Пастырь добрый
Оглавление.Если предположение, выдвинутое в главе VIII, верно, то это существенно меняет наш взгляд на созданный Богом мир и на роль человека в нем. Если жизнь вечная возможна животным, которые окружают человека в повседневной жизни, и ее получение ими зависит от человека, то это должно приводить человека к осознанию особой ответственности по отношению к тому, над кем еще Адам получили заповедь о владычестве. Из нашего смелого предположения следует, что души одухотворенных животных не умирают, а ждут Второе Пришествие и Страшный Суд, когда при всеобщем воскресении вновь соединятся с телами. «Если смерть определяют, как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным»
[1]. Безусловно, ожидание животными воскрешения не носит сознательно-разумный характер. Безусловно, Церковь не молится о душах умерших животных не только потому, что они не являются членами Церкви, а потому, что не могут быть частью Тела Христова по своей исключительно животной природе. Образ ожидания животными воскрешения, состояние их душ до этого момента - вопросы дальнейших размышлений.
Когда мы рассматривали взаимоотношения человека и животных до грехопадения и непосредственно после (до Потопа), то обратили внимание на их нравственно-возвышенный характер даже в нашем понимании. Иногда люди, пытаясь внешне повторить древнюю форму взаимоотношений человека и животных, думают, что они поступают как-то более «духовно». Например, возводят в культ вегетарианство или гуманизм по отношению к животным. Такое мнение не только ошибочно, но и губительно. Если Господь дал в пищу животных, то «все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1Кор.10:25). Лишь пост или обет Богу придает воздержанию от пищи духовную пользу. А самая главная духовная польза приходит от послушания Божественной Воле, а не от механического копирования жизни тех, для кого тот или иной образ жизни был естественным и единственно приемлемым в тех или иных условиях, в то или иное время, потому, что, опять же, соответствовал Божественной Воле.
В работе мы не ставили целью сделать всеобъемлющий обзор (исчерпывающий анализ) библейского текста и святоотеческого наследия, посвященного проблемам бытия животного мира и его взаимоотношению с человеком. Но мы попытались выстроить целостную теорию, которая, как нам думается, приводит к определенному консенсусу противоречивые на первый взгляд мнения относительно появления, жизни и смерти бессловесных.
Нашей работой мы попытались проанализировать те тексты Св. Писания и мнения святых отцов и учителей Церкви о них, которые позволяют более глубоко с сотериологических позиций взглянуть на взаимоотношение человека и животного мира. Автор надеется, что проделанная работа вызовет у читателя как минимум благодарственное умиление по отношению к Богу, премудро устроившему мир и взаимоотношения внутри его. Вызовет трепет перед величием роли человека в мире, трепет перед ответственностью человека перед Богом за доверенное людям сокровище. Вызовет сокрушение об искаженной грехом природе.
В своей работе автор старался учесть как святоотеческое мнение, отрицающее возможность вечного после рождения существования душ животных, так и предположение о том, что для животных при определенных условиях возможно существование в вечности. Идея одухотворения животных, как нам думается, не только даст возможность разрешить противоречия в святоотеческом подходе к участи души животных после смерти, но и дает дополнительный стимул для личной аскетики.
Возможность получения животным жизни вечной автор обозначил небиблейским термином «одухотворение». Под этим термином автор подразумевает процесс получения животным персонального (ипостасного) существования в вечности через получение благодатной силы Св. Духа, «иже от Отца исходящего», через любовь к животному человека праведной жизни. Автор считает, что термин «одухотворение» не совсем удачен, так как позволяет легко вместо православного понимания взаимоотношений человека и мира впасть в разные формы зоолатрии, как это произошло с немецким теологом Ойгеном Древерманом, который в процессе изучения роли животных в мире, пришел, например, к таким заключениям: «обезьяны вместе с людьми поют гимны восходящему солнцу. И невозможно себе представить, что этот универсальный гимн благодарности жизни, объединяющий людей и животных, смог бы прерваться смертью»
[2]. Автор был опечален, что идеи католического теолога, на позицию которого значительное влияние оказали идеи Карла-Густава Юнга и Зигмунда Фрейда
[3], проникли в православную среду, и нашли свое воплощение, например, в работах православного философа Татьяны Горичевой, которая дерзает (по её же выражению) утверждать, что животные могут быть членами Церкви Христовой и даже быть обожены. «Животные не только «стенают и мучатся» вместе с человеком. Не только ждут усыновления и искупления (Рим., 8,20-23), они уже способны, вслед за святыми и мучениками проникнуть в новый эон, войти в церковь, дерзнем сказать - обожиться»
[4]. Очень жаль, что не все православные понимают, что благодатное обожение возможно только через стремление к божественному подобию, которое, в свою очередь, тесно связано с присутствием в природе личности Божественного образа. Носителем такого образа в мире является только человек. «Действительно, человек создан для того, чтобы быть богом. Будучи тварью по своей природе, он по благодати призван к обожению»
[5].
Обычно под одухотворением в широком смысле понимают и наделение природы или животных высшими духовными способностями, и появление высоких помыслов или стремлений, и просто наделение душой природы или животных. Последнее было бы правильно называть «одушевление». В отношении природы это элементарный анимизм, а какое-либо особое одушевление животных в Православии без надобности, так как животные и без того, от творения мира, являются «душой живой».
В православном понимании одухотворение носит личностный характер. Это процесс, связанный с ипостасным, непосредственным действием Св. Духа, процесс, который вызывает аллюзию к «дыханию жизни» (см. Быт.2:7). Неточность термина «одухотворение» по отношению к животным как раз и связано с тем, что исследуемое явление носит опосредованный характер. Человек по природе не является источником животворящего духа. Автор надеется, что заинтересованные читатели или сам автор в процессе дальнейшей работы над материалом, подберут термин, более верно отражающий исследуемый вопрос или же термин будет использоваться далее с соответствующими комментариями.
Многие частные вопросы умышленно остались за пределами внимания данной работы. Например, отдельного рассмотрения требует проблема идентификации того или иного организма как животного в библейском понимании, т.е. обладающего «душой живою». Так сегодня известно множество созданий из царства животных, которых по тем или иным признакам (питание, образ жизни, среда обитания и др.) можно отнести, например, к царству растений в современной биологической систематике. «Много несходств в образе жизни, много разностей и в расположении каждой породы»
[6].
При размышлении о бессловесных, как мы видели, многие вопросы тесно переплетались с другими богословскими вопросами, выходящими за рамки темы работы. Это говорит о том, что размышление о животном мире, созданном Богом, не праздное любопытство, а важная богословская тема, требующая детального прояснения. Думается, что рассмотрение библейских или естественнонаучных вопросов, в контексте предложенных идей, может принести пользу тем, кто хочет постичь как Бог «все соделал … премудро» (Пс.103:24).
[1] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры, кн.4, гл. XXVII «О воскресении».
[2] Ойген Древерманн. О бессмертии животных [Электронный ресурс] // Собачья жизнь: Российская независимая некоммерческая благотворительная бесплатная газета. URL:
http://www.doglife.ru/index.php/tserkov-i-zhivotnye/218-o-bessmertii-zhivotnykh (дата обращения 13.09.2015).
[3] См. Ойген Древерман (Drewermann) [Электронный ресурс] // Психоанализ на Руси. URL:
http://psychoanalyse.narod.ru/psychoan/mitglied/drewerma.htm (дата обращения 13.09.2015).
[4] Горичева Т.М. Блажен иже и скоты милует. - Любляна, 2010, с. 53.
[5] Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций. - Москва: Издательство ПСТГУ, 2007, раздел 1, гл. 1, п. 1.6.
[6] Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев, беседа 7 «О пресмыкающихся».
Уход кота, 2005, Елена Черкасова