и сотрёт всякую слезу из глаз их, и смерти не будет уже́, и не ско́рби и не крика и не му́ки не будет уже́ потому что первое ушло.
и отрёт всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет; ни скорби, ни крика, ни боли уже не будет, потому что прежнее ушло.
Параллельные места по Синодальному переводу:
Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. (Ис.25:8)
И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. (Ис.35:10)
ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. (Откр.7:17)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]1Кор.15:26 Последний же враг истребится - смерть, 1Кор.15:54-58 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 56 Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. 57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! 58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. 1Кор.7:31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 1Иоан.2:17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. 2Кор.6:17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. 2Пет.3:10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Евр.2:14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, Евр.2:15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ос.13:14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня. Ис.25:8 Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. Ис.30:19 Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе. Ис.35:10 И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся. Ис.60:20 Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. Ис.61:3 возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. Ис.65:18 А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. Ис.65:19 И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Иер.31:13 Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. Матф.24:35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. Пс.143:4 Человек подобен дуновению; дни его - как уклоняющаяся тень. Откр.20:14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Откр.22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. Откр.7:17 ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Откр.21:1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Амвросий Медиоланский [1]: Внимания твоего достойно, что праведным обещается благодать: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:3,4)». Сравни теперь, если угодно, эту жизнь с той жизнью, и избирай если можешь, всегдашнюю телесную жизнь, соединенную с трудами, наполненную переменами, печалями, скукой и неудовольствием. Приятно ли было тебе это, когда бы пожелал Он, чтобы это было вечно? Ибо когда жизнь и сама по себе неприятна, то насколько больше должны желать вечного покоя по воскресении, где не будет царствовать грех. Кто настолько терпелив в болезни, постоянен в слабости, великодушен в печали, чтобы не пожелал умереть более, нежели вести жизнь, наполненную слабостями и печалями? Когда же мы в жизни этой сами себе не нравимся, хотя и знаем, что постигнет нас конец, насколько больше была бы скучна нам эта жизнь, когда мы предвидели, что телесные эти труды будут бесконечны. Итак, кто не хочет быть участником смерти? Да и что может быть тягостнее бессмертия, наполненного бедствием? «И если, - говорит апостол, - мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор.15:19)». Это означает не то, что уповать на Христа бедственно, но что Он надеющимся на Него уготовил другую жизнь. Ибо эта жизнь подвержена греху, а та - предоставлена награждению. Цезарий Арльский: Все это [2] Иоанн сказал о славе Церкви, которою она будет обладать после воскресения. Примасий: Очевидно, что все это относится не к этой, а к будущей жизни. Ибо теперь в этой жизни насколько более свят человек и насколько преисполнен святыми желаниями, тем более обильна слезами его молитва. Поэтому мы читаем: «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс.41:4)», и еще: «Каждую ночь омываю ложе мое (Пс.6:7)». Андрей Кесарийский: Голос с неба поучает святого, что это есть истинная скиния. Ее образ, или, лучше, предобразование образа было показано Моисею, а ныне образом ее является Церковь. В этой скинии нерукотворной не будет ни плача, ни слез, потому что Податель вечной радости всем святым дарует непрестанное и вечное веселие. И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:4). Это согласно со Священным Писанием, которое говорит, что оттуда отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис.35:10). Слова «первая мимоидаша» означают, что гордость нечестивых и страдания святых будут иметь соответствующий конец. Экумений: Сходное с этим говорил пророк Исайя: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц (Ис.25:8)». Ибо, если, согласно божественному апостолу, боль, печаль и воздыхание удалятся (Ис.35:10; 51:11) в той блаженной жизни святых, какие в отсутствие этого еще могут оставаться слезы? Говорится: «Прежнее прошло (Откр.21:4)». Имеется в виду, что придет конец страданиям святых. Теперь настало время награды за труды. Серафим Саровский [3]: Затем при упомянутых недугах душевных нужно чаще приводить себе на память слова преподобного: «Нет нам дороги унывать - Христос все победил: Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил». А припоминая это, нужно представлять себе, что если Христос все победил, то эти состояния: тоска, скука, печаль и уныние - суть скорби временные и со временем ради заслуг Христовых они заменятся радостями нескончаемыми и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр.21:4).
[1] Амвросий Медиоланский. О смерти брата две книги, кн.2. [2] Цезарий имеет в виду Откр 21:1-4. [3] Как нужно поступать, когда одолевают нас тоска, скука, печаль и уныние.