Откр.4:8

Jun 17, 2016 07:45




Оглавление.

8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
  • И# живHтна четhри, є3ди1но к0еждо и4хъ и3мёzху по шeсть кри1лъ w4крестъ, и3 внутрьyду и3сп0лнєна nчeсъ: и3 пок0z не и4мутъ дeнь и3 н0щь, глаг0люще: с™ъ, с™ъ, с™ъ гDь бGъ вседержи1тель, и4же бЁ и3 сhй и3 грzдhй. (Откр.4:8)
  • И животна четыри, едино коеждо их имеяху по шесть крил окрест, и внутрьуду исполнена очес: и покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог вседержитель, иже бе и сый и грядый. (Откр.4:8)
  • kaЬ tЊ tЎssara zТa, ©n kayѓ ©n aйtЗn ¦xvn ЋnЊ ptЎrugaw §j, kuklсyen kaЬ ¦svyen gЎmousin фfyalmЗn: kaЬ Ћn‹pausin oйk ¦xousin ІmЎraw kaЬ nuktтw lЎgontew, †Agiow ‘giow ‘giow kжriow х yeтw х pantokr‹tvr, х ·n kaЬ х Мn kaЬ х ¤rxсmenow.
  • И четыре животных, один против одного их имеющие по крыльев шести, вокруг [них] и внутри изобилуют глазами; и покоя не имеют днём и ночью говорящие, Свят свят свят Господь Бог Вседержитель, Бывший и Сущий и Приходящий.
  • И четыре животных, каждое из них имело по шести крыльев, кругом и изнутри они полны глаз, и непрестанно день и ночь говорят: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Тот, Кто был и Кто есть и Кто грядет.
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис.6:2,3)
  • Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель. (Откр.1:8)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
1Фесс.2:9       Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие.
1Тим.4:16      Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
2Кор.6:18      И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
2Фесс.3:8       ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, -
2Фесс.3:9       не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
2Тим.4:2        проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
Деян.20:31     Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
Исх.15:11      Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?
Иез.1:6           и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла;
Иез.10:21       У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие рук человеческих.
Иез.10:22       А подобие лиц их то же, какие лица видел я при реке Ховаре, - и вид их, и сами они. Каждый шел прямо в ту сторону, которая была перед лицем его.
Быт.17:1        Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
Евр.13:8         Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Ис.13:6          Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего.
Ис.62:1          Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник.
Ис.62:6          На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, -
Ис.62:7          не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.
Иоил.1:15      О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он.
Пс.90:1          Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
Откр.11:17     говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.
Откр.15:3       и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!
Откр.16:14     это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.
Откр.16:7       И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.
Откр.19:15     Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.
Откр.21:22     Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец.
Откр.3:7         И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит:
Откр.7:15       За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
Откр.4:4         И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
Откр.4:6         и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
Параллельные места дополнительно:

  • сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней. (Сир.42:16)
  • Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их; ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного; не минует Его никакое помышление и не утаится от Него ни одно слово. (Сир.42:18-20)
  • а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. (1Кор.15:14)
  • Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. (Быт.2:10)
Тертуллиан:
Это, имя, просим мы, «да святиться» (Матф.6:9; Лук.11:2)! Не в том смысле, чтобы людям прилично было желать Богу какого-либо добра, как будто существует кто-либо другой, от которого может исходить Ему благожелание, или как будто Он терпел бы недостаток, если мы не выражали [Ему] благожелания. Конечно, подобает, чтобы на всяком месте и во всякое время каждым человеком был восхваляем Господь, при достодолжном всегдашнем памятовании о Его благодеяниях. Но это есть собственно желание хваления Бога. И когда имя Божие не было само по себе свято и не святилось, если оно само освящает других? Кому предстоящие ангельские силы непрестанно глаголют: «Свят, свят, свят»! (Ис.6:3). Посему и мы - будущие сообщники ангелов, если помним об этом - да научимся уже здесь этому небесному гласу к Богу и своей обязанности, связанной с будущим прославлением.
Викторин Петавийский [1]:
Крыльев шесть - это свидетельства книг Ветхого Завета. Поэтому всего двадцать четыре крыла у них, столько же, сколько старцев на престолах сидящих. Но подобно тому, как животное летать не может, если не будет иметь крыльев, так и проповедь Нового Завета не имела бы веры, если бы не имела свидетельства проповеди Ветхого Завета, через которую отрывается от земли и летает. Ибо всегда, что прежде было сказано, а после обнаружено совершившимся, веру утверждает [крепкую,] не имеющую сомнения. С другой стороны и крылья, если бы не имели [для своей опоры] животных, не имели бы [источника], откуда приходит к ним жизнь. Ибо если бы не совершилось во Христе то, что пророки предвозвестили, напрасна была бы их проповедь.
Именно это хранит Церковь Кафолическая: что прежде было предсказано - то потом совершилось. И летит [Она] естественно и по достоинству отрывается от земли[, как] живое животное. Еретики [2] же, которым непотребны свидетельства пророков, принадлежат к тем животным, которые не летают, потому что приземленные (земные). Иудеи же, которые не принимают проповеди Нового Завета, присоединяют крылья, но не летают, то есть впустую пророчества (букв. ватиканства - vaticinationem) людям предлагают, дела́ же, предсказанные вместе с ними, не могут предложить. Книг же Ветхого Завета принимается двадцать четыре, что в Эпитомии Феодора [3] найдешь.
Афанасий Александрийский:
Что ближе к Богу, чем херувимы и серафимы? И однако, они, даже не видя Его или пребывая подле Него, ни с открытым лицом, но с закрытым, воздают свои хвалы, неустанными устами не что иное делают, как прославляют божественную и несказанную природу посредством Трисвятого <...> Ибо Троица, прославляемая и почитаемая, и поклоняемая, едина и нераздельна и не имеет образа. Она едина без смешения как Единица и различима без разделения. Ибо то, что эти почитаемые живые создания возглашают свои хвалы трижды: «Свят, Свят, Свят» (Откр.4:8), - подтверждает, что три Ипостаси - совершенны, как и когда они говорят: Господь, то провозглашают одну сущность.
Тиконий:
И в животных показаны двадцать четыре старца - в самом деле, шесть крыл у четырех животных составляют двадцать четыре крыла, - ведь он наблюдал животных вокруг престола, где, как он говорил, прежде видел старцев. Каким же образом животное с шестью крыльями может быть похожим на орла, у которого двое крыл, если не так, что четверо животных суть одно, которое имеет двадцать четыре крыла? Под ними мы понимаем двадцать четыре старца, олицетворяющие Церковь, а ее он уподобил орлу, у коего два крыла, сиречь два Завета, с помощью которых она поднимается ввысь, дабы не испытывать задержку, увлекшись земными пристрастиями.
Руфин:
Всемогущим же называется Бог потому, что над всем удерживает власть. Удерживает же Отец над всем через Сына, как и апостол говорит: «Ибо им создано все, <... > видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол.1:16). И еще раз, обращаясь к евреям, говорит: «через Него веки установил и Его поставил наследником всего» (Евр.1:2). Потому что, если через Него Отец установил веки и через Него все сотворил и Он является наследником всего, следовательно, через Него и власть над всем удерживает. Ибо как свет - от света, и истина - от истины, так же Всемогущий от Всемогущего рожден, как написано и в Апокалипсисе Иоанна о серафиме: «и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр.4:8). Следовательно, Всемогущим называется Тот, Кто грядет: кто же иной Грядущий, если не Иисус Христос Сын Божий?
Примасий:
Церковь, в отдельных членах своих повсюду распространенная, в различных городах, областях, провинциях, на различных языках и среди различных народов, непрерывно славит Бога словом и делом, в радости и в печали, днем и ночью славить не престает, так что непрерывная хвала духовных созданий всечасно пребывает в Иерусалиме небесном, чьим подобием хвалится Церковь-странница.
Андрей Кесарийский:
Как говорит Дионисий Великий, они покрывают двумя крылами лица, двумя ноги, а двумя средними летают, обнаруживая тем свое глубочайшее благоговение к Откровению, которое, будучи осияны Божественною славою, они приносят к низшим Божественным чинам.
«И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр.4:8).
Покой этих святых сил небесных состоит в непрестанном пении ими Божественной песни; они приносят Триипостасному Божеству Трисвятую песнь. Слова «иже бе, и сый и грядый» означают Святую Троицу.
Иннокентий Херсонский [4]:
Первое - и по времени, и по важности, и по приблизительности - наименование Бога есть Иегова. Название сие примечательно уже потому, что оно дано в весьма важном случае, и дано Самим Богом; здесь Бог определил Сам Себя. Ибо Моисей требовал названия у того Существа, Которое ему явилось, и Оно назвало Себя Иеговой: ЕГЬЕ АШЕР ЕГЬЕ - «буду, Который буду». На славянском стоит: «Сый» (Откр.4:8). Это название хорошо потому, что оно состоит в одном слове, но оно не вполне соответствует еврейскому. Понятие о Боге, сообщаемое им, есть свойства метафизического - понятия Существа по превосходству - Существа самобытного, существующего καρ εξοχην. Им выражается известное свойство Божие - то, что Он есть от СЕБЯ. Из сего места составилось у некоторых философов (немецких) следующее самое лучшее определение Бога: «Бог есть Бог», - Существо, равное только Самому Себе.
Александр Милеант [5]:
Множество очей - символизируют всеведение.

[1] Святого Викторина Петавианского епископа и мученика Комментарий на Апокалипсис Блаж. Иоанна.
[2] Свт. Викторин имеет в виду последователей Маркиона, которые не принимали пророчеств Ветхого Завета.
[3] Согласно еп. Евсевию Кесарийскому и блаж. Иерониму Стридонскому, под Феодором нужно понимать свт. Григория Неокесарийского (ок. 213 - ок. 270), первоначально носившего это имя.
[4] О Боге вообще - как Учредителе Царства нравственного или Небесного.
[5] Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова: значение книги.

Иннокентий Херсонский, Афанасий Великий, Примасий, Тиконий, Апокалипсис, Тертуллиан, Переводы, ЦСЯ, Септуагинта, Александр Милеант, Викторин Петавийский, Руфин, Андрей Кесарийский

Previous post Next post
Up