14 И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.
И дана быша жене два крила орла великаго, да парит в пустыню в место свое, идеже препитана бяше ту время и времен и пол времене, от лица змиина. (Откр.12:14)
И были даны женщине два крыла орла великого, чтобы она летела в пустыню в место её, где питается там срок и сроки и половину срока от лица́ зме́я.
И даны были жене два крыла орла великого, чтобы она летела в пустыню в свое место: там она питаема в течение времени и времён и полувремени вдали от змея.
Параллельные места по Синодальному переводу:
и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. (Дан.7:25)
И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится. (Дан.12:7)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]Втор.32:11 как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, Втор.32:12 так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога. Исх.19:4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; Ис.40:31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся. Пс.54:7 И я сказал: 'кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; Откр.11:2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. Откр.11:3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Откр.12:6 А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. Откр.17:3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. Параллельные места дополнительно:
И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. (Иов.2:11)
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф.6:14-17)
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. (Еф.6:12)
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; (Быт.3:14)
И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. (Мар.9:29)
Викторин Петавийский [1]: Крыла два великих это два пророка - Илия и тот, который с ним будет пророчествовать. Мефодии Патарский: Итак, пришедши в эту бесплодную для зол пустыню, Церковь питается здесь, возносясь до небес на крыльях девства, которые Слово назвало «крыльями большого орла» (см. Иез.17:3), победив змея и отогнав от своего полнолуния неблагоприятные облака. Для того, между прочим, и предложены все эти речи, чтобы научить вас, прекрасные девы, посильно подражать матери и не смущаться скорбями, превратностями и бедствиями жизни, дабы вам вместе с нею смело войти в брачный чертог с горящими светильниками. Итак, не страшитесь козней и клевет этого зверя, но бодро приготовляйтесь к борьбе, вооружившись спасительным шлемом и бронею и препоясанием [2]. <...> Посему, имея мужественный и бодрый дух, вооружитесь против гордого зверя. Отнюдь не отступайте, смущаясь его дерзостью: за то вы получите великую славу, если, одержав победу, отнимете находящиеся на нем семь венцов, за которые нам и предстоит состязание и борьба, по учению Павла [3]. Ибо та, которая наперед преодолеет дьявола и умертвит семь голов, сделается обладательницею семи венцов добродетели [4], совершив великие подвиги девства. Так голова дракона есть невоздержание и роскошь; сокрушивший ее украсится венцом целомудрия. Его же голова - страх и уныние; поправший ее получит венец мученичества. Его же голова - неверие и безумие, и прочие подобные виды нечестия; поразивший и умертвивший их удостоится за это почестей, многообразно сокрушив силу дракона. А десять рогов и рожнов, которые он носит на головах, как сказано, суть десять сопротивлений десятословию, прекрасные девы, которыми он обыкновенно поражает и низвергает души многих, замышляя и изобретая противное заповеди: «люби Господа <...> твоего» (Втор.6:5) и прочим заповедям. Вот его рог пламенный и исполненный горечи - блуд, которым он низвергает невоздержных; вот прелюбодеяние, вот ложь, вот сребролюбие, вот воровство и другие близкие и сродные им пороки, которые свирепствуют, выросши на человекоубийственных головах его. Вы же, исторгнув их при помощи Христа, возложите на ваши божественные головы цветущие венцы в награду за победу над драконом. Ибо наша обязанность - предпочитать высшее и ставить его выше земного, сохраняя ум самостоятельным и самовластным, вне всякой необходимости, при свободном избрании благоугодного, не раболепствуя судьбе и случаям. Так, человек не может быть господином самого себя и добродетельным, если он не будет соображаться с человеческим примером Христа и жить, изображая себя по Его первообразу и подражая Ему. Епифаний Кипрский: Когда Спаситель был на Кресте, то, как говорит нам Евангелие от Иоанна, Господь обратился и сказал: «увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Иоан.19:26,27). Если бы Мария имела детей, и ее муж был бы жив, зачем бы Он поручил Марию Иоанну и Иоанна Марии? Почему было б не поручить Ее Петру или Андрею, Матфею, Варфоломею? Но ясно, что Он поручил Ее Иоанну из-за девства, ибо Он сказал: Се, Матерь твоя, хотя природно Она и не была Матерью Иоанна. Он говорит это, чтобы показать, что, как родоначальница девства, Она была Его Матерью, поскольку от Нее была Жизнь. Ибо, если бы Она действительно не была Матерью, родившей Его, Он бы не позаботился, чтобы поручить Приснодеву Иоанну - [Она] Его Матерь из-за воплощения, Которая в честь Его была сосудом непорочным и чудесным. Но Евангелие говорит: «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоан.19:27). Но если бы у Нее был муж и дом, и дети, Она должна была бы вернуться в свой дом, а не пойти в какой-то другой. В самом деле, когда все это было совершено и Иоанн взял Ее к себе, Она даже и не жила с ним. Если кто-то думает, что я ошибаюсь, более того, пусть поищут во всех Писаниях и не найдут там ничего ни о смерти Марии, ни того, умерла ли Она вообще, была или не была Она погребена, хотя про Иоанна ясно сказано, что он проповедовал в Асии. Однако нигде он не говорит, что взял Святую Деву с собой. Писание просто хранит молчание по причине великого чуда, чтобы не приводить умы людей в столь великий трепет. Ибо я не решаюсь сказать - хотя у меня и есть предположение, я храню молчание. Может быть, подобно тому как Ее смерть [в Писаниях] не обнаруживается, так я мог бы найти какие-то следы Святой и Блаженной Девы. В одном отрывке Симеон говорит о Ней: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лук.2:35). А в другом месте в Откровении Иоанна сказано: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» (Откр.12:13,14). Скорее всего, это может быть приложено к Ней; не могу решить точно, и я не говорю, что Она осталась бессмертной. Но я и не утверждаю, что Она умерла. Ибо Писание идет дальше человеческого понимания и оставляет это в тайне в отношении драгоценного и избранного сосуда, чтобы никто не подозревал у Нее плотского поведения. Я не знаю, умерла ли Она; но даже если Она и была погребена, у Нее никогда не было плотских отношений - прочь такая мысль! Примасий: Церковь, словно два крыла, употребляет два Завета. Будучи научена ими и наставлена в их заповедях, она старается избегать ловушек врага. И дьявола она побеждает, укрепившись примерами из них [5]. Кроме того, Церковь руководствуется двойной любовью - к Богу и к ближнему. «Место уединения ее» (ср. Откр.12:14) - это место нашего мирского странствия, поскольку «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2Кор.5:6), что в большей степени свойственно для сердца, которое уходит из мира, не в смысле оставления места, а в смысле оставления привязанности. Поэтому пророк говорит: «Вот удалился, бегая, и водворился в пустыне, чая спасающего меня» (Пс.54:8,9). Характерно, что здесь Иоанн привел образ крыльев орла, потому что о нем известно, что он может преодолеть большее расстояние по воздуху, чем прочие птицы, однако ради увиденной внизу добычи, движимый естественной нуждой, сразу спускается к самой земле. Так и Церковь: в своих духовных членах она умом ищет и соприкасается с высоким, но, обремененная тяжестью тела, она подчиняется требованиям естественных нужд, из-за чего «стенает и мучится доныне» (Рим.8:22), «потому что тварь покорилась суете, не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде» (Рим.8:20). И еще: «Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас» (2Кор.5:13). <...> Период в три года и шесть месяцев здесь снова обозначает время, в течение которого вплоть до конца мира Церковь Христа возрастает, избегая служения идолам и всякого змеиного прегрешения. Григорий Великий [6]: Еретики приходят в Церковь для искушения, увеличивая ее страдание и пронзая ее своими неудобопонятными словами, словно некими стрелами. Справедливо говорит Иов: «пошли каждый из своего места» (Иов.2:11). Место, откуда приходят еретики, есть гордость. Если бы они сперва не возгордились в сердце, то не начали бы нападение на Церковь из-за своих неправедных убеждений. Ибо гордость есть то место, откуда приходит зло. И наоборот - смирение есть то место, откуда приходит все доброе. Об этом говорит и Соломон: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего» (Еккл.10:4). Как будто Соломон прямо говорит: «Если увидишь, что гнев искусителя побеждает тебя в чем-либо, не замедли смириться через покаяние». Из следующего предложения становится ясным, что [Писание] подразумевает в этом случае под словами «наше место» смирение в покаянии: «кротость покрывает и большие проступки» (Еккл.10:4). И действительно, смирение плачущего излечивает грех. Андрей Кесарийский: Когда диавол, боровшийся со Христом, был побежден после крещения и, вооружившись потом на святых апостолов, был посрамлен, увидев, что через смерть они достигли вечной жизни, и когда после этого он был осужден жить на земле, ползать по ней подобно змею и питаться ею, то есть земными помышлениями и мудростию, то он снова стал преследовать Церковь, рождавшую мужской пол - людей Божиих, и не ослабленную земными благами. Но с первых времен даны ей любовь к Богу и ближнему, охраняющее и содействующее промышление ради нас Распятого, и два завета, или два крыла орла, чтобы, перенесясь на них в пустыню на высоту, она возрастала в жизни, чуждой всяких удовольствий. С особенною же силою это совершится в пришествие антихриста, который будет господствовать определенное время, как говорилось неоднократно и ранее, три с половиною года. Тогда, может быть, укрывшиеся в чувственной пустыни - горах, пещерах и пропастях - избегнут его прещений (угроз). Беда Достопочтенный: Церковь, опираясь на два Завета, избегая отравы беспокойного века сего, ежедневно стремится привязанностью ума в уединение тихого рассудительного духа и радостно воспевает: «Далеко удалилась бы я, и оставалась бы в пустыне» (Пс.54:8). Ничему не противоречит и то, что она просит о крыльях, как у голубя, но получает здесь крылья орла. Мы понимаем, что в первом тексте речь идет о Церкви, чья юность обновится, словно юность орла, благодаря дару Святого Духа, во втором - по высоте ее полета и возвышенности взора, которым она чистым сердцем видит Бога. «В продолжение времени, времен и полвремени» (Откр.12:14). Здесь имеется в виду полнота времени Церкви, в которое включается число дней, упомянутых выше. Время значит год, времена - два года, полвремен - полгода. Экумений: Но жена не попала во власть сатаны, а убежала в пустыню. В соответствии с тем, что сказано прежде [о Деве Марии], это Египет. Потому пророк вопрошает о «крыльях как у голубя, чтобы далеко удалиться и оставаться в пустыне» (см. Пс.54:7,8). Всесвятой Деве были даны более сильные крылья, «крылья великого орла» (ср. Откр.12:14). А крыльями орла Иоанн называет явление божественного ангела, который побуждает Иосифа взять Младенца и Мать Его и бежать в Египет. Посредством этого явления, словно на крыльях орла, они отправились в Египет. Дракон, не добившись успеха в одном предприятии, которое он совершил через Ирода, организовал иное против Девы - убийство Ее Сына. И наконец, по порядку рассказывается о кресте Господа и смерти. Максим Грек [7]: Блаженный царь и пророк Давид во 102-м псалме, побуждая душу свою к хвалении и благодарении Владыки и Создателя всех, говорит: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Пс.102:2). Затем, напомнив ей все благодеяния Божии, присовокупляет: «обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс.102:5). Это дарование есть совершенство всего блаженства, которого надеются праведники получить, как говорит св. апостол Павел в послании к филиппийцам: «наше», говорит, «жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит», то есть, обновит плохое и тлеющее разнообразными болезнями и смертью тело наше, «так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:20,21), то есть, тела святых, во втором пришествии Христовом, соделаются светлыми, как и Сам Господь наш Иисус Христос извествует нас, говоря: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Mатф.13:43). И опять апостол Павел в другом месте: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1Кор.15:41-44). Из этих божественных изречении явствует, что тела праведных восстанут подобообразными телу славы Христовой, сего разумного Орла, как Он называется Священным Писанием в пророчествах и в божественном Апокалипсисе, где говорится: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню» (Откр.12:14). Орел великий, - это Христос, крыла его - это Новый и Ветхий Завет, которыми Церковь Христова, будучи возвышаема и вспомоществуема, летит превыше всех козней бесовских и живет в пустыне, то есть, в тишине и безмолвии, не боясь еретических шатаний и бурных наветов их. Неразумно некоторые спорят между собою и утверждают, что под юностью орла должно разуметь пернатую птицу - орла; но обновление этой пернатой птицы совершается ежегодно, и опять она стареет. А обновление Орла разумного и великого, то есть, Христа и всех праведных, бывает однажды, и остаются они на веки живыми, юными и неветшающими. Этой благодати да сподобит и нас Господь Бог наш Иисус Христос. Иеромонах Пантелеимон [8]: В Откровении Иоанновом, наряду с великим символическим знамением - жены, облеченной в солнце (благодатное Царство Христово), является на небе другое знамение: «Большой красный дракон, хвост которого увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. И произошла на небе война. Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. (Откр.12:1-6). «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал, преследовать жену». И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в свое место от лица змия, и питалась в продолжении времени, времен и полвремени» (Откр.12:13,14). По изъяснению Отцов и учителей Церкви - это знамение означает, что в последние времена сатана будет освобожден из своего заключения, вступит в брань со святыми и подвергнет Церковь Христову на земле самому лютому преследованию, которое будет продолжаться три с половиной года и закончится славным вторым пришествием Христовым на облаках небесных со всеми святыми Ангелами. «А дьявол, прельщавший народы ввержется в озеро огненное и серное, где и будет мучиться во веки веков» (Откр.20:7,10). Александр Милеант [9]: Два крыла Жены - это молитва и пост, которыми христиане одухотворяются и делаются недосягаемыми для дракона, ползающего по земле, как змей (см. Быт.3:14; Мр.9:29). (Следует вспомнить, что многие усердные христиане уже с первых веков переселялись в пустыню в буквальном смысле, покидая шумные города, полные соблазнов. В отдаленных пещерах, скитах и лаврах они все свое время отдавали молитве и богомыслию и достигали такой духовной высоты, о которой современные христиане и представления не имеют. Монашество расцвело на Востоке в 4-7 веках, когда в пустынных местах Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии образовалось множество обителей, насчитывающих сотни и тысячи монахов и монахинь. С Ближнего Востока монашество перекинулось на Афон, а оттуда - в Россию, где в дореволюционное время насчитывалось более тысячи монастырей и скитов). Выражение «времени, времен и полвремени» - 1260 дней или 42 месяца (Откр.12:6-15) - соответствует трем с половиной годам и символически обозначает период гонений. Три с половиной года продолжалось общественное служение Спасителя. Приблизительно столько же времени продолжались гонения на верующих при царе Антиохе Епифане, императорах Нероне и Домициане. Вместе с тем, числа в Апокалипсисе следует понимать иносказательно.
[1] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна. [2] См. Еф.6:14-17. [3] См. Еф.6:12. [4] См. Откр.12:3. Для Мефодия головы дракона - семь грехов; семь венцов - семь добродетелей. [5] Идея, что два крыла - это два Завета, по всей вероятности, исходит от Тикония. [6] Моралии на Иова, кн.3. [7] Объяснение слов 102-го псалма: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя». [8] Начало и конец нашего земного мира. [9] Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова: значение книги.