5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
И# є3ди1нъ t стaрєцъ глаг0ла ми2: не плaчисz: сE, побэди1лъ є4сть лeвъ, и4же сhй t колёна їyдова, к0рень дв7довъ, разгнyти кни1гу и3 разрэши1ти сeдмь печaтей є3S. (Откр.5:5)
И един от старец глагола ми: не плачися: се, победил есть лев, иже сый от колена иудова, корень давидов, разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея. (Откр.5:5)
kaЬ eеw ¤k tЗn presbutЎrvn lЎgei moi, MЇ klaЭe: Юdoз ¤nЫkhsen х lЎvn х ¤k t°w ful°w ѓIoжda, І =Ыza DauЫd, ЋnoЭjai tт biblЫon kaЬ tЊw ҐptЊ sfragЭdaw aйtoи.
И один из старцев говорит мне, Не плачь; вот победил лев из племени Иуды, корень Давида, открыть книгу и семь печатей её.
И один из старцев говорит мне: не плачь; вот победил Лев из колена Иудина, Корень Давидов, чтобы раскрыть книгу и семь печатей её.
Параллельные места по Синодальному переводу:
Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт.49:9)
И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; (Ис.11:1)
И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава. (Ис.11:10)
Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. (Рим.15:12)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]Быт.49:10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Евр.7:14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. Иер.23:5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Иер.23:6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: `Господь оправдание наше!' Иер.31:16 Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. Иоан.20:13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Лук.23:28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, Лук.7:13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. Лук.8:52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. Чис.24:9 Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Откр.1:1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, Откр.22:16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. Откр.4:10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: Откр.4:4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. Откр.6:1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Откр.7:13 И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Рим.1:3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти Параллельные места дополнительно:
Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. (Мар.15:5)
Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. (Быт.49:8)
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. (Иоан.18:37)
На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (Иоан.1:29)
и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. (Иоан.11:52)
Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. (Иоан.2:19)
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. (1Пет.5:8)
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф.3:17)
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. (Пс.18:2)
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. (Мар.16:15)
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Ис.53:7)
Ипполит Римский: Господь и Спаситель наш Христос Иисус, Сын Божий, за Его царское и славное достоинство предвозвещен был, как лев [1]; подобным же образом антихриста предуказало Писание, как льва, за его качества тирана и насильника. Да и вообще во всем обольститель пожелает уподобиться Сыну Божию. Лев - Христос, лев и антихрист; царь - Христос [2], царь, хотя земной, - и антихрист. Явился Спаситель, как агнец [3]; подобным же образом и тот появится, как агнец, хотя внутри будет оставаться волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам - подобным же образом пошлет и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель своих рассеянных овец [4] - подобным же образом соберет и тот рассеянный народ Иудейский. Дал Господь печать верующим в Него - подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь - в образе человека придет и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм [5] - восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме. Викторин Петавийский [6]: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» (Откр.5:5). О сем льве из колена Иудова победившего читаем в Бытии, где Иаков патриарх говорит: «Иуда, тебя прославят братья твои, возлег и уснул и воскрес словно лев и словно скимен» [7] (Быт.49:8,9). Воистину должна [была] быть побеждена смерть. Называется [Он] львом, потому что должно [было Ему] воистинну претерпеть от людей - словно агнцу быть приведенному на заколение [8]. Но, потому что смерть победил и превзошел казни служение, называется «как бы закланный» (Откр.5:6). Итак, Тот же Самый открыл и распечатал (букв. переназнаменовал) [книгу], Кто сам запечатал завещание (Завет). То, что подобало быть запечатанному и спрятанному даже до пришествия Страстей Его, изображал Моисей закононосец [тем, что] накрывал лицо свое и так говорил с народом, являя, что накрыты (скрыты) слова пророчества даже до пришествия времени Его. Воистинну и сам [Моисей], когда говорил к народу, приняв шерсть янтарную, кровью тельчей и водой кропил народ весь (буквально: вселенский - universum), говоря: «Сия есть кровь завета Его, которой очистил вас» [9] (Исх.24:7,8). Здесь необходимо обратить внимание на то, что [Моисей] точно предсказывает о [смерти одного] человека и всех одной [этой смертью] объединяет. В самом деле, не позволяет законом сие называть, но названо завещанием (Заветом). Ибо никогда закон завещанием не называется, и завещанием называется не что иное, как то, что должно произойти после смерти. И что бы ни вписано было в завещании, запечатано вплоть до смерти завещателя. Посему ныне по заслугам назнаменуется [10] через Агнца закланного, Который словно лев разорвал смерть и Который о Нем проповеданное ранее исполнил, и человека освободил, то есть плоть от смерти, и принял власть над существом смертным, то есть членами Своими - людьми. Так что, точно так же, как в одном теле [праотца Адама] все люди долгом смерти своей пали, так же через Одно Тело верные по всему миру, обновленные в жизнь, да воскреснут. Итак, по достоинству лицо Моисея является и открывается, поэтому и Апокалипсис означает Откровение. Ныне книга Его распечатывается, ныне приношение даров уразумевается, ныне Жертводателя дар (хрисма) устрояется, но и завещание ясно уразумевается. Тиконий: В одном из старцев мы узнаем совокупное лицо пророков, известные прорицания которых о том, что Христос из колена Иудина Своей кровью искупит мир, были утешением Церкви. О Нем мы читаем пророчество: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9). Ведь о Нем же, добровольно без вины принявшем смерть и силой принятую смерть поправшем, учат и как о льве, и как об агнце; и в давнюю пору он подлинно угрожал смерти, говоря устами Осии: «Буду гибелью твоей, смерть, уязвлением твоим, преисподняя» (Ос.13:14), и Исайи: «Вот корень Иессеев, который возрастет, как избавление для народов, к нему обратятся язычники, - и покой его будет славным» (Ис.11:10). Воистину, и всякий верующий, когда в уединении усердно сокрушается о своих грехах, и об обетовании прощения помнит благодаря «утешениям Писаний» (Рим.15:4), и знает, что у него есть надежда на вечное спасение. То, что я говорю, подтверждается сходным ответом одного из старцев. По той же причине он, ссылаясь на прошлое, предвещает будущее, по какой и Дух прикровенно являет грядущее в событиях минувших. Августин Ипонский: Следовательно, одержана истинная победа Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он воскрес и взошел на небо. А потому исполнено то, что вы услышали, когда читался Апокалипсис: победил «лев от колена Иудина» (Откр.5:5). Он назван львом, и Он назван агнцем: львом - из-за доблести, агнцем - из-за невинности. Потому что лев непобедим, а агнец кроток. Этот закланный Агнец своей смертью победил льва, искавшего кого поглотишь (см. 1Пет.5:8). Ведь дьявол назван львом по дикости, а не по доблести. Апостол же Петр говорит: нам следует беречься искушений, «потому что», - говорит, - «противник ваш дьявол ходит», <... > «ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Но каким образом ходит? Он говорит: «как рыкающий лев» (1Пет.5:8) ходит, «ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Кто избежал бы зубов этого льва, если бы не победил «Лев от колена Иудина» (Откр.5:5)? Лев против льва, агнец против волка. Возликовал дьявол, когда умер Христос, но в самой смерти Христа дьявол побежден - будто получил приманку в мышеловке. Радовался смерти, словно поставленный во главе смерти: чему радовался, оттуда к тому и направлен. Мышеловка дьявола - крест Господа: приманка, на которую он ловится - смерть Господня. Но гляди, восстал Господь наш, Иисус Христос! Он же: О ком прежде пророк предрекал: как овен, назначенный в жертву, и как агнец перед тем, кто стриг его, остался безгласным, так и Он не отверз уст Своих. Кто Он? Разве не Тот, о Ком пророк рассказывает и говорит: «в смирении суда Своего Он был взят; но род Его кто изъяснит?» (Ис.53:7,8). Я вижу пример такого [безграничного] смирения [лишь] у Царя такой [безграничной] власти. Ибо Он «как агнец перед стригущими, не отверзающий уст Своих» (см. Ис.53:7), Сам есть «лев от колена Иудина» (Откр.5:5). Кто этот агнец и лев? - Он принял смерть, как агнец, и попрал, как лев. Кто этот агнец и лев? - Кроткий и отважный, любезный и ужасающий, безобидный и могущественный, безмолвствующий осужденный [11] и негодующий Обвинитель. Кто сей агнец и лев? Он есть агнец - в страдании, лев - в воскресении. А быть может, и в страдании агнец и лев, и в воскресении агнец и лев? Давайте посмотрим на агнца в страдании. Только что уже сказано: «как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих» (Ис.53:7). Давайте посмотрим на льва в страдании. Иаков сказал: поднимается, спит, преклонившись, как лев [12]. Давайте посмотрим на агнца в воскресении. Апокалипсис, поскольку рассказывает о вечной славе жен, говорит: «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр.14:4). Давайте посмотрим на льва в воскресении. То же самое Апокалипсис говорит, что я выше уже сказал: «лев от колена Иудина... победил, и может раскрыть сию книгу» (Откр.5:5). Почему агнец в страдании? Потому что без вины виноватый принял смерть. Почему лев в страдании? Потому что убитый уничтожил смерть. Почему агнец в воскресении? Потому что извечна Его невинность. Почему лев в воскресении? Потому что извечна его власть. Григорий Великий [13]: Одни и те же обстоятельства [14] в Писании изображаются различно. - Так как природа всякой вещи состоит из многообразия, в Священном Писании посредством одной вещи, законно могут изображаться различные. Разумеется, лев имеет силу, но и свирепость. Следовательно, силой обозначается Бог, а свирепостью диавол. Ибо по этой причине о Боге говорится: «Победил лев от колена Иудина, корень Давида» (см. Откр.5:5). По этой причине о диаволе говорится: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Наименование же львицы, иногда означает Святую Церковь, иногда же Вавилон. Ибо, так как Церковь отважна перед бедственными, она называется львицей, что и подтверждается словами самого блаженного Иова, который, провозглашая об Иудее, оставленной Церковью, говорит: «Сыновья торговцев не попрали ее, и львица не прошла через нее» [15] (Иов.28:8). Но иногда наименованием львицы обозначается город этого мира, то есть Вавилон, который озлобляется дикой жестокостью на жизнь невинных, который, сочетаясь с древним врагом, словно со свирепейшим львом, принимает семена извращенного увещания его и порождает из себя на свет порочных детей, подобных жестоким детенышам льва. Детеныши льва есть любые порочные [люди], производимые обольщением злых духов: они все вместе составляют город мира, как мы сказали - Вавилон, это не собственно львица, но детеныши львицы. Ибо так же как вся Церковь называется Сионом, так и святые по одиночке именуются сыновьями Сиона, и также порочных называют сыновьями Вавилона, а этот сам Вавилон состоит из них всех вместе. Он же [16]: Тот, Кто назван самым сильным среди всех хищников, потому что в Нем «слабость» Бога сильнее, чем сила людей. Тот, Кто не боится никого, ибо Он говорит: «Идет Князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30). Андрей Кесарийский: «Не плачь» (Откр.5:5), говорит, потому что если книга недоступна для ангелов, то ее может раскрыть Бог, вочеловечившийся ради людей, Который по человечеству есть корень Давидов, а по Своему Божеству - Творец всего. Экумений: Как сказано, открыл книгу и печати Тот, Кто поборол нашего победителя, дьявола. А кто был львом от колена Иудина? Конечно же, Христос, о Ком сказал патриарх Иаков: «преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9). А что от Иуды по плоти произошел Господь, свидетельствует божественный апостол: «ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» (Евр.7:14). Кто-то может удивиться, почему он не называет Его, вслед за Исайей, «отраслью от корня Иессеева и ветвью, произросшей от корня» (Ис.11:1), но корнем Давидовым. Он это говорит, показывая, что по человеческой природе Он был отраслью, произросшей от корня Иессеева и Давидова, а по Божественной - Он Сам корень не только Давида, но и всякого создания, чувственно зримого и умного, - поскольку Он виновник всякого бытия, как и прежде говорилось. Григорий Палама [17]: Но чтобы ты познал высоту превосходства по сравнению со всеми Того, Кто ныне крещается, обдумай еще и то: каким образом «отверзлись Ему», как написано, «небеса»; нам на деле показано, что не просто небеса, но и самые недра Небесного Отца отверзлись для Него; потому что оттуда - Дух и глас, свидетельствующий родственность сыновства (см. Мф.3:17); небеса же, будучи возвестителями Его (см. Пс.18:2), отверзлись как бы некие всемирные уста, и не только Ангелам, сущим на небесах, но и людям, сущим на земле, возвестили всем, что Сын Божий обладает равной честью по Своему естеству и по силе и по владычеству над всем с Небесным Отцем и исходно-происходящим от Него Духом. Итак, справедливо, что только для Него, молящегося, отверзлись небеса, поскольку и запечатанную книгу, - чем может быть обозначается заключенное прежде для нас сие небо, по Иоаннову Откровению, никто не мог ни открыть, ни прочесть из всех сущих на небе и на земле и под землею. «Победил же», говорит, «единый разгнути книгу и прочести ю (ее), Лев, Иже сый от колена Иудова» [18] (Откр.5:5). Кто же Сей Лев, происходящий от колена Иудова, преднаучил нас Патриарх Иаков, говоря: «Скимен львов Иуда, от колена [19] моего, сыне мой, возшел еси: возлег, уснул еси, яко лев, и яко скимен: кто возбудит его? Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная Ему: и Той - чаяние языков» (Быт.49:9,10); т.е. - Тот, Кто ныне явно отверз все сверхнебесное, единый прочел сущие от века и во веки слова Промысла, скрытые в недрах Отеческих сокровища премудрости, непостижимые глубины и тайны Духа. Илия Минятий [20]: Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, Корень Давидов - Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное. Разрешил первую печать - и люди тотчас познали Единого Бога; разрешил вторую - и познали Бога Трииспостасного. Разрешил третью - и познали Бога, Отца Сыновня и Изводителя Святого Духа. Разрешил четвертую - и познали Бога, Творца всего. Разрешил пятую - и познали Бога, соделавшегося человеком. Разрешил шестую - и познали Бога, плотью пострадавшего, умершего и воскресшего. Разрешил седьмую - и познали Бога Судию, ублажающего праведных и карающего грешных. Таким образом, эта запечатанная книга Сидящего на престоле стала книгой родства Иисуса Христа, откровением таинств и исполнением обетовании. Учение Святого Духа, воспитание к богопознанию, любомудрие веры, наука вечной блаженной жизни - вот «Книга родства Иисуса Христа» [21] (Матф.1:1). Иннокентий Херсонский [22]: Победитель смерти явился пред престолом Отца с знамением победы, уже не преднамереваемой, а совершенной, - со крестом! О, сколько раз, после сего нового крещения кровью, должен был под небесами небес раздаваться глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф.3:17). «Того послушайте» (Мар.9:7)! - Послушайте уже не одни человеки, а «вси Ангели Божии» (Евр.1:6), вся тварь (см. Мк.16:15). Ибо на Голгофе небо и земля увидели, что Агнец закланный «достоин... прияти силу и богатство, и премудрость и крепость и честь и славу и благословение» (Откр.5:12). Не продолжим изображения великой деятельности Иисусовой среди настоящего дня покоя; ибо Писание не дает нам для сего дальнейшего руководства; а без сего руководства как говорить о тайнах мира невидимого? И после того, что мы видели и слышали, кто не скажет, яко воистину «велик день Субботы сея» [23] (Иоан.19:31), и достоин того, чтоб быть прообразованным всеми Субботами ветхозаветными! И все это совершилось, братие, когда тело Иисусово мирно почивало во гробе; когда гроб сей был запечатан печатью Каиафы, окружен стражей римской! Седмь печатей на книге судеб в сие время преломлены (Откр.5:5); а печать Каиафы оставалась цела! Все воинство ада обращено в бегство, а четыре воина римских продолжали стоять на страже! - Так под простой завесой видимого может сокрываться тьма чудес невидимых! Александр Милеант [24]: Слова «Лев из колена Иудина» относятся к Господу Иисусу Христу и напоминают пророчество патриарха Иакова о Мессии (Быт.49:9,10).
[1] См. Быт.49:8,9. [2] См. Ин.18:37. [3] См. Ин.1:29. [4] См. Ин.11:52. [5] См. Ин.2:19. [6] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна. [7] В Син. пер.: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт.49:8,9) [8] См. Ис.53:7. [9] В Син. пер.: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих (Исх.24:8). [10] Распечатывается. [11] См. Мк.15:5. [12] Ср. Быт.49:9: Молодой лее Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лее и как львица: кто поднимет его? [13] Моралии на Иова, кн.5. [14] Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются (Иов.4:10). [15] В Син. пер.: не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал. В славянской Библии: «И не ходиша по ней сынове величавых, и не пройде по ней лев». [16] Моралии на Иова, кн. 30. [17] Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов (Богоявление); в ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения. [18] Парафраз. [19] Ориг. "леторасли". [20] Слово в неделю пред Рождеством Христовым (второе). [21] На церковнославянском языке. [22] Слово в Великую Субботу. [23] В церковнославянском переводе: велик день тоя субботы. [24] Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова: значение книги.