Толкование на Книгу Иова свт. Григория Двоеслова - Книга XXXV, ч.5.

Sep 20, 2016 11:36



Иов на гноище; XIV в.; Балканы. Сербия. Косово. Монастырь Грачаница. Неф.

Оглавление.
О том, что это за перевод здесь.

(Продолжение. Начало: 1, 2, 3, 4)

То же самое говорит и  Пророк, видя простых нас, населяющих Святую Церковь: Твои животные будут жить в нем [Пс. 68:10] [1].

37. Что же мы понимаем под «овцами», если не невинных, что под «верблюдами», если не тех, кто превосходят злыми делами других по причине их чрезмерных пороков; что под «парой волов»,  если не израильтян, запряженных в Закон; что под «ослами», если не простые умы язычников? То, что невинные обозначаются названием «овцы» псалмопевец свидетельствует, когда говорит: Но мы Его народ и овцы паствы Его [Пс. 94:7] [2]. Те, кто пренебрегает сохранить свою невиновность, не кормятся на духовном пастбище.

38. Под названием «верблюд» выражается в Священном Писании иногда Господь, но иногда гордость язычников с набухшим наростом сверху. Ибо, верблюд наклоняется сам по собственной воле, чтобы взвалить на себя груз, и это правильно обозначает благодать нашего Искупителя, Который, услышав бремя нашей немощи, спустился по собственному желанию с высоты Своей силы. Потому Он говорит также в Евангелии: У меня есть власть отдать Свою жизнь, и у меня есть власть, чтобы опять принять ее, и ни один человек не отнимает ее у Меня [Ин. 10:18] [3]. Потому Он также снова говорит: Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное [Мф. 19:24] [4]. Что имеется в виду под названием «богатый», если не любой с надменным лицом, и что означается «верблюдом», если не Его снисхождение? Верблюд проходит через игольное ушко, когда наш Искупитель проходит через узкие проливы Его страстей к страданиям смерти. И эти страсти были, как игла, потому что ранили Его тело с болью. Но верблюд проходит легче через игольное ушко, чем богатый человек входит в Царство Небесное, потому что, если Он не возьмет на Себя первым тяготы нашей немощи, и не покажет отверстие смирения Его страстями, наше надменное упрямство никогда не согнет само себя до Его смирения. Опять же, «верблюд» обозначает языческий мир, извилистый и полный грехов; как сказано Моисеем, что: Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И она стыдясь покрылась вуалью [Быт. 24:64-65] [5]. Кого Исаак обозначает, выйдя в поле, когда день уже закончился, если не Его, Кто, приходя в этом последнем периоде мира, как в конце дня, вышел как бы в поле? Потому что, хотя Он невидим, но Он явился, чтобы быть видимыми в этом мире. И Ревекка увидела его еще сидя на верблюде, потому что Церковь приходит к иноверцам, когда они еще опираются на свои грехи, и движимы не духовными, но животными эмоциями, начинают слушать. Но она тут же спустилась с верблюда, потому что они отказались от грехов, в которых раньше гордо превозносились, и они достаточно осторожны, чтобы покрыть себя вуалью, потому что, созерцая Господа, краснеют от немощи их собственного поведения; и она, которая ехала на верблюде, затем скромно покрывает себя. Потому сказано голосом Апостола, говоря о бывшей гордости, как будто о Ревекке, сошедшей с верблюда, и укрывшейся вуалью: Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, [Рим. 6:21] [6].

39. Но «волами» иногда называется похотливое безумие, иногда трудолюбивая сила проповедников, иногда смирение израильтян. Названием вол обозначает безумие похоти, например,  Соломон. Ибо, когда он впервые упомянул о разврате искушающей женщины, он добавил: Он тут же последует за нею, как вол на убой [Притч. 7:22] [7]. Опять же, что труд проповедников называется словом «вол», слова Закона свидетельствуют, в которых говорится: Не заграждай рта волу, когда он молотит [Втор. 25:4]. Как будто это ясно сказано: Не удерживай слова проповедников от получения их награды [1 Кор. 9:9; 1 Тим. 5:18] [8]. Опять же, что народ Израиля характеризуется «волом», пророк утверждает, который говорит, объявляя пришествие Искупителя: Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего [Ис. 1:3] [9]. Истинно, «вол» означает народ Израиля, как впряженного в иго Закона, а «осел» народ язычников, падкий до удовольствий и упрямый.

40. Также под словами ослы и ослицы обозначается иногда разврат похоти, иногда кротость простоты, но иногда, как мы раньше говорили, глупость язычников. Распутство похотливых выражается в названии «ослы», например, когда явно заявлено через изречение пророка: Плоть которых как плоть ослов [Иез. 23:20] [10]. Опять же, кротость простоты характеризуется ослицей, когда наш Искупитель собирался в Иерусалим, и, как сказано, сел на ослицу. Иерусалим означает мир [11] [Мф. 21:5] [12]. Что же это означает, что наш Господь сидит на ослице, и направляет ее в Иерусалим, если не то, что Он обладает простыми умами, правит ими, и приводит их Своим священным пребыванием к видению мира? Опять же, то, что под словом «ослы» обозначена глупость язычников, свидетельствует пророк, который говорит: Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда в подножие вола и осла [Ис. 32:20] [13]. Сеять на всех водах означает проповедовать всем людям плодотворные слова жизни. Но «посылание» в подножие вола и осла означает связывание путей Израильского народа и язычников лентами небесных заповедей.

41. Сохраняя в памяти историческую правду о написанном, мы по праву считаем, что под именем благословенного Иова, народ святой Церкви обозначен всеми этими животными. Это сделано для того, чтобы все вещи, устроение которых описано Святым Духом, и которые чудесным образом упорядочены, нам объяснили, что произошло, и объявили, что грядет. Давайте признаем, что «овцы» - верные и невинные люди из Иудеи, которые ранее питались с пастбища Закона. Давайте признаем,  что «верблюды» -  простодушные язычники, приходящие к вере, которые раньше, под кощунственными обрядами, деформировали себя, и от скверны, то есть, от пороков, были очень уродливы. И потому, как мы уже раньше сказали, Священное Писание старается повторять свои утверждения, израильтяне, которые были впряжены, как это было, в иго Закона, могут снова пониматься под «волами». Но, как уже было сказано, под ослами можно понять и тех язычников, которые поклонялись по глупости камням, как это было, и, с согнутой спиной, без охоты, служили кумирам с упрямством и жестокостью. Святая Церковь поэтому, угнетенная в начале и преследуемая бесчисленными искушениями, потерявшая и народ Израиля, и многих язычников (т.е. тех, которых она не смогла обратить), получает двойное вознаграждение в конце, потому что в ней взращивается, из каждого народа, множество верующих. Под «парой волов» - (т.е. запряженными волами) также можно понять проповедников. Потому, когда Господь послал их на проповедь, Он описывает, что послал их по два [Лк. 10:1] [14]. Это сделано либо потому, что есть две заповеди милосердия, либо потому, что община не может существовать между меньшим числом, чем два, и святые проповедники потому могли узнать по своему опыту, как они должны любить согласие товарищества. Ослица, как мы раньше сказали, может означать простые умы. Но Святая Церковь получает волов и ослиц в двойном числе; потому святые проповедники, которые угнетенные со страхом в момент ее искушения молчали, и умы простых, которые, подавленные ужасом, боялись признать ее правду, теперь проявляют свои голоса с большей силой в исповедании истины, чем более слабы они были, когда боялись.

42. Мы кратко заявили эти моменты, описывающие Святую Церковь. И мы напоминаем Вам, что то, как все это служит Главе этой Святой Церкви, мы детально рассказывали в начале этой работы. Итак, кто стремится более полно поразмыслить над этим вопросом, пусть удостоит чтением вторую книгу этой работы. А мы сейчас предложим обсудить количество животных: почему упоминаются именно тысяча пар волов, тысяча ослиц, шесть тысяч верблюдов, и четырнадцать тысяч мелкого скота; можно кратко изложить, что в светских науках число тысяча считается идеальным, потому что это куб числа десять. Десять раз по десять это сто, и хотя это квадрат, но он является плоской фигурой. Для того, чтобы он мог подняться в высоту и стать трехмерным, сто снова умножается на десять, и получается тысяча. Шесть идеальное число, потому что оно состоит из суммы первых цифр, которыми являются один, два и три, и они суммируются, составляя шесть. Но поскольку мы превосходим все эти знания, путем продвижения через возвышенность Священного Писания, мы там найдем причину, почему цифры шесть, семь, десять, и тысяча, идеальны. Число шесть идеально в Священном Писании, потому что в начале мира Бог завершил на шестой день те работы, которые Он начал на первый. Число семь идеально, потому что каждое хорошее дело выполняется семью добродетелями через Духа, для того, чтобы и вера и поступки могли совершенствоваться друг в друге  в одно и тоже время. Десять идеально, потому что в Закон входят десять заповедей,  и как Истина говорит, работники в винограднике награждены динарием [15] [Мф. 20:2] [16]. Ибо в десяти соединены три и семь. Но человек, который состоит из души и тела, состоит из семи качеств. Ибо он процветает в трех духовных и в четырех телесных качествах. Ибо в любви к Богу он процветает в трех качествах духовно, когда ему сказано Законом: Возлюби Господа Бога твоего всем разумением твоим, и всем сердцем твоим, и всею волею твоею [Мф. 22:37] [17]. Но он состоит из четырех качеств телесных, потому что он состоит из горячего и холодного, влажного и сухого вещества. Поэтому человек, который состоит из семи качеств, как говорят, будет вознагражден динарием, потому что в этом достижении небесной страны наши семь качеств присоединяются к Вечной Троице для того, чтобы человек мог наслаждаться созерцанием Троицы, и, по награде за его труды, жить так, как получивший драгоценный динарий. И, конечно, потому что есть семь добродетелей, в которых мы трудимся в этой жизни, и, когда созерцание Троицы предоставляется нам в качестве награды, жизнь тех, которые трудились, вознаграждается динарием. Но каждый, кто приближается к идеалу, получает динарий даже в этой жизни, когда он добавляет к этим же семи добродетелям еще веру, надежду и милосердие [18]. Число тысяча также считается идеальным в Священном Писании, потому что универсальность обозначается его наименованием. Потому написано: Слово, которое Он заповедал в тысяче родов [Пс. 104:8] [19]. Поскольку мир не может быть продлен только до ста поколений, что еще может означать «тысяча родов», если не весь ряд поколений? Блаженный Иов потому получил четырнадцать тысяч мелкого скота. Ибо, поскольку в Святой Церкви совершенство добродетелей распространяется на оба пола, число семь удвоено для этого. Шесть тысяч верблюдов, потому что те, которые до этого были отрезаны от нее нечистотой их грехов, получают в ней всю полноту своего труда. Он получил также тысячу пар волов и тысячу ослиц, потому что она возвышает израильтян и язычников, после падений в искушениях, на высоту совершенства. Он получил семь сыновей и три дочери, потому что в сознании тех, кого Церковь должна родить с семью добродетелями, она добавляет еще веру, надежду и милосердие, чтобы завершить их совершенствование и тем больше радоваться своему потомству, чем больше добродетелей они получают. Но поскольку мы рассмотрели кратко эти моменты, обратимся теперь к изучению также имен его дочерей. Далее следует:
Стих 14. И он нарек имя одной Дейс (Dies), имя второй Касия (Casia), имя второй Корнустиби (Cornustibii) [Иов. 42:14] [20].

43. Поскольку эти имена являются производными от добродетелей, переводчик не заботился соответствующим образом, чтобы передать их звучание в арабском языке, но переводит их, чтобы более явно передать их значение на латинском языке. Ибо кто может не знать, что Dies и Casia являются латинскими словами? Но в Cornustibii, (хотя это не Corn us, но Cornus (т.е. рог), и трубы музыкантов называется не tibium но tibia (трубы)),  я предполагаю, что он предпочел не выдерживать полслова в латинском языке, чтобы обозначить вещи таковыми, какими они являются, и, чтобы сохранить своеобразие того языка, с которого он переводил. Или потому, что он усиливает одно слово, составляя его из двух (рог и труба) он был вправе, использовать оба слова, которые переведены на латинский одной частью речи, и выбрать пол по своему усмотрению. В чем причина того, что первая дочь Иова, как сказано, была названа Dies [21], вторая Casia [22], а третья Cornustibii, кроме того, чтобы обозначить всю историю человеческой расы, которая выбирается добротой своего Творца, и по милости Искупителя, обозначается этими названиями? Человек, как он был сотворен, светил так ярко, как день (Dies), потому что его Творец покрыл его светящимся великолепием врожденной невинности. Но когда он упал по собственной воле в темноту греха, потому что он ушел от света истины, он скрылся, как это было, в ночи ошибки; как сказано в другом месте: последовал за тенью [Пс. 39:6] [23]. Но поскольку щедрости Его благости нет границ, наш Создатель, даже несмотря на темноту нашего беззакония, после этого принял нас с помощью могущественного искупления у нашей ошибки, тех, которых Он изначально создал для праведности. И потому, что он хотел, после его падения, вернуться к силе первоначального творения, Он поддержал его против сокровенных нападений искушений его врага многообразием добродетелей Его даров. И эти добродетели тех, кто их получает, несомненно, чувствуются как аромат благовоний другими людьми. Потому говорил Павел: Мы Богу Христово благоухание [2 Кор. 2:15] [24]. Потому Святая Церковь, услышав своего рода ароматные сладости в ее избранных, говорит в Песни Песней: Доколе царь был за столом своим, народ мой издавал благовоние свое [Песн. 1:11] [25]. Как будто он прямо сказал: Пока царь отдыхает в небесной стране, жизнь избранных потчуется замечательными запахами добродетелей для того, чтобы тот, кто по-прежнему не видит Того, Кого он ищет, смог разгореться более горячо в его желании. Народ издает благоухание, пока царь отдыхает, потому что, когда Господь отдыхает в Его блаженстве, добродетель святых в Церкви дает нам радости великой сладости. Потому что человеческая раса светила ярко в своем создании благодаря невинности, и впоследствии, когда погасла, стала источать запах благовоний осуществлением добрых дел, первая дочь по праву названа Dies, а вторая именем Casia. Но она хорошо называется CASIA, та, которая распространяется везде с таким сильным ароматом возвышенной жизни. Для человека, в самом его начале, в котором он был создан праведным, не были нужны такие большие добродетели, какие требуются в настоящее время. Потому что, если бы он захотел оставаться таким, каким он был создан, он был бы в состоянии без труда преодолеть его врага. Но противник, через согласие человека, заставил его уйти в сторону от сокровенных мест, и он теперь изгнан с родной земли завоевателем, от которого, когда тот только напал, он мог бы отбиться без труда.

[1] Не нашла соответствующую цитату.
[2] ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его.
[3] Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.
[4] удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
[5] Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
[6] Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.
[7] Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес - на цепь,] и как олень - на выстрел,
[8] Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? (1 Кор. 9:9); Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей (1 Тим. 5:18).
[9] Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.
[10] …у которых плоть - плоть ослиная, и похоть, как у жеребцов.
[11] В смысле «спокойствие»
[12] Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
[13] Блаженны вы, сеющие при всех водах и посылающие туда вола и осла.
[14] После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
[15] Денарий (устар. «динарий», лат. dēnārius «состоящий из десяти», от лат. dēnī «по десяти», от лат. decem «10»[1]) - название римской серебряной монеты времён Республики (впервые отчеканена в 268 году до нашей эры) и первых двух веков Империи. (прим.пер.)
[16] и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
[17] возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
[18] Семь добродетелей - в западном христианстве совокупность главных положительных черт человеческого характера. Семь добродетелей подразделяются на кардинальные и теологические.
Четыре кардинальные добродетели (мужество, умеренность, справедливость, благоразумие) представляют собой, собственно, кардинальные добродетели античной этики, впервые выделенные Эсхилом и затем вошедшие в позднеантичную традицию через Платона, Аристотеля и стоиков. Блаженный Августин, воспроизведя эту схему, добавил к ней три "теологические" добродетели, учение о которых развивали восточнохристианские авторы: вера, надежда, любовь.
Список добродетелей раннего христианства: Благоразумие (лат. Prudentia), Мужество (лат. Fortitudo), Справедливость (лат. Justitia), Умеренность (лат. Temperantia), Вера (лат. Fides), Надежда (лат. Spes), Любовь (лат. Caritas)
Позднее появился другой список добродетелей, составленный из противоположностей семи смертным грехам: Целомудрие (лат. Castitas), Умеренность (лат. Temperantia), Любовь (лат. Caritas), Усердие (лат. Industria), Терпение (лат. Patientia), Кротость (лат. Humanitas), Смирение (лат. Humilitas)
[19] Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов,
[20] И нарек он имя первой Емима, имя второй - Кассия, а имя третьей - Керенгаппух.
[21] В переводе с латыни - Dies - день.
[22] В переводе с латыни CASIA - корица. Из высушенной коры коричного дерева изготавливали благовония.
[23] Не нашла соответствующую цитату.
[24] Ибо мы Христово благоухание Богу…
[25] Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое.

( Окончание следует).

Григорий Богослов, Иов, Переводы

Previous post Next post
Up