и воро́та его нет не будут закрыты днём, ночь ведь не будет там;
И ворота его не будут затворяться днем, ибо ночи там не будет;
Параллельные места по Синодальному переводу:
И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. (Ис.60:11)
Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. (Ис.60:20)
И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. (Откр.22:5)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]Зах.14:7 День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. Параллельные места дополнительно:
другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; (Евр.11:36,37)
Викторин Петавийский: В том Царстве Он обещал рабам Своим: «Всякий, кто оставит отца, или мать, или братьев, или сестер ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Матф.19:29) [1]». В том Царстве лишившиеся имущества ради имени Господа [2], а также многие, убитые в разного вида злодеяниях и темницах, - ибо до прихода Господа святые пророки были побиваемы камнями, убиваемы и перепиливаемы (ср. Евр.11:36,37), - получат утешение свое, то есть венец и небесные богатства. В том Царстве Господь обещал, что Он воздаст за годы, которые пожирали саранча, и черви, и порча (Иоил.2:25). В нем будет соблюдаться целокупность творения, и по Божиему повелению оно изведет из себя сокрытые блага. Там святые получат вместо меди золото и вместо железа серебро и драгоценные камни (Ис.60:17). Там обратится к ним богатство моря и достоинства народов (Ис.60:5). В том царстве они будут называться священниками Господа, служителями Бога (Ис.61:6), как [сейчас] называются нечестивцами. В том царстве они будут пить вино, намажутся мазью и предадутся радости (ср. Ам.6:6; Ис.25:6,7). Об этом царстве вспомнил Господь, прежде чем претерпел страдания, говоря апостолам: «Не буду отныне пить от плода сего виноградного, пока не выпью с вами нового [вина] в будущем Царстве (Матф.26:29)» [3], - что и означает во сто крат (Матф.19:29), то есть в десять тысяч раз больше или меньше. Ведь когда он говорит, что они будут украшены различными по роду и цвету камнями, то это речь идет о людях; но он указывает и на самое драгоценное разнообразие веры отдельных людей. Апостол обращает внимание, что ворота - это жемчужины (см. Откр.21:21). «Запираться не будут (см. Откр.21:25)», - сказал он, - то есть через них дана благодать, она никогда не запирается. Он же [4]: Тем, что не могут закрыться врата, очевидно показывается что никакой бурей противоречия учение [Церкви] не отделяется от прямоты (правды) апостолов, даже если язычники и еретики поднимают против истинной веры поток пустых суеверий, [который] накрывает [Церковь] и рассыпается в пену, потому что камень - Христос, от Которого и на Котором утверждается Церковь. И посему никакими потоками человеческого безумия не закрываются [врата]. Примасий: Автор упоминает вечный свет Агнца, или лучше - вечного Агнца, Который будет служить вместо света в этом городе, когда пройдет время ночи. Как сказал Исайя: «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет им (Ис.66:23)». Словом месяц он обозначил свет из-за того, что луна на исходе месяца имеет наиболее яркий свет, а словом суббота - вечный покой. Это как если бы он сказал: «Тогда из света в свет и из вечного покоя в вечный покой будет им». А то, что ворота не запираются, свидетельствует о надежнейшей защите. Ибо не сказано: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Матф.26:41)», но скорее: «Остановитесь и познайте, что Я - Бог (Пс.45:11)». В будущем мире то, что зримо, то воистину возлюблено, а то, что возлюблено, без устали прославляется. Никто не расслаблен отдыхом, никто не устает в деле бесконечной хвалы. Андрей Кесарийский: Мы видим, таким образом, что спасенные народы будут ходить во свете его (Откр.21:24) и, увенчанные победою над страстями, принесут в него честь и славу добрых дел. И врата его не имут затворитися (Откр.21:25) - это указывает или на твердость и безопасность для жителей, или на то, что для полнейшего научения всех там будут открыты Божественные врата апостольского учения. Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников. Экумений: Смысл этого двоякий. Либо здесь говорится, что будет мир и безопасность, так что не будет необходимости назначать стражу в городе, или когда бы то ни было запирать двери, или задвигать засов. Либо это значит, что учения апостолов - ибо мы назвали двери (ср. Откр.21:21,25) апостолами - не замолкнут в том месте, но и там будут апостолы преподавать святым новые, еще в большей степени божественные, учения. Ведь праведники, будучи сынами света и сынами дня (1Фесс.5:5), насладятся божественными и светлейшими хвалами и таинствами, поскольку вокруг них будет вечный день и свет Божественного осияния. Ибо сказано, что ночи там не будет (Откр.21:25). Воистину, если бы когда-нибудь пресеклось Божественное осияние, то была бы и ночь; но если нечестиво утверждать такое и Божий свет действует непрестанно, то как же настанет ночь у святых?
[1] Викторин связывает эти места Откровения с тысячелетним царством. [2] См. Ириней Лионский, сщмч. Против ересей 5.32.1. [3] См. Ириней Лионский, сщмч. Против ересей 5.33.1, где данный текст также связывается с тысячелетним царством. [4] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна. MPL005 0317-0344.