Откр.5:5

Jun 25, 2016 06:53








Оглавление.

5 И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
  • И# є3ди1нъ t стaрєцъ глаг0ла ми2: не плaчисz: сE, побэди1лъ є4сть лeвъ, и4же сhй t колёна їyдова, к0рень дв7довъ, разгнyти кни1гу и3 разрэши1ти сeдмь печaтей є3S. (Откр.5:5)
  • И един от старец глагола ми: не плачися: се, победил есть лев, иже сый от колена иудова, корень давидов, разгнути книгу и разрешити седмь печатей ея. (Откр.5:5)
  • kaЬ eеw ¤k tЗn presbutЎrvn lЎgei moi, MЇ klaЭe: Юdoз ¤nЫkhsen х lЎvn х ¤k t°w ful°w ѓIoжda, І =Ыza DauЫd, ЋnoЭjai tт biblЫon kaЬ tЊw ҐptЊ sfragЭdaw aйtoи.
  • И один из старцев говорит мне, Не плачь; вот победил лев из племени Иуды, корень Давида, открыть книгу и семь печатей её.
  • И один из старцев говорит мне: не плачь; вот победил Лев из колена Иудина, Корень Давидов, чтобы раскрыть книгу и семь печатей её.
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт.49:9)
  • И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; (Ис.11:1)
  • И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава. (Ис.11:10)
  • Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут. (Рим.15:12)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
[Spoiler (click to open)]Быт.49:10      Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.
Евр.7:14         Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
Иер.23:5        Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
Иер.23:6        Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: `Господь оправдание наше!'
Иер.31:16      Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской.
Иоан.20:13    И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
Лук.23:28       Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
Лук.7:13         Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
Лук.8:52         Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
Чис.24:9        Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!
Откр.1:1         Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
Откр.22:16     Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
Откр.4:10       тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
Откр.4:4         И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
Откр.6:1         И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.
Откр.7:13       И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
Рим.1:3          о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти

Параллельные места дополнительно:

  • Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. (Мар.15:5)
  • Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. (Быт.49:8)
  • Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. (Иоан.18:37)
  • На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (Иоан.1:29)
  • и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. (Иоан.11:52)
  • Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. (Иоан.2:19)
  • Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. (1Пет.5:8)
  • И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. (Матф.3:17)
  • Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. (Пс.18:2)
  • И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. (Мар.16:15)
  • Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Ис.53:7)
Ипполит Римский:
Господь и Спаситель наш Христос Иисус, Сын Божий, за Его царское и славное достоинство предвозвещен был, как лев [1]; подобным же образом антихриста предуказало Писание, как льва, за его качества тирана и насильника. Да и вообще во всем обольститель пожелает уподобиться Сыну Божию. Лев - Христос, лев и антихрист; царь - Христос [2], царь, хотя земной, - и антихрист. Явился Спаситель, как агнец [3]; подобным же образом и тот появится, как агнец, хотя внутри будет оставаться волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот. Послал Господь апостолов ко всем народам - подобным же образом пошлет и он своих лжеапостолов. Собрал Спаситель своих рассеянных овец [4] - подобным же образом соберет и тот рассеянный народ Иудейский. Дал Господь печать верующим в Него - подобным же образом даст и тот. В образе человека явился Господь - в образе человека придет и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм [5] - восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме.
Викторин Петавийский [6]:
«Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил» (Откр.5:5). О сем льве из колена Иудова победившего читаем в Бытии, где Иаков патриарх говорит: «Иуда, тебя прославят братья твои, возлег и уснул и воскрес словно лев и словно скимен» [7] (Быт.49:8,9). Воистину должна [была] быть побеждена смерть. Называется [Он] львом, потому что должно [было Ему] воистинну претерпеть от людей - словно агнцу быть приведенному на заколение [8]. Но, потому что смерть победил и превзошел казни служение, называется «как бы закланный» (Откр.5:6). Итак, Тот же Самый открыл и распечатал (букв. переназнаменовал) [книгу], Кто сам запечатал завещание (Завет).
То,  что подобало быть запечатанному и спрятанному даже до пришествия Страстей Его, изображал Моисей закононосец [тем, что] накрывал лицо свое и так говорил с народом, являя, что накрыты (скрыты) слова пророчества даже до пришествия времени Его. Воистинну и сам [Моисей], когда говорил к народу, приняв шерсть янтарную, кровью тельчей и водой кропил народ весь (буквально: вселенский - universum), говоря: «Сия есть кровь завета Его, которой очистил вас» [9] (Исх.24:7,8).
Здесь необходимо обратить внимание на то, что [Моисей] точно предсказывает о [смерти одного] человека и всех одной [этой смертью] объединяет. В самом деле, не позволяет законом сие называть, но названо завещанием (Заветом). Ибо никогда закон завещанием не называется, и завещанием называется не что иное, как то, что должно произойти после смерти. И что бы ни вписано было в завещании, запечатано вплоть до смерти завещателя.
Посему ныне по заслугам назнаменуется [10] через Агнца закланного, Который словно лев разорвал смерть и Который о Нем проповеданное ранее исполнил, и человека освободил, то есть плоть от смерти, и принял власть над существом смертным, то есть членами Своими - людьми. Так что, точно так же, как в одном теле [праотца Адама] все люди долгом смерти своей пали, так же через Одно Тело верные по всему миру, обновленные в жизнь, да воскреснут.
Итак, по достоинству лицо Моисея является и открывается, поэтому и Апокалипсис означает Откровение.
Ныне книга Его распечатывается, ныне приношение даров уразумевается, ныне Жертводателя дар (хрисма) устрояется, но и завещание ясно уразумевается.
Тиконий:
В одном из старцев мы узнаем совокупное лицо пророков, известные прорицания которых о том, что Христос из колена Иудина Своей кровью искупит мир, были утешением Церкви. О Нем мы читаем пророчество: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9). Ведь о Нем же, добровольно без вины принявшем смерть и силой принятую смерть поправшем, учат и как о льве, и как об агнце; и в давнюю пору он подлинно угрожал смерти, говоря устами Осии: «Буду гибелью твоей, смерть, уязвлением твоим, преисподняя» (Ос.13:14), и Исайи: «Вот корень Иессеев, который возрастет, как избавление для народов, к нему обратятся язычники, - и покой его будет славным» (Ис.11:10). Воистину, и всякий верующий, когда в уединении усердно сокрушается о своих грехах, и об обетовании прощения помнит благодаря «утешениям Писаний» (Рим.15:4), и знает, что у него есть надежда на вечное спасение. То, что я говорю, подтверждается сходным ответом одного из старцев. По той же причине он, ссылаясь на прошлое, предвещает будущее, по какой и Дух прикровенно являет грядущее в событиях минувших.
Августин Ипонский:
Следовательно, одержана истинная победа Господа нашего Иисуса Христа, поскольку Он воскрес и взошел на небо. А потому исполнено то, что вы услышали, когда читался Апокалипсис: победил «лев от колена Иудина» (Откр.5:5). Он назван львом, и Он назван агнцем: львом - из-за доблести, агнцем - из-за невинности. Потому что лев непобедим, а агнец кроток. Этот закланный Агнец своей смертью победил льва, искавшего кого поглотишь (см. 1Пет.5:8). Ведь дьявол назван львом по дикости, а не по доблести. Апостол же Петр говорит: нам следует беречься искушений, «потому что», - говорит, - «противник ваш дьявол ходит», <... > «ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Но каким образом ходит? Он говорит: «как рыкающий лев» (1Пет.5:8) ходит, «ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Кто избежал бы зубов этого льва, если бы не победил «Лев от колена Иудина» (Откр.5:5)? Лев против льва, агнец против волка. Возликовал дьявол, когда умер Христос, но в самой смерти Христа дьявол побежден - будто получил приманку в мышеловке. Радовался смерти, словно поставленный во главе смерти: чему радовался, оттуда к тому и направлен. Мышеловка дьявола - крест Господа: приманка, на которую он ловится - смерть Господня. Но гляди, восстал Господь наш, Иисус Христос!
Он же:
О ком прежде пророк предрекал: как овен, назначенный в жертву, и как агнец перед тем, кто стриг его, остался безгласным, так и Он не отверз уст Своих. Кто Он? Разве не Тот, о Ком пророк рассказывает и говорит: «в смирении суда Своего Он был взят; но род Его кто изъяснит?» (Ис.53:7,8). Я вижу пример такого [безграничного] смирения [лишь] у Царя такой [безграничной] власти. Ибо Он «как агнец перед стригущими, не отверзающий уст Своих» (см. Ис.53:7), Сам есть «лев от колена Иудина» (Откр.5:5). Кто этот агнец и лев? - Он принял смерть, как агнец, и попрал, как лев. Кто этот агнец и лев? - Кроткий и отважный, любезный и ужасающий, безобидный и могущественный, безмолвствующий осужденный [11] и негодующий Обвинитель. Кто сей агнец и лев? Он есть агнец - в страдании, лев - в воскресении. А быть может, и в страдании агнец и лев, и в воскресении агнец и лев?
Давайте посмотрим на агнца в страдании. Только что уже сказано: «как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих» (Ис.53:7). Давайте посмотрим на льва в страдании. Иаков сказал: поднимается, спит, преклонившись, как лев [12]. Давайте посмотрим на агнца в воскресении. Апокалипсис, поскольку рассказывает о вечной славе жен, говорит: «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр.14:4). Давайте посмотрим на льва в воскресении. То же самое Апокалипсис говорит, что я выше уже сказал: «лев от колена Иудина... победил, и может раскрыть сию книгу» (Откр.5:5). Почему агнец в страдании? Потому что без вины виноватый принял смерть. Почему лев в страдании? Потому что убитый уничтожил смерть. Почему агнец в воскресении? Потому что извечна Его невинность. Почему лев в воскресении? Потому что извечна его власть.
Григорий Великий [13]:
Одни и те же обстоятельства [14] в Писании изображаются различно. - Так как природа всякой вещи состоит из многообразия, в Священном Писании посредством одной вещи, законно могут изображаться различные. Разумеется, лев имеет силу, но и свирепость. Следовательно, силой обозначается Бог, а свирепостью диавол. Ибо по этой причине о Боге говорится: «Победил лев от колена Иудина, корень Давида» (см. Откр.5:5). По этой причине о диаволе говорится: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8). Наименование же львицы, иногда означает Святую Церковь, иногда же Вавилон. Ибо, так как Церковь отважна перед бедственными, она называется львицей, что и подтверждается словами самого блаженного Иова, который, провозглашая об Иудее, оставленной Церковью, говорит: «Сыновья торговцев не попрали ее, и львица не прошла через нее» [15] (Иов.28:8). Но иногда наименованием львицы обозначается город этого мира, то есть Вавилон, который озлобляется дикой жестокостью на жизнь невинных, который, сочетаясь с древним врагом, словно со свирепейшим львом, принимает семена извращенного увещания его и порождает из себя на свет порочных детей, подобных жестоким детенышам льва. Детеныши льва есть любые порочные [люди], производимые обольщением злых духов: они все вместе составляют город мира, как мы сказали - Вавилон, это не собственно львица, но детеныши львицы. Ибо так же как вся Церковь называется Сионом, так и святые по одиночке именуются сыновьями Сиона, и также порочных называют сыновьями Вавилона, а этот сам Вавилон состоит из них всех вместе.
Он же [16]:
Тот, Кто назван самым сильным среди всех хищников, потому что в Нем «слабость» Бога сильнее, чем сила людей. Тот, Кто не боится никого, ибо Он говорит: «Идет Князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30).
Андрей Кесарийский:
«Не плачь» (Откр.5:5), говорит, потому что если книга недоступна для ангелов, то ее может раскрыть Бог, вочеловечившийся ради людей, Который по человечеству есть корень Давидов, а по Своему Божеству - Творец всего.
Экумений:
Как сказано, открыл книгу и печати Тот, Кто поборол нашего победителя, дьявола. А кто был львом от колена Иудина? Конечно же, Христос, о Ком сказал патриарх Иаков: «преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт.49:9). А что от Иуды по плоти произошел Господь, свидетельствует божественный апостол: «ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» (Евр.7:14). Кто-то может удивиться, почему он не называет Его, вслед за Исайей, «отраслью от корня Иессеева и ветвью, произросшей от корня» (Ис.11:1), но корнем Давидовым. Он это говорит, показывая, что по человеческой природе Он был отраслью, произросшей от корня Иессеева и Давидова, а по Божественной - Он Сам корень не только Давида, но и всякого создания, чувственно зримого и умного, - поскольку Он виновник всякого бытия, как и прежде говорилось.
Григорий Палама [17]:
Но чтобы ты познал высоту превосходства по сравнению со всеми Того, Кто ныне крещается, обдумай еще и то: каким образом «отверзлись Ему», как написано, «небеса»; нам на деле показано, что не просто небеса, но и самые недра Небесного Отца отверзлись для Него; потому что оттуда - Дух и глас, свидетельствующий родственность сыновства (см. Мф.3:17); небеса же, будучи возвестителями Его (см. Пс.18:2), отверзлись как бы некие всемирные уста, и не только Ангелам, сущим на небесах, но и людям, сущим на земле, возвестили всем, что Сын Божий обладает равной честью по Своему естеству и по силе и по владычеству над всем с Небесным Отцем и исходно-происходящим от Него Духом. Итак, справедливо, что только для Него, молящегося, отверзлись небеса, поскольку и запечатанную книгу, - чем может быть обозначается заключенное прежде для нас сие небо, по Иоаннову Откровению, никто не мог ни открыть, ни прочесть из всех сущих на небе и на земле и под землею. «Победил же», говорит, «единый разгнути книгу и прочести ю (ее), Лев, Иже сый от колена Иудова» [18] (Откр.5:5). Кто же Сей Лев, происходящий от колена Иудова, преднаучил нас Патриарх Иаков, говоря: «Скимен львов Иуда, от колена [19] моего, сыне мой, возшел еси: возлег, уснул еси, яко лев, и яко скимен: кто возбудит его? Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная Ему: и Той - чаяние языков» (Быт.49:9,10); т.е. - Тот, Кто ныне явно отверз все сверхнебесное, единый прочел сущие от века и во веки слова Промысла, скрытые в недрах Отеческих сокровища премудрости, непостижимые глубины и тайны Духа.
Илия Минятий [20]:
Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, Корень Давидов - Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное. Разрешил первую печать - и люди тотчас познали Единого Бога; разрешил вторую - и познали Бога Трииспостасного. Разрешил третью - и познали Бога, Отца Сыновня и Изводителя Святого Духа. Разрешил четвертую - и познали Бога, Творца всего. Разрешил пятую - и познали Бога, соделавшегося человеком. Разрешил шестую - и познали Бога, плотью пострадавшего, умершего и воскресшего. Разрешил седьмую - и познали Бога Судию, ублажающего праведных и карающего грешных. Таким образом, эта запечатанная книга Сидящего на престоле стала книгой родства Иисуса Христа, откровением таинств и исполнением обетовании. Учение Святого Духа, воспитание к богопознанию, любомудрие веры, наука вечной блаженной жизни - вот «Книга родства Иисуса Христа» [21] (Матф.1:1).
Иннокентий Херсонский [22]:
Победитель смерти явился пред престолом Отца с знамением победы, уже не преднамереваемой, а совершенной, - со крестом! О, сколько раз, после сего нового крещения кровью, должен был под небесами небес раздаваться глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф.3:17). «Того послушайте» (Мар.9:7)! - Послушайте уже не одни человеки, а «вси Ангели Божии» (Евр.1:6), вся тварь (см. Мк.16:15). Ибо на Голгофе небо и земля увидели, что Агнец закланный «достоин... прияти силу и богатство, и премудрость и крепость и честь и славу и благословение» (Откр.5:12).
Не продолжим изображения великой деятельности Иисусовой среди настоящего дня покоя; ибо Писание не дает нам для сего дальнейшего руководства; а без сего руководства как говорить о тайнах мира невидимого? И после того, что мы видели и слышали, кто не скажет, яко воистину «велик день Субботы сея» [23] (Иоан.19:31), и достоин того, чтоб быть прообразованным всеми Субботами ветхозаветными! И все это совершилось, братие, когда тело Иисусово мирно почивало во гробе; когда гроб сей был запечатан печатью Каиафы, окружен стражей римской! Седмь печатей на книге судеб в сие время преломлены (Откр.5:5); а печать Каиафы оставалась цела! Все воинство ада обращено в бегство, а четыре воина римских продолжали стоять на страже! - Так под простой завесой видимого может сокрываться тьма чудес невидимых!
Александр Милеант [24]:
Слова «Лев из колена Иудина» относятся к Господу Иисусу Христу и напоминают пророчество патриарха Иакова о Мессии (Быт.49:9,10).

[1] См. Быт.49:8,9.
[2] См. Ин.18:37.
[3] См. Ин.1:29.
[4] См. Ин.11:52.
[5] См. Ин.2:19.
[6] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна.
[7] В Син. пер.: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт.49:8,9)
[8] См. Ис.53:7.
[9] В Син. пер.: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих (Исх.24:8).
[10] Распечатывается.
[11] См. Мк.15:5.
[12] Ср. Быт.49:9: Молодой лее Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лее и как львица: кто поднимет его?
[13] Моралии на Иова, кн.5.
[14] Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются (Иов.4:10).
[15] В Син. пер.: не попирали ее скимны, и не ходил по ней шакал. В славянской Библии: «И не ходиша по ней сынове величавых, и не пройде по ней лев».
[16] Моралии на Иова, кн. 30.
[17] Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов (Богоявление); в ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения.
[18] Парафраз.
[19] Ориг. "леторасли".
[20] Слово в неделю пред Рождеством Христовым (второе).
[21] На церковнославянском языке.
[22] Слово в Великую Субботу.
[23] В церковнославянском переводе: велик день тоя субботы.
[24] Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова: значение книги.

Иннокентий Херсонский, Григорий Палама, Экумений, Тиконий, Апокалипсис, Илия Минятий, Григорий Двоеслов, Переводы, ЦСЯ, Септуагинта, Александр Милеант, Викторин Петавийский, Андрей Кесарийский, Ипполит Римский, Августин Блаженный

Previous post Next post
Up