Откр.22:16

Jul 21, 2017 17:32



"Преображение Господне". Андрей Рублёв. Благовещенский собор Московского Кремля.

Оглавление.

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
  • Ѓзъ ї}съ послaхъ ѓгGла моего2 засвидётелствовати вaмъ сі‰ въ цRквахъ. Ѓзъ є4смь к0рень и3 р0дъ дв7довъ, и3 ѕвэздA ќтреннzz [свётлаz] и3 денни1ца. (Откр.22:16)
  • Аз Иисус послах ангела моего засвидетелствовати вам сия в церквах. Аз есмь корень и род давидов, и звезда утренняя и денница. (Откр.22:16)
  • ѓEgЖ ѓIhsoиw ¦pemca tтn ђggelсn mou martur°sai кmЭn taиta ¤pЬ taЭw ¤kklhsЫaiw. ¤gЕ eЮmi І =Ыza kaЬ tт gЎnow DauЫd, х ЋstЇr х lamprтw х prvуnсw.
  • Я Иисус послал ангела Моего засвидетельствовать вам это по церквам. Я есть Корень и Род Давида, Звезда светлая утренняя.
  • Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам это о церквах. Я - корень и род Давидов, звезда яркая, утренняя.
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. (Чис.24:17)
  • И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, (2Пет.1:19)
  • Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. (Рим.15:12)
  • и дам ему звезду утреннюю. (Откр.2:28)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
[Spoiler (click to open)]Ис.11:1          И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его;
Лук.1:78         по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
Матф.2:2        где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Матф.2:7-10  Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
Матф.22:42    что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
Матф.22:45    Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
Откр.5:5         И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
Откр.1:1         Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
Откр.2:11       Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
Откр.2:17       Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.
Откр.2:29       Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.
Откр.2:7         Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
Откр.22:1       И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Откр.22:11     Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
Откр.22:20     Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Откр.22:6       И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.
Откр.3:13       Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Откр.3:22       Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Откр.3:6         Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
Рим.1:3          о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
Рим.1:4          и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,
Рим.9:5          их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
Зах.6:12         и скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛв, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.

Параллельные места дополнительно:

  • Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. (Иоан.5:43)
  • Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно. (Фил.3:1)
  • А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; (Мал.4:2)
Апрингий [1]:
Это та звезда истины, которою волхвы были приведены к Его целительному присутствию. И никакое наше толкование не может быть яснее, чем слова данной книги.
Примасий [2]:
Открывая сияние благодати Нового Завета, Иоанн говорит о времени первого воскресения, когда Христос воскрес из мертвых. Поэтому мы читаем: «От стражи утренней до ночи, от стражи утренней да уповает Израиль на Господа (Пс.129:6)».
Григорий Великий [3]:
Тот, кто был рожден Девой, появился, как утренняя звезда, среди темноты нашей ночи, потому что в бегстве от мрака греха, Он объявил нам вечное утро. Но Он стал известен, как утренняя звезда, потому что Он поднялся утром из смерти и преодолел яркостью Его света отвратительную темноту нашей смертности. Тот [Оксф.: «Qui»], кого называет Иоанн: «Звезда яркая и утренняя (ср. Откр.22:16)». Ибо, появляясь живым после смерти, Он стал нашей утренней звездой, потому что пока Он создавал нас Сам по подобию воскресения, Он указал нам какой свет ждет нас после. Но Господь поднимает вечернюю звезду [4] над сынами земли, потому что Он позволяет Антихристу господствовать над неверующими сердцами Иудеев, как того требует их пустыня. И поэтому они справедливо подчиняются Господом этой вечерней звезде, потому что они сами по собственному желанию выбрали быть сынами земли. Ибо, стремясь к земным вещам, а не небесным, они были настолько ослеплены, не видя яркости нашей утренней звезды, и в то время, пока они ищут вечернюю звезду, дабы она господствовала над ними, они погрузились в вечную ночь последующего осуждения. Поэтому Господь говорит в Евангелии: «Я пришел во имя Отца Моего, а вы не приняли Меня; другой придет во имя свое, и его примете (ср. Иоан.5:43)».
Андрей Кесарийский:
О том, что Церковь и Дух, обитающий в ней, ожидают славного пришествия Христова, и о проклятии, которому подвергнутся повреждающие сию книгу
Здесь свидетельствуется о достоинстве Владыки, посылающего Ангела. Слово «свидетельствовать» употреблено вместо «засвидетельствовать» [5].
Я есмь корень и потомок Давида (Откр.22:16). Христос - корень Давида, как Бог, как происшедший от него, есть род его.
Звезда утренняя и денница (Откр.22:16). Христос же, воссиявший нам заутра Тридневен и имеющий явиться святым, после настоящей жизни в утро всеобщего воскресения установит нескончаемый день.
Беда Достопочтенный [6]:
Здесь Христос говорит о двойственности Своей природы, поскольку по Божеству Он является творцом Давида и в то же время родился от семени Давидова по плоти (Рим.1:3). В Евангелии Господь задает тот же вопрос иудеям: как же Христос сын Давиду, если Давид в Духе называет Его своим Господом (см. Матф.22:42,43)?
Он же [7]:
Он после ночи страданий явился во свете единого воскресения и жизни, показав миру слово и пример. Об этом было сказано и блаженному Иову: «Можешь ли выводишь созвездия в свое время (Иов.38:32)»?
Экумений [8]:
Засвидетельствовать (см. Откр.22:16) означает сделать гласным не в тайне или келейно - но во всеуслышание, повсюду в церквях, чтобы никто, имея дурные намерения, не творил зло под предлогом незнания.
Он же [9]:
Впрочем, как будто по поводу указанного последовательней было бы сказать: «Я есмь новая отрасль корня Давидова». А здесь, напротив, корнем Давида (см. Откр.22:16) Он называет Себя, и не только корнем, но и потомком (см. Откр.22:16), как прежде говорилось.
Он - корень и причина всего, в том числе и Давида, почему Он есть Бог и признается Богом. Но Он, конечно, и потомок Давида, взошедший от него по плоти, почему Он есть человек и признается человеком. И таков Он есть, ибо говорить о том же часто для меня не тягостно, а читающим - безопасно, как в одном месте сказал собственными словами божественный апостол (см. Фил.3:1).
Он, таким образом, Еммануил по Божеству и человечеству, при этом совершенными обладая природами, каждая из которых совершенна, согласно соответствующему определению - неслиянно, непревращенно, неизменно, неизмышленно [10]. Мы убеждены и в том, что после неизреченного соединения Он стал одним лицом и одной ипостасью, и одной энергией, пусть даже различие природ, от которого, как мы утверждаем, произошло неизреченное соединение, не непознаваемо, равно как и природное их свойство по качествам, согласно словам святого отца нашего Кирилла [11].
Он же [12]:
Под звездой утренней (см. Откр.22:16) Он подразумевает солнце, поскольку у Малахии Он назван Солнцем правды (см. Мал.4:2); а еще у пророка в псалме сказано: «Обрушился на них огонь - то есть на иудейских первосвященников, - и не видят солнца (Пс.57:9)», - разумеется, Солнца правды, Христа.
Либо Он подразумевает утреннюю звезду. Ведь и таким образом Его называет Петр во Втором послании: «Доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2Пет.1:19)».

[1] Трактат на Откровение. CCSL 107:96.
[2] Комментарий на Откровение. Cl. 0873, 5.22.244.
[3] Моралии на Иова, кн. 29.
[4] Стих 32. Разве ты сможешь породить утреннюю звезду в ее время, и разве ты поднимешь вечернюю звезду сиять над сынами земли? - прим.сост.: источник не ясен.
[5] Прим.сост.: Не совсем ясно что имеет ввиду св. Андрей. Во всех вариантах текста Откровения стоит «засвидетельствовать».
[6] Изложение Откровение. Cl. 1363, 3.22.206.11.
[7] Изложение Откровения. Cl. 1363, 3.22.206.18.
[8] Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 254.23-26.
[9] Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 254.27-255.18.
[10] Экумений использует определение Халкидонского Собора (451 г.), согласно которому две природы Христа соединены неслиянно (ασυγχύτως), непревращенно (неизменно) (ατρέπτως), неразделимо (αδιαιρέτως), неразлучимо (αχωρίστως). У Экумения формула изменена: он использует άσυγχύτως (неслиянно), ατρέπτως (непревращенно), αναλλοίωτους (неизменно), άφαντασιάστως (неизмышленно).
[11] Кирилл Александрийский, свт. Послание 39 (К Иоанну).
[12] Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 255.18-25.

Экумений, Примасий, Беда Достопочтенный, Апокалипсис, Григорий Двоеслов, Переводы, ЦСЯ, Септуагинта, Андрей Кесарийский, Апрингий

Previous post Next post
Up