Откр.22:2

Jul 03, 2017 18:17



О чистей реце, явльшися исходящи от Престол. Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века.



The tree of life. Revelation cap 22 v 2. Mortier's Bible. Phillip Medhurst Collection.

Оглавление.

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов.
  • ПосредЁ ст0гны є3гw2 и3 по nбап0лы рэки2 дрeво жив0тное, є4же твори1тъ плодHвъ дванaдесzте, на кjйждо мцcъ воздаS пл0дъ св0й: и3 ли1ствіе дрeва во и3сцэлeніе kзhкwмъ. (Откр.22:2)
  • Посреде стогны его и по обаполы реки древо животное, еже творит плодов дванадесяте, на кийждо месяц воздая плод свой: и листвие древа во изцеление языком. (Откр.22:2)
  • ¤n mЎsД t°w plateЫaw aйt°w kaЬ toи potamoи ¤nteиyen kaЬ ¤keЭyen jжlon zv°w poioиn karpoзw dЕdeka, katЊ m°na §kaston Ћpodidoиn tтn karpтn aйtoи, kaЬ tЊ fжlla toи jжlou eЮw yerapeЫan tЗn ¤ynЗn.
  • В середине улицы его и реки́ отсюда и оттуда дерево жизни творящее плодов двенадцать, в месяц каждый отдающее плод его, и листья дерева на исцеления народов.
  • Посредине улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, приносящее двенадцать плодов, каждый месяц дающее плод свой; и листья древа - для исцеления народов,
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание. (Иез.47:12)
  • Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. (Откр.2:7)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
[Spoiler (click to open)]1Пет.2:24       Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
Иез.47:1         Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника.
Иез.47:8-11    И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. 9 И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. 10 И будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много. 11 Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли.
Быт.2:9          И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Быт.3:22-24   И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
Ос.14:4          Ассур не будет уже спасать нас; не станем садиться на коня и не будем более говорить изделию рук наших: боги наши; потому что у Тебя милосердие для сирот'.
Ис.57:18        Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его.
Ис.57:19        Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его.
Ис.6:10          Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Иер.17:14      Исцели меня, Господи, и исцелен буду; спаси меня, и спасен буду; ибо Ты хвала моя.
Лук.4:18         Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
Мал.4:2          А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;
Прит.3:18      Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее!
Пс.146:3        Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их;
Откр.21:24     Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
Откр.21:21     А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло.
Откр.22:1       И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Откр.22:14     Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

Параллельные места дополнительно:

  • Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, (Ис.61:1,2)
  • В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. (Иоан.14:2)
  • Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (2Кор.6:16)
Иероним Стридонский [1]:
И дерево, продолжает он, высокое росло там. Иоанн говорил не о деревьях, но об одном дереве (см. Откр.22:2). Но если дерево одно, то как могло оно расти по обеим сторонам реки (ср. Откр.22:2)? Если бы было сказано: «Я видел деревья», то можно было бы представить, что одни росли по одну сторону реки, а другие по другую. Однако говорится, что одно дерево росло по обеим сторонам реки.
Один источник бьет от престола Божия, и это благодать Святого Духа; и благодать Святого Духа содержится в Священном Писании, в этой реке Писания. У реки этой есть два берега, Ветхий и Новый Заветы, и по обеим сторонам от нее растет дерево - Христос. Дерево это приносило в год двенадцать плодов (ср. Откр.22:2), то есть каждый месяц. Плоды этого дерева мы можем получить только через апостолов. Если же кто приходит к дереву через апостолов, он обязательно получает плод, собирает плоды Священного Писания, вкушает сокрытый в его словах Божий смысл.
Он же [2]:
Если же кто не может [собрать плоды], то это потому, что он еще слаб, еще не ученик, но пока принадлежит толпе, внешним, язычникам. Неспособный снять плод принимает слова, то есть листья, для исцеления народов… Если кто еще из язычников, из толпы, пока еще не ученик, тот собирает сами листья, принимает как лекарство буквальный смысл… Следовательно, Писание есть лекарство.
Апрингий [3]:
И о мудрости сказано: «Вовне возглашает, на улицах возвышает голос свой и на вершинах стен проповедует (Прит.1:20,21)». И если кто отказывается прийти на царский брак, она приказывает рабам и говорит: «Пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лук.14:23)». Поэтому здесь о воде спасения и очищении благодати говорится, что она истекает на улицы…
Две стороны реки (см. Откр.22:2) суть два Завета, в которых записана полнота нашего спасения.
Здесь древо жизни (Откр.22:2). В другом месте о Господе нашем Иисусе Христе говорится, Который есть древо жизни: мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17:28).
Листья (Откр.22:2) - это Его слова, которые идут на исцеление всех народов.
Двенадцать месяцев (ср. Откр.22:2) - это апостолы Господа, потому что Сам Господь - это лето благоприятное (Ис.61:2) прощения. Они же двенадцать месяцев, потому что каждый приносит многочисленный плод непрерывной проповеди от избытка знания.
Примасий [4]:
Под двенадцатью месяцами (ср. Откр.22:2) Иоанн подразумевает все время и обозначает всю вечность. Поэтому туда, где вечная зелень, никогда не будет допущено проникнуть никакому сушняку. То место, где пребывает совершенное и устойчивое здоровье, решительно никакая немощь не осквернит. Это то, о чем предвещал пророк, говоря: «Они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис.35:10)».
Это то дерево, которое, как мы читаем, посажено при потоках вод (Пс.1:3) и о котором Иеремия говорит, что оно пускает корни свои у потока (Иер.17:8), то есть надежду и веру помещает в Господе. Мы также можем истолковать реку воды жизни (Откр.22:1) и прочее применительно к Иисусу Христу, Который в действительности Сам есть источник жизни. Ибо мы читаем о Нем: «У Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (Пс.35:10)». Он Сам есть, как мы читаем, образ премудрости Божией, которая может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души (Прем.7:26,27).
Итак, Он есть источник, который также есть река. Он есть источник, ибо Он пребывает неисчерпаемым в Себе. Река же, потому что Он щедро и непрестанно отдает Себя ради насыщения святых. Ибо там, где Он назван источником, Он также назван потоком. Ибо, когда псалом сказал: «из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, - далее прибавил: ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (Пс.35:9,10)».
Хорошо сказано - среди улицы (Откр.22:2), словно это общее всем святым благо, которое не отвергается никем достойным и не дается никому недостойному…
Среди [улицы] святых - это, конечно, словно неделимое наследство для всех, видящих Бога. Поэтому мы читаем: «Иерусалим, устроенный как город, сообщество которого в единстве (Пс.121:3)».
Если плод понимать как награду блаженного бессмертия, то лист правильно истолковать как песнь нескончаемой хвалы, потому что, когда они поют, он опадает скорее от здоровья в счастливой участи. Ибо там истинное исцеление народов, полное искупление и вечное счастье.
Кассиодор [5]:
Река жизни, истекая от престола Господа, через середину его скользит чистой белизной, берега ее показаны [так], что с обоих сторон украшены густыми деревьями, плод которых приносится каждый месяц, где не будет ночи и нищеты, потому что Господь всех просвещает и насыщает. И после всего называет блаженными тех, которые сказанное в книге [этой] сохраняют умом веры.
Андрей Кесарийский:
Река, говорит он, напояет святых, насажденных при ней, названных иносказательно древом жизни (см. Откр.22:2) за причастие и подражание древу жизни - Христу. Они производят двенадцать плодов, то есть непрерывно дают плоды, потому что там не будет зимы греховной, заставляющей, как это наблюдаем теперь, древо жизни ронять свои листья, но тогда начнется век непрестанного плодоношения святых. Приноровительно к обычному у нас годообращению, а также и ради проповеди апостольской он называется здесь «двенадцатимесячным». Этот же стих можно объяснять и иначе. Под рекою можно понимать, как сказано, дары Святого Духа, ниспосылаемые чрез престол Отца и Сына, то есть херувимов, на которых Бог восседает, как на престоле, на стогны града, то есть на многочисленное общество его; потому что эти дары изливаются от высших к низшим по чинопорядку Небесной иерархии. Древо жизни означает Христа, познаваемого чрез Духа Святого, ибо в Нем Дух, и Он покланяем в Духе и есть Податель Духа. Чрез Него же и двенадцать плодов апостольских даруют нам вечные, неоскудевающие плоды благоразумия. Или же здесь предуказывается лето Господне благоприятное и день воздаяния, о котором говорил пророк (см. Ис.61:1,2).
И листья дерева - для исцеления народов (Откр.22:2).
Листья древа жизни - Христа означают тончайшие и пресветлые разумения судеб Божиих, а плоды его - совершеннейшее знание, которое откроется в будущем веке. Для народов, стоящих низшими в делании добродетелей, эти листья будут служить во очищение их неведения и во исцеление. Ибо ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам (1Кор.15:41), и многие обители у Отца (см. Иоан.14:2), чтобы каждого удостоить большей или меньшей светлости по характеру его дел. Это же можно понимать и иначе. Под древом жизни, приносящим двенадцать плодов, можно понимать лик апостольский по причине соучастия его с истинным Древом жизни, даровавшим и нам причастие Своего Божества чрез воплощение. Плоды его суть принесшие стократный плод, а листья - плод в шестьдесят крат. Эти, передавая низшим полученный ими от принесших сторичный плод луч озарения светом Божиим, принесут исцеление и здоровье народам, принесшим плод в тридцать крат. Ибо и между спасаемыми будет различие, как между листьями и плодами: одни прославятся более, а другие менее. Вообще в Священном Писании очень часто одно древо упоминается вместо многих, как равно много случаев, когда употребляется множественное число вместо единственного.
Экумений [6]:
Древо жизни (Откр.22:2) - Господь, согласно написанному автором книги Притч о Премудрости: «Древо жизни для тех, которые приобретают ее (Прит.3:18)». А что Христос - Божия сила и Божия премудрость (1Кор.1:24), поведал нам мудрый Павел. Он также говорит, что святые не только богаты Христовыми милостями, но и вселяется Он в них, и живет вместе с ними (см. 2Кор.6:16); именно это - вершина высшего блаженства. Христос, древо жизни, дает постоянные и непрестанные плодоношения и дары для святых так, будто одна щедрая раздача перекрывает другую и никогда не будут они обделены Божиим изобилием.
Он же [7]:
Листья (Откр.22:2) жизни - соединенные с Христом и имеющие Его в себе патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, мученики и исповедники, а также те, кто в надлежащее время совершают евангельские богослужения, и пастыри Церкви, и всякая праведная душа. Таковые и ныне исцеляют души, и в будущем присовокупят благо к святым.
Иннокентий Херсонский [8]:
Не на этой земле наш рай теперь, а на той, будущей, совершенной, которая явится, вместе с новым небом, когда нынешняя земля и нынешнее небо сгорят и претворятся совершенно. Тогда явится паки и древо жизни, и явится уже без Херувима с пламенным оружием. «Посреде стогны его, то есть града Божия, - так пишет тайновидец Иоанн, - и по обаполы реки древо животное, еже творит плодов дванадесяте, на кийждо месяц воздая плод свой: и листвие древа во изцеление языком (Откр.22:2)».
Но от сего древа жизни вкусим, если удостоимся обитать в Едеме небесном. Теперь, в стране пришельствия (пребывания), для нас древо жизни - на Голгофе. Это Крест Христов, приносящий нам плоды не по числу месяцев, а каждый день и каждую минуту, так что мы можем вкушать их, когда захотим. Я разумею Тело и Кровь Христову, от нихже ядый... жив будет (Иоан.4:58) и... не умрет во веки (Иоан.11:26), то есть тою смертию вечною, коея смерть телесная есть одно слабое изображение, и которая одна только и есть истинная смерть для нас.
Аверкий Таушев [9]:
Второй символ - это древо жизни (Откр.22:2), по подобию того, которое было некогда в земном раю, до грехопадения прародителей. Древо жизни в небесном Иерусалиме будет обладать особенными превосходнейшими качествами: оно двенадцать раз в году будет произращать плоды, и листья его будут служить для исцеления народов.

[1] Трактат на Псалмы. Cl. 0592, 1.145.
[2] Трактат на Псалмы. Cl. 0592, 1.169.
[3] Трактат на Откровение. CCSL 107:93-94.
[4] Комментарий на Откровение. Cl. 0873, 5.22.14.
[5] Толкование на Откровение. MPL070 1405-1417.
[6] Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 248.17-249.2.
[7] Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 249.3-8.
[8] Беседа в Великий Понедельник. На слова: «И пристави» Господь Бог «Херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни» (Быт. 3:24).
[9] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.

Иннокентий Херсонский, Экумений, Аверкий Таушев, Примасий, Апокалипсис, Переводы, ЦСЯ, Септуагинта, Иероним Стридонский, Андрей Кесарийский, Апрингий, Кассиодор

Previous post Next post
Up