И он показал мне реку воды́ жизни светлую как кристалл, выходящую от престола Бога и Агнца.
И он показал мне реку воды жизни, блестящую словно кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Параллельные места по Синодальному переводу:
Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. (Иез.47:1)
И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. (Зах.14:8)
и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. (Откр.4:6)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]Деян.1:4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, Деян.1:5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Деян.2:33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Иез.47:1-9 Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. 2 И вывел меня северными воротами, и внешним путем обвел меня к внешним воротам, путем, обращенным к востоку; и вот, вода течет по правую сторону. 3 Когда тот муж пошел на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. 4 И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. 5 И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. 6 И сказал мне: `видел, сын человеческий?' и повел меня обратно к берегу этого потока. 7 И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. 8 И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. 9 И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. Ис.41:18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды; Ис.48:18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя - как волны морские. Ис.66:12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать. Иер.17:13 Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. `Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой'. Иер.2:13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. Иоан.14:16-18 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. 18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Иоан.15:26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; Иоан.16:7-15 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, 8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня; 10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; 11 о суде же, что князь мира сего осужден. 12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. 13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. 14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. 15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Иоан.4:10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Иоан.4:11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Иоан.4:14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Иоан.7:38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Иоан.7:39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Пс.35:9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, Пс.35:10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. Пс.45:5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Откр.21:11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Откр.21:6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Откр.3:21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Откр.4:5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; Откр.5:13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. Откр.5:6 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Откр.7:10 И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! Откр.7:11 И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, Откр.7:17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Параллельные места дополнительно:
Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. (Ис.35:9,10)
Викторин Петавийский [1]: Река жизни показывает поток благодати духовного учения, текущий через умы верных, пуская зеленеющее множество ароматов. Древо жизни (cм. Откр.22:2) по обеим сторонам [реки] изображает Христа пришествие по плоти, Который от Единого Древа Креста жизнь восприяв, народы, истощенные голодом слова Божия, проповедью насытил. И поскольку говорит, что в городе солнце не нужно (cм. Откр.21:23), очевиднейшее показывает немерцающий (букв.: immaculatum - без пятен) свет Творца, сияющий в середине его, которого великолепие никто не может познать чувственно ни языком описать. Что на четырех сторонах ворота по три, говорит, были поставленны из одной жемчужины (cм. Откр.21:21), это показываются четыре добродетели, а именно: 1) рассудительность (пруденция, благоразумие); 2) терпение (крепость, стойкость); 3) праведность (справедливость); 4) воздержание, которые верные по очереди в себя вселили. И когда они взаимно смешиваются, двенадцатиричное производят число. Ворот же двенадцать верим, что это апостолов число, которые в четырех добродетелях, как драгоценнейшие жемчужины, сияющие, среди святых свет учения своего возвещая, приводят [их] во град учением [веры], чтобы при входе их [в город] радовался хор ангелов. Иероним Стридонский [2]: Обрати внимание, что источник благодати бьет из центральной части престола. Этот источник бьет от престола, только когда перед ним стоит Агнец: если мы не верим в воплощение Христово, то не можем принять от этой благодати. Апрингий [3]: Вода жизни (см. Откр.22:1) - это Господь Иисус Христос. Об этой воде Он сказал самаритянке: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Иоан.4:10)», которая есть знание Его Божества и полнота святой веры. Ибо о Нем сказано: «Ибо у Тебя источник жизни (Пс.35:10)». Потому что они спогреблись ему через крещение, как сказал апостол: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть (Рим.6:4)». Следовательно, вода жизни, подобная кристаллу и совершенно чистая, есть омовение святого источника и очистительный свет блаженнейшего крещения. А то, что она исходит от престола Бога и Агнца (Откр.22:1), сказано потому, что от Него очищение, из Него жизнь, из Него всякое оправдание и освящение крещения проистекает и исходит. Примасий [4]: Река жизни, текущая посреди города, больше не символизирует службу крещения, но уже открывается плод самого таинства. Ибо прежде сеялось в слезах то, что после будет пожато в радости. Поэтому теперь Церковь сеет в дух и от духа пожнет жизнь вечную (Галл.6:8). Андрей Кесарийский: О чистой реке, казавшейся исходящей от престола Рекою, исходящею из Церкви, называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез Ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его, увеличившихся, по слову Псалмопевца, паче песка (Пс.138:18). Экумений [5]: Рекой жизни (см. Откр.22:1) могут быть обильные и богатые дары Христа, которые неиссякаемо изливаются на святых; словно река, они несутся и текут на них. Аверкий Таушев [6]: Непрерывность блаженства членов небесной Церкви изображается в ряде символов. Первый символ - это светлая, как кристалл, чистая река воды жизни. Эта река, непрерывно истекающая от престола Бога и Агнца, символически изображает благодать Животворящего Духа, которая наполняет стогны Св. города, то есть все множество его обитателей, увеличившееся, по Псалмопевцу, паче песка (Пс.138:18). Это - благодать и милость Божия, которая неистощимо будет изливаться всегда на жителей небесного града, наполняя сердца их неизреченным блаженством (ср. Ис.35:9,10).
[1] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна. MPL005 0317-0344. [2] Трактат на Псалмы. Cl. 0592, 1.145. [3] Трактат на Откровение. CCSL 107:93. [4] Комментарий на Откровение. Cl. 0873, 5.22.2. [5] Комментарий на Откровение. TLG 2866.001, 248.12-15. [6] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.