Откр.20:6

May 06, 2017 22:05



Что есть первое воскресение, и что есть вторая смерть. Московская старообрядческая книгопечатня 1909г., с древлеписьменной рукописи первой половины 17 века.

Оглавление.

6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
  • Бlжeнъ и3 с™ъ, и4же и4мать чaсть въ воскrніи пeрвэмъ: на ни1хже смeрть вторaz не и4мать w4бласти, но бyдутъ їерeє бGу и3 хrтY и3 воцарsтсz съ ни1мъ тhсzщу лётъ. (Откр.20:6)
  • Блажен и свят, иже имать часть в воскресении первем: на нихже смерть вторая не имать области, но будут иерее Богу и Христу и воцарятся с ним тысящу лет. (Откр.20:6)
  • mak‹riow kaЬ ‘giow х ¦xvn mЎrow ¤n t» Ћnast‹sei t» prЕtъ: ¤pЬ toжtvn х deжterow y‹natow oйk ¦xei ¤jousЫan, Ћllѓ ¦sontai ЯereЭw toи yeoи kaЬ toи Xristoи, kaЬ basileжsousin metѓ aйtoи [tЊ] xЫlia ¦th.
  • Блажен и свят имеющий долю в воскресении первом; над этими вторая смерть не имеет власть, но будут священники Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет.
  • Это - воскресение первое. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. (Ис.61:6)
  • и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. (Откр.1:6)
  • Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. (Откр.21:7)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
[Spoiler (click to open)]1Пет.2:5         и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
1Пет.2:9         Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
2Тим.2:12      если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
Дан.12:12      Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней.
Ис.4:3            Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,
Лук.14:15       Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Откр.5:10       и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
Откр.1:6         и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Откр.14:13     И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
Откр.2:11       Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
Откр.20:14     И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
Откр.20:4       И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Откр.20:5       Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
Откр.21:8       Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.
Откр.22:7       Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
Откр.5:10       и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
Рим.12:1        Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
Рим.8:17        А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

Параллельные места дополнительно:

  • И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. (Матф.19:29)
  • Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Пс.109:4)
  • Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. (Деян.1:14)
  • Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. (Иоан.7:39)
  • Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. (Иоан.6:39,40)
  • каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, (1Кор.15:23-26)
  • и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лук.1:33)
  • ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. (2Пет.1:11)
  • ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. (Матф.22:30)
  • Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. (Рим.6:14)
  • Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. (Гал.5:6)
  • Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. (Евр.10:1)
Викторин Петавийский [1]:
Тысячелетнее царство [в этих словах] не представляется вечным, и если так [их] понимать, то когда закончится тысяча лет, царствовать они прекратят. Но изложу вам содержание [этих слов] как я [их] понимаю.
Десятичное число (букв.: denarium - денарий [2]) означает Декалог - десять заповедей, а сторичное [3] являет венец девства. Тот, кто сохранил целостность [обетов] девства данную им [при крещении], и десятословия заповеди верно исполнил, и дикие нравы, как и нечистые помыслы уничтожил в покоях [своего] сердца, чтобы не господствовали над ним, тот есть истинный священник Христа. Верю, что он целых тысячу лет будет царствовать со Христом, которым непосредственно связан диавол. А кто в мире этом житием и догматами еретиков пойман как сетью, в том диавол освобожден. Но поскольку говорит, что тот будет развязан по завершении тысячи лет, то этим [указывает на то, что] по заполнении числа совершенных святых, у кого в телах и сердцах хранится девственное достоинство пришествия грядущего Царства, ненавидимого (диаволом), многие соблазненные диаволом любители земного, опрокинутся (букв.: упадут от подставленной ноги) и вместе с ним упадут в болото огня.
Он же [4]:
Не должно слушать тех, которые тысячелетнее царство на земле утверждают, будучи с еретиком Керинфом единомысленны. Воистину, Царство Христово ныне есть вечно во святых, хотя явленной слава святых будет после воскресения.
Ефрем Сирин [5]:
Не рай ли мысленный и духовный есть место вечного наслаждения? Ибо такой рай не будет иметь конца; в нем все пребывает непоколебимым. Так, новые небеса распрострутся в нетлении, и новая земля срастворится вечностью и блаженством, ибо и Моисей гадательно говорит, что Бог насадил там древо вечной жизни, и Давид с Иоанном сказали, что лист его не отпадет (Пс.1:3; см. Откр.22:2). Итак, не тысячу лет продолжится блаженство святых. Если Иоанн в Откровении обо всем говорил приточно и гадательно, то и о тысяче лет сказано у него гадательно… Ужели имени зверя не знал тот, кто сказал число имени? (см. Откр.13:18). Сперва известны ему стали слоги, а потом уже разложил имя на буквы; сперва сам в себе произнес имя, а потом, сложив буквы, сказал число, то есть, что из букв составляется шестьсот шестьдесят шесть. Так и под тысячею лет гадательно разумел он необъятность вечной жизни. Ибо если един день пред Господем яко тысяща лет (2Пет.3:8), кто в состоянии вычислить, сколько дней в тысяче лет и определить тысячи тысяч и тьмы тем такого числа дней? Итак, по бесконечному числу лет в сих днях и дней в тысячах сих лет упокоение святых по воскресении определил тысячею лет.
Августин Иппонский:
Это, во всяком случае, сказано не об одних епископах и пресвитерах, которые в настоящее время исключительно называются в Церкви священниками. Как всех мы называем христианами по причине таинственного помазания, так называем всех и священниками, потому что они члены одного Священника. О них говорит апостол Петр: «Вы - род избранный, царственное священство» (1Пет.2:9). Метко, хотя коротко и мимоходом вставлена мысль, что Христос есть Бог, выражением священниками Богу и Христу, то есть Отцу и Сыну, хотя Христос сделался Сыном человеческим, будучи в рабском виде, а также был поставлен священником вовеки по чину Мельхиседека (см. Пс.109:4).
Цезарий Арльский:
Дух повторил, поскольку писал это, что Церковь будет царствовать тысячу лет в этом веке до конца мира. Очевидно, что не нужно сомневаться в вечном царстве, ибо в настоящее время святые также царствуют. Говорят ведь, что царствуют хорошо те, кто с Божьей помощью среди самих тягот мира хорошо управляют и собой, и другими.
Григорий Великий [6]:
Что такое смерть, если не грех, который убивает внутреннюю жизнь души? Потому это написано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр.20:6), потому что он должен в дальнейшем воскреснуть снова радостно во плоти, который во время нынешней жизни воскрес от смерти души.
Андрей Кесарийский:
Мы знаем из Священного Писания, что существуют две жизни и две смерти: первая жизнь по причине преступления заповеди плотская и временная, а вторая за исполнение заповедей Божиих - вечная, обещанная святым. Сообразно этому и два рода смерти: одна телесная и временная, а другая вечная, посылаемая в будущем в наказание за грехи, то есть геенна огненная. Есть также различие и между мертвыми: одни, по слову Исаии, живота не имут (Ис.26:14), принося своими делами зловоние и смерть, - этих нужно избегать, а другие - умертвившие плотские помышления во Христе, сораспявшиеся Ему и умершие для мира, - их нужно восхвалять. Явно мертвы и достойны сожаления те, которые не спогреблись Христу и не совоскресли с Ним в крещении, но пребывают в духовной смерти. Они не воскреснут с Ним, пока не окончится тысяча лет, то есть время, продолжающееся от первого Его пришествия до славного второго, но возвратятся в землю, как рожденные от земли, а не от Духа, потому что в смерти их - начало их будущих мучений. Воскресшие же в первом воскресении, то есть освободившиеся от мертвенных помышлений и дел, - блаженны, ибо они не испытают бесконечных мук второй смерти, но в продолжение тысячи лет до времени разрешения сатаны и обольщения им всех народов будут вместе со Христом священствовать и царствовать, не потому, что после этого лишатся Царства, но как имеющие получить его несомненно и твердо по окончании временного и наступлении вечного. Время, которое пройдет от освобождения диавола до его осуждения и наказания в геенне, будет незначительно. Поэтому слова будут иереи Богу и Христу нужно понимать как повторение прежнего, ибо чудеса святых, которые мы видим теперь на опыте, во время откровения евангелисту были еще только будущими. Итак, есть две смерти и столько же воскресений. Первая смерть - телесная, посланная в наказание за преслушание человека, а вторая есть мука вечная. И первое воскресение есть возрождение от мертвых дел, а второе - переход тела от тления в нетление.
Иосиф Волоцкий [7]:
Великий Иоанн, Богослов и евангелист, говорит в своем Откровении, что будут поклоняться непорочному Агнцу тысячу лет, прославляя Христа (ср. Откр.20:4-6.). Исходя из этого, некоторые начали говорить и писать, что после воскресения Христа до прихода антихриста - тысяча лет. Но великий Богослов называет тысячею неопределенное количество лет. А если бы было так, как понимали некоторые, то уже пятьсот лет тому назад не поклонялись бы непорочному Агнцу, Христу Богу нашему, и должен был бы прийти антихрист. Но это не так: ведь Иоанн… говорит о неизвестном числе лет.
Игнатий Брянчанинов [8]:
Блажен и свят, возвещает сын духовного грома [9], иже имать часть в воскресении первем: «На нихже смерть вторая не имать области, но будут иерее Богу и Христу и воцарятся с Ним тысящу лет» (Откр.20:6). Тысяча лет, по объяснению, общепринятому Святою Церковию, не знаменует здесь определенного числа годов, а знаменует весьма значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтоб весь плод земли, достойный неба, созрел, и чтоб ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено. Когда и самые святые Божии уже сочли грехи мира преисполнившимися, а окончательный суд Божий настолько нужным, тогда услышали от Бога: «Да почиют еще время мало, дондеже скончаются и клеврети их и братия их» (Откр.6:11). Так долготерпеливо великое милосердие Божие! «Тысяча лет, - говорит святой Андрей, архиепископ Кесарийский, - время от вочеловечения Христова до Второго славного Его Пришествия… Тысяча лет - время, в течение которого будет благовествоваться Евангелие. Нет нужды разумевать буквально тысячу лет. Так число не имеет буквального значения ни в словах Песни Песней: муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону и двести стрегущим плод его (Песн.8:11,12), ни в словах Господа Иисуса: даяху плод, ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять (Матф.13:8). Полным числом изображается обилие и совершенство в плодоприношении. Так и здесь чрез тысячу лет изображается преисполненное плодоприношение веры» [10], для которого дано все нужное время: полнота времени изображена словом тысяча лет (см. Откр.20:6). С начала этого тысячелетия открылось и ныне продолжает открываться первое, таинственное, существенное воскресение мертвых; оно будет продолжаться до конца времен.
Он же [11]:
Святой Дух при первом наитии на Пресвятую Деву соделал Ее способною к такому высочайшему служению, достойною этого высочайшего служения. Во второй раз нисшел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы, когда Он нисшел на святых Апостолов, с которыми Богоматерь неразлучно пребывала по вознесении Господа на небо (см. Деян.1:14). Тогда Святой Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделал Ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа. Господь, поправ смертию смерть и воскресив в Себе и с Собою род человеческий, во-первых, даровал воскресение душою [12] Своей Пречистой Матери и Своим Апостолам в день Пятидесятницы. Это воскресение душою святой Иоанн Богослов называет воскресением первым (из первого умерщвления, из умерщвления грехом, над которым смерть вторая, то есть вечная погибель, уже не имеет власти (см. Откр.20:6). Может быть, некоторым покажется непонятным, почему при первом наитии Святого Духа на Деву не совершилось разрушение в Ней вечной смерти? Отвечаем: это разрушение вечной смерти было плодом искупления: прежде нежели совершилось искупление, оно не могло иметь места. Так и святые Апостолы, хотя получили прежде обновления своего различные благодатные дары, как-то: исцеления недугов, изгнания бесов и воскрешения мертвых, но разрушение вечной смерти, переход от ветхого человека к новому, от состояния душевного к духовному совершился для них в день Пятидесятницы, был последствием искупления (см. Иоан.7:39).
Аверкий Таушев [13]:
Учение о хилиазме не может быть принято православным христианином, и вот почему:
1) По учению хилиастов, воскресение мертвых будет двукратное: первое за тысячу лет до кончины мира, когда воскреснут одни праведники, второе - перед самою кончиною мира, когда воскреснут и грешники. Между тем Христос Спаситель ясно учил лишь об одном всеобщем воскресении мертвых, когда воскреснут и праведники и грешники и все примут окончательное мздовоздаяние (см. Иоан. 6:39,40; Матф.13:37-43).
2) Слово Божие говорит только о двух пришествиях Христовых в мир: первом, в уничижении, когда Он приходил искупить нас, и втором, во славе, когда Он явится судить живых и мертвых. Хилиазм вводит еще одно - третье пришествие Христово за тысячу лет до кончины мира, какового не знает Слово Божие.
3) Слово Божие учит только о двух царствах Христовых: Царстве благодати, которое будет продолжаться до кончины мира (см. 1Кор.15:23-26), и Царстве славы, которое начнется после Страшного Суда и не будет иметь конца (см. Лук.1:33; 2Петр.1:11); хилиазм допускает еще какое-то среднее, третье Царство Христово, которое будет продолжаться только 1000 лет.
4) Учение о чувственном Царстве Христовом явно противно Слову Божию, согласно которому Царство Божие не есть брашно и питие (Рим.14:17), в воскресение мертвых не женятся и не посягают (см. Матф.22:30); обрядовый закон Моисеев имел только преобразовательное значение и навсегда отменен совершеннейшим новозаветным законом (см. Деян.15:23-30; Рим.6:14; Гал.5:6; Евр.10:1).
5) Некоторые древние учители Церкви, как Иустин, Ириней и Мефодий, держались хилиазма лишь как частного мнения. В то же время другие решительно восставали против него, каковы: Кай, пресвитер Римский, св. Дионисий Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Епифаний, блаж. Иероним, блаж. Августин. С тех же пор, как Церковь на Втором Вселенском Соборе в 381 г. осудила учение еретика Аполлинария о тысячелетии Христовом и для того внесла в символ веры слова «Егоже Царствию не будет конца», держаться хилиазма, даже как частного мнения, стало уже непозволительно.
Надо знать также, что Апокалипсис - книга глубоко таинственная, а потому понимать и толковать буквально содержащиеся в ней пророчества, особенно если это буквальное понимание явно противоречит другим местам Священного Писания, совершенно противно правилам священной герменевтики. В таких случаях правильно искать иносказательный, аллегорический смысл недоуменных мест.
Примечание:
Тысяча лет (Откр.20:7) - символ обозначающий полноту времени между Первым и Вторым Пришествием Христовым.

[1] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна.
[2] Прим. переводчика: Викторин указывает на притчу об одиннадцатом часе, см. Матф.20:1-16.
[3] Прим. переводчика: Викторин указывает на Евангельское обетование сторичного воздаяния, см. Матф.19:29.
[4] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна.
[5] О покаянии.
[6] Моралии на Иова, кн. 14.
[7] Просветитель, слово 8.
[8] Слово о смерти.
[9] Сынами грома Господь назвал двух апостолов: Иакова и Иоанна Зеведеевых (см. Мар.3:17).
[10] Толкование святого Андрея на «Апокалипсис».
[11] Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери.
[12] Макарий Великий,  прп. Слово 7, гл. 11, 12.
[13] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.

Ефрем Сирин, Аверкий Таушев, Апокалипсис, Переводы, ЦСЯ, Септуагинта, Викторин Петавийский, Игнатий Брянчанинов, Андрей Кесарийский, Григорий Богослов, Цезарий Арльский, Иосиф Волоцкий, Августин Блаженный

Previous post Next post
Up