощницей» мужа. В чем же должна состоять эта помощь? Употребленное в русском и славянском переводе слово «помощник» подает мысль о помощи в тех трудах, которые Бог возложил на мужа (Быт. 2, 18), и обычное понимание его таково. Но в таком случае вполне уместно возражение блаженного Августина, повторенное Фомой Аквинатом, что для помощи во всяком другом деле, кроме рождения, другой мужчина был бы пригоднее женщины. Однако слово «помощник», так же как и соответствующие слова в переводе семидесяти… и в Вульгате, не передает точно глубокого смысла еврейского подлинника. Более точный перевод был бы: «сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним». Таким образом, здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии, так что помощь в труде может мыслиться лишь как последствие восполнения в бытии. Жена прежде всего нужна мужу как его «alter ego»… это есть полное метафизическое вышеличное единение в одном существе… «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно», - говорит Златоуст. (Беседа 12, 3 на Кол. Mg. 62, 387)»
[5]. Сергей Викторович подтверждает сделанное нами выше предположение о том, что помощь жены носит метафизический характер и проявляется как природное единение с мужем. Муж и жена это две ипостаси в одной человеческой природе, существующие в симфонии. Несмотря на разницу в переводе - «помощник» и «восполняющий», мы видим, что смысл роли женщины в союзе с мужчиной сохраняется. Перевод, предложенный Сергеем Викторовичем, лучше отражает характер взаимоотношений мужа и жены на уровне межличностного бытия. Перевод Семидесяти, как динамичный, предполагающий некие действия со стороны мужа и жены, указывает на их (мужа и жены) совместное служение.
Вплетение повествования о наречении животных, в результате которого будет выяснено, что в окружающем Адама мире «не нашлось помощника, подобного ему» (Быт.2:20) в повествование о творении жены, дает основание предположить, что одна из главных функций как человека, так и его «помощника» жены - наречение имен животным. Именно этой способностью не обладает ни одна из бессловесных тварей, в силу отсутствия в их природе Божественного образа. Поэтому, собственно, среди животных и не нашлось помощника Адаму.
[1] Аврелий Августин, блаж. О книге Бытия, кн.9, гл. XII.
[2] Аврелий Августин, блаж. О книге Бытия, кн.9, гл. XII.
[3] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия, беседа XIV.
[4] Подстрочный перевод Библии [Электронный ресурс] // Библейские Проекты: Симфония словарных форм. URL:
http://www.bible.in.ua/underl/S/D/626F.htm#bohy%u0441w (дата обращения: 16.09.2015).
[5] Троицкий С.В., проф. Христианская философия брака.