Толкование на Книгу Иова свт. Григория Двоеслова - Книга XXVII, ч.6.

Dec 14, 2016 18:39



Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4, 5)

41. Глас Господа слышен, когда дыхание благодати Его касается ума; когда бесчувственность нашего внутреннего слуха пробита, и сердце, в рвении к благородной любви, пробито голосом внутренней силы. Но даже ум, который был просвещен голосом Духа, не может отследить проникновение в самые уши сердца. Ибо не в состоянии рассмотреть и осознать, как эта невидимая энергия протекает в него, каким образом она приходит, или отступает. Отсюда хорошо сказано у Иоанна:  Дух дышит, где хочет, и ты слышишь голос его, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит [Ин. 3:8] [1], ибо, услышать голос Духа, это возгореться любовью к невидимому Творцу силою внутренней совести. Но, ни один человек не знает, откуда Он приходит; потому что нам неведомо, в какой момент и как изольется это на нас через уста проповедников. И никто не знает, куда Он идет; потому что, когда многие слышат одну и ту же проповедь, несомненно, невозможно понять, кого именно Он минует и отбрасывает, а в чьи сердца Он входит и берет Свое остальное. Ибо даже с теми, с кем это проникновение происходит, оно не происходит одинаково: ибо Тот, Кто невидимо изменяет видимые вещи, тайно проращивает семена в сердцах людей. Поэтому получилось, например, что когда Лазарь был воскрешен из мертвых, в то время еще большее число евреев пробудились ревностью в преследовании этого воскресенья [Ин. 12:10-11] [2]. Вот, одно и то же чудо пролило на одних свет веры, и лишило других света разума во мраке зависти. Потому же, каждый из воров увидел одну и ту же смерть нашего Спасителя, такую же, как его собственная; но один не боялся в своей гордости нападать на Него в дерзости, на Того, Которого другой  возбоялся с почтением. В одних и тех же обстоятельствах мысли у них не были одними и теми же, потому что внутренний Арбитр, незримыми изменениями, привел к разному. И так как эти тайные способы дыхания на нас не могут быть постигнуты нашими мыслями, следы божественного гласа, несомненно, нам неизвестны. Потому еще приобщается:
Стих 5. Дивно гремит Бог гласом Своим [Иов. 37:5] [3].

42. Дивно гремит Бог гласом Своим, ибо Он проникает в наши сердца непонятно для нас, тайно Своим могуществом. Ибо, хотя тайными внутренними изменениями это и пугает нас и формирует в любви, это происходит как-то тихо, и мы понимаем, как горячо должны следовать за Ним, но этот импульс возникает внутри, и не звучит в голосе. Но это звучит тем громче в нас, чем полнее притупляется слух нашего сердца к каждому внешнему звуку. Потому же душа, как только она возвращается к себе этим внутренним призывом, удивляется, что она слышит, потому что она чувствует силу неизвестной ранее совести. И это ее восхищение хорошо описано Моисеем под манной, дающейся сверху. Ибо сладкая пища, которую получают свыше, назвали «manhu».  А  «manhu» означает «что это такое»? [Исх. 16:15] [4]. И мы говорим «что это», когда мы по неведению удивляемся чему-то. Душа затем воспринимает манну свыше, когда, разбуженная голосом раскаяния, она удивлена этим необычным видом внутренней пищи; так что, заполняясь Божественной сладостью, она справедливо говорит «что это такое»? Ибо, когда она удерживается от мысли о низких объектах, она чувствует необычайное чудо от того, что видит сверху. И поскольку привычки нашей прежней жизни изменяются, когда глухота нашего сна разрывается этим гласом, так что душа, вдохновленная Духом сверху, желает высокие вещи, которые она презирала, и презирает низкие, которые раньше желала, справедливо приобщается:
Кто творит дела великие и неисповедимые [Иов. 37:5] [5].

43. Ибо этот человек, который был обращен к земным объектам, и был одолеваем греховными желаниями, вдруг становится приверженцем новых занятий и холоден к его прежним привычкам, он отказывается от забот о внешнем, и стремится к внутреннему созерцанию; Кто может рассмотреть как творит это власть голоса свыше? кто может понять как это происходит? Велики те вещи, которые творит глас Божий; и они, наверно, были бы менее великими, если бы могли быть исследованы нами. Он творит, поэтому, великие дела и неисповедимые: потому что Он проявляет внешне результат Своих дел, но как эти дела творятся - скрыто внутри. Он звучит извне Своим гласом, через Апостолов, но Он озаряет сердца слушателей изнутри, от Себя: как Павел свидетельствует, который говорит: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. [1 Кор. 3:6-7] [6]. Но если они сами не пробуждают внутри наших умов слух Божественного гласа, они все же обращаются к нам словами извне. Потому приобщается:
Стих 6. Кто повелевает снегу спуститься на землю, и дождям зимы и ливням Своей силы? [Иов. 37:6] [7].

44. Об этом Псалмопевец говорит: ты омоешь меня, и буду я белее снега; [Пс. 50:9] [8]. Что мы понимаем под снегом в этом месте, если не то, что сердца святых сделались белыми светом правды? Воды застывают в вышине для того, чтобы стать снегом. Но когда этот снег нисходит на землю, он снова превращается в жидкую воду. Поэтому воды - это умы проповедников; которые закрепились в высоких вещах, когда поднимали себя, чтобы созерцать небесные объекты. И когда они идут вперед в рассмотрении высоких вещей, они получают силу закрепления. Но так как они все еще остаются на земле своей любовью к братьям, они опускают себя с этих вершин понимания и, проповедуя смиренно слабым, они тают, как снег, и поят жаждущие сердца. Снег спускается на землю, когда высокие сердца святых, которые уже утвердились в вершинах созерцания, снисходят в скромных словах проповеди через любовь к братьям. Ибо, так же, как снег покрывает землю, когда лежит на ней и поливает ее, когда тает, так же добродетель святых защищает жизнь грешников по своей силе единства с Богом, но в их смирении тает, как это было, и поливает жаждущую землю, чтобы принести свои плоды. Вода сначала поднимается от земли в небо, чтобы впоследствии возвратиться через ливни из высоты обратно в землю из неба; также святые люди, поднимаются вверх своими добродетелями, из-за страха, и видя немощь других. Вода, затем, действительно, возвращается обратно в землю, из которой она поднялась в небо, когда праведники, сострадая грешникам, не перестают помнить, что были такими же. Павел, например, был водой в земле, когда он изучал Закон. Но когда был поднят до небесного знания, он был преобразован в снег; потому что он превратил свое прежнее слабое знание в категории истинной мудрости; и все же, в сострадании к братьям своим, он вернулся, как снег на землю. Ибо даже после его высот добродетели, он признает, как недостоин он, говоря: кто прежде был хулитель и гонитель [1 Тим. 1:13] [9]. Вот как заботливо он напоминает о своей собственной слабости, с тем, чтобы нести с бесстрастием слабости других. Ибо, Павел вернулся, как вода, с неба на землю, из которой он был поднят, когда, после великих тайн созерцания, он вспомнил, что он был грешником, для того, чтобы грешники могли воспользоваться примером его смирения. Давайте посмотрим, потому как эта вода, которая превращается в твердый снег, приближается к самому высокому. Он говорит: Если мы выходим из себя, то для Бога; [2 Кор. 5:13] [10], и давайте посмотрим, как снег возвращается на землю, чтобы, тая, полить ее: он говорит: ежели как лед спокойны, то для вашего блага [2 Кор. 5:13] [11]. Давайте посмотрим, какая рука им руководит, и поднимает его вверх, когда он внизу, и вновь опускает, когда он поднят. Он говорит, что: любовь Христова объемлет нас. [2 Кор. 5:14] [12], потому что, следовательно, любовь Христа, которая поднимает умы Святых до небесного, формирует их своим внимательным управлением в смиренное нисхождение ради любви к братьям. Потому он правильно сказал: Кто повелевает снегу спуститься на землю, и где правильно прибавил: и дождям зимы и ливням Своей силы.

45. Ибо теперешняя жизнь, это действительно зима: в которой, хотя даже сейчас надежда поднимает нас до высших вещей, но холодное оцепенение нашей смертности по-прежнему связывает нас. Потому что написано: ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. [Прем. 9:15] [13]. Но дожди зимой, это, несомненно, проповеди проповедников. Об этом дожде поистине сказал Моисей: да будет моя речь ожидаема, как дождь, и мои слова опустятся, как роса [Втор. 32:2] [14]. Эти дожди, несомненно, подходят для зимы, и прекращаются летом; потому что теперь, небесная жизнь скрыта от плотских глаз, и это необходимо, чтобы росы были излиты на нас проповедью святых людей. Но когда жар о суде вечном уже возгорелся, никто не ищет уже слова проповедников, как необходимость. Потому что каждый возвращается к своей совести, ожидая прихода судьи, чтобы понять то, что свято, когда он уже не может выполнить это, и узнает из наказания правоту, которую он должен был искать ранее. Потому хорошо сказал пророк: собери их вместе как стадо в жертву, и освяти их в тот же день заклания [Иер. 12:3] [15]. Ибо, отверженные освящены в день смерти, ибо тогда они воспринимают святость, которую они должны были осуществлять, когда они не могут уже избежать наказания, которое заслужили своей нечистотой. Но так как святая проповедь, то есть дожди зимой, прекращается с наступлением настоящей жизни, той душе, которая отбывает, и спешит в летние края вечного счастья, он правильно сказал голосом Жениха: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!: Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; [Песн. 2:10-11] [16]. Ибо, когда зима проходит, дождь уходит: так как текущая жизнь закончилась, в которой оцепенение тленной плоти окружило нас туманом невежества, и все проповеди прекращаются. Ибо тогда мы будем видеть четко нашими собственными глазами то, о чем сейчас слышим более туманно голосами святых. Поэтому Господь приказывает идти снегу и дождю зимой, чтобы спуститься на землю, в то время как Он направляет сердца святых на служение проповеди, для исправления грешников, по вдохновению Святого Духа. И после этого справедливо добавлено: и ливни силы Своей.

46. Ливень силы Бога - это проповедь о Его Божестве; ливень Его немощи - проповедь Его человеческой природы, о которой говорил Павел: немощное Божие сильнее человеков [1 Кор. 1:25] [17]. И снова: хотя Он и распят в немощи, но жив силою Бога [2 Кор. 13:4] [18]. Но святые люди проповедуют и немощь Его человеческой природы, и поливают также сердца своих слушателей ливнем о силе Его Божественности. Давайте послушаем, через громовые облака, ливень силы Его: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог [Ин. 1:1] [19]. Давайте послушаем также дождь Его немощи: И Слово стало плотию, и обитало с нами [Ин. 1:14] [20]. Давайте послушаем ливень Его силы: Все было создано через Него, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. То, что было сделано в Нем была жизнь. [Ин. 1:3] [21]. Давайте послушаем также дождь Его немощи: Он пришел к своим, и свои Его не приняли [Ин. 1:11] [22]. Он повелевает ливню Своей силы спуститься на землю, потому что Он, проповедуя нам немощь Его человеческой природы голосами святых Своих, являет нам также и чудесную силу Его Божества. Но когда мы слышим силу нашего Творца, страх появляется в наших сердцах от такого величия Судьи над нами, и мы смотрим, что мы сделали достойно, а что (гораздо чаще) недостойно. Потому хорошо приобщается:
Стих 7. Кто полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали свои дела [Иов. 37:7] [23].

47. Ибо люди презирают думать о своих грехах, что они совершают. Но когда они слышат силу небесной строгости, они различают это бремя проступков, которое тянет их вниз. Будучи разбужены словами проповеди, они видят, какие наказания заслужили своими прошлыми поступками. Когда же ливень Его силы спускается на землю, печать ставится на руки каждого из них, чтобы они знали свои дела; потому что, когда сила Его Непостижимого Величества признается человеком, каждый начинает взвешивать собственную жизнь гораздо более тщательно.

48. Но это также может быть понято в другом смысле. Ибо Всемогущий Творец сотворил человека, как разумное существо, которое отличается от всех других, лишенных смысла и разума для того, чтобы он не оставался в неведении о том, что он сам делает. Ибо он вынужден, по закону природы, осознавать, как он поступает: правильно или неправильно. Ибо, как бы он мог представать перед судом за свое поведение, если бы он не знал о том, что он сделал? И поэтому даже они, которые презирают быть научены заповедям Господа, знают, являются ли вещи, которые они делают, добром или злом. Ибо, если они не знают, что они делают хорошо, то почему они демонстративно похваляются этими своими делами? Опять же, если они не знают, что они делают неправильно, почему они уклоняются от посторонних глаз в этих самых делах? Потому что они свидетели сами себе, и они знают, что они делают неправильно и потому стыдятся быть замеченными другими. Ибо, если бы они действительно не полагали, что это неправильно, они не боялись бы быть замеченными другими. Потому хорошо сказано по определению мудреца: Когда зло боится, оно несет свидетельство к собственному осуждению [Прем. 17:10] [24]. Ибо, если страх нападает и обличает совесть в том, что сделано, это свидетельство против себя, подтверждение, что поведение заслуживает осуждения. Потому сказал Иоанн: если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу. [1 Ин. 3:21] [25]. Пусть злые избегают глаз людских; они, конечно же, все равно не смогут избежать себя. Ибо они знают грех, который они совершают, они имеют свою совесть в качестве свидетеля, они имеют свой разум в качестве судьи. В грехах, следовательно, какие они делают, они сначала получают осуждение их разума против них самих, и впоследствии строгость суда вечного. И это, пожалуй, то, что сказал псалмопевец: Бездна взывает к бездне голосом водопадов Твоих [Пс. 41:8] [26], потому что, когда по дивному ходу тайного устроения зло, которое совершается, все же остается неизвестно, грешник обрекает себя в своей совести на свой приговор, а после его собственное осуждение спешит на приговор вечного Судьи. «Бездна взывает к бездне» означает переход от одного суда к другому. Пусть святые проповедники потому порицают поведение грешников, но пусть и злые слушатели презирают слова праведников. Пусть защищают свое нечестие столько, сколько им заблагорассудится, и умножают свои бесстыдные дела еще более бесстыдной обороной. Они, конечно, свидетели себе в своей совести. Ибо в самом факте, что Бог создал человека разумным существом, он ставит печать на руки всех людей, чтобы каждый мог знать свои дела. Но из-за того, что Елиуй высказывает свое мнение о греховности людей одно за одним, он поворачивает свои мысли к самому автору беззакония, что означает, что каждое отдельное зло берет у него свое начало;  потому что он напал в этих стихах на члены головы зла, он также кратко описывает главу саму по себе. Или конечно, потому, что он упомянул выше достоинства облаков Бога, он в настоящее время предлагает рассмотреть также нападения противника на жизнь праведников.

[1] Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа
[2] Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
[3] Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые.
[4] И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;
[5] … делает дела великие, для нас непостижимые.
[6] Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
[7] Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти.
[8] Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
[9] меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
[10] Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
[11] …если же скромны, то для вас.
[12] Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
[13] ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум.
[14] Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву.
[15] А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения.
[16] Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал;
[17] потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
[18] Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
[19] В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
[20] И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
[21] Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
[22] Пришел к своим, и свои Его не приняли.
[23] Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его.
[24] ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
[25] Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
[26] Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.

( Продолжение следует).

Иов, Григорий Двоеслов, Переводы

Previous post Next post
Up