Откр.4:4

Jun 13, 2016 13:16







О виденных дверех на небеси,
и о престолех и о дведесяти четырех старец.
Московская старообрядческая книгопечатня 1909г.,
с древлеписьменной рукописи
первой половины 17 века.


Тимпан главного портала церкви Сен-Пьер
в Муассаке, Франция, 1-я пол. 12 века.

Оглавление.

4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
  • И# w4крестъ пrт0ла пrт0ли двaдесzть и3 четhри: и3 на пrт0лэхъ ви1дэхъ двaдесzть и3 четhри стaрцы сэдsщыz, њблечє1ны въ бBлыz ри6зы, и3 и3мsху вэнцы2 зл†ты на главaхъ свои1хъ. (Откр.4:4)
  • И окрест престола престоли двадесять и четыри: и на престолех видех двадесять и четыри старцы седящыя, облечены в белыя ризы, и имяху венцы златы на главах своих. (Откр.4:4)
  • kaЬ kuklсyen toи yrсnou yrсnouw eаkosi tЎssarew, kaЬ ¤pЬ toзw yrсnouw eаkosi tЎssaraw presbutЎrouw kayhmЎnouw peribeblhmЎnouw ¤n ЯmatЫoiw leukoЭw, kaЬ ¤pЬ tЊw kefalЊw aйtЗn stef‹nouw xrusoиw.
  • И вокруг престола престолов двадцать четыре, и на престолах двадцать четыре старца сидящих одетых в одежды белые, и на головах их венки золотые.
  • И вокруг престола двадцать четыре престола, и на престолах двадцать четыре старца сидящих, облечённых в одежды белые, и на головах их венцы золотые.
Параллельные места по Синодальному переводу:

  • и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. (Откр.1:6)
  • Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, (Откр.2:26)
  • Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. (Откр.3:4)
  • И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. (Откр.6:11)
  • И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? (Откр.7:13)
Параллельные места по «Цитата из Библии»:
2Тим.4:8        а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.
Есф.8:15        и властителям, доброжелательствующим нам, радоваться. Многие, по чрезвычайной доброте благодетелей щедро награждаемые почестями, чрезмерно возгордились и не только подданным нашим ищут причинить зло, но, не могши насытить гордость, покушаются строить козни самим благодетелям своим, не только теряют чувство человеческой признательности, но, кичась надменностью безумных, преступно думают избежать суда все и всегда видящего Бога. Но часто и многие, будучи облечены властью, чтоб устроять дела доверивших им друзей, своим убеждением делают их виновниками пролития невинной крови
Лук.22:30       да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Матф.19:28    Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
Пс.20:4          ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
Откр.11:16     И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
Откр.19:14     И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.
Откр.2:10       Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Откр.20:4       И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Откр.3:5         Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
Откр.7:14       Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
Откр.7:9         После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
Откр.9:7         По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие;
Откр.19:4       Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!
Откр.4:10       тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
Откр.5:14       И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.
Откр.5:8         И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
Откр.7:11       И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,
Параллельные места дополнительно:

  • Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. (Лук.13:25)
  • Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:20-23)
  • а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; (Еф.6:16)
  • Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; (Матф.24:9)
  • Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. (Иоан.17:11)
  • Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. (Иоан.17:15)
Климент Александрийский [1]:
Так и ныне, исполняющие заповеди Господа и ведущие совершенную и гностическую жизнь согласно Евангелию, могут быть вписаны в список апостолов. Такой человек будет пресвитером истинной церкви и верным дьяконом, исполняющим волю Бога, знающий сам и учащий других по божески, а не по человеческим установлениям. Он будет считаться праведным не потому, что пресвитер, но станет пресвитером, поскольку заслужил это звание своей праведностью. Здесь такой человек не занимает высоких постов, однако там он воссядет на двадцати четырех тронах судить народы, как говорит Иоанн в Апокалипсисе.
Макарий Египетский [2]:
Те, кто в настоящее время затворяют двери (см. Лк.13:25) и считают будущее за настоящее, весьма благоразумны. Ибо, размышляя над тленностью и непрочностью века сего, они презирают плотское соитие, зная, что тела после здешнего бытия расторгнутся. Далее, размышляя над тем, что кажущееся [земное] богатство подлежит тлению и наготе, они презирают все зримые [вещи]; вспоминая о наказаниях, неизбежных для грешников, и карах, обрушивающихся на них, они не позволяют себе колебаний и укрепляют свои души в страхе [Божием], дабы не попасть на мучения в геенну. Еще они размышляют о граде святых, о славных обитателях его, отцах наших, пророках, апостолах, мучениках; о небесных благах и Божественной славе, в которую облекутся святые за свое благое произволение, ибо хотя они и пребывают в веке сем, но живут в нем так, словно уже вкушают горние блага. Подвизаясь таковым образом, они уподобляются своему Отцу Небесному. Ибо поскольку после преступления [заповеди] изнутри самого человека (см. Мк.7:20-23) изливаются и благо, и зло, то они упреждают [лукавого], вступают в брань с пороком и испрашивают себе доспехи у своего Отца Небесного; вооружившись же, сражаются, побеждают и гасят раскаленные стрелы (см. Еф.6:16) греха. А поэтому они вступают туда, куда «желают приникнуть Ангелы» (1Пет.1:12), и на головы их возлагаются золотые венцы (см. Откр.4:4). И Ангелы начинают говорить друг другу: «Кто они такие, что удостоились подобной славы и венцов, что вводятся в места более досточтимые, чем мы?» А Господь отвечает им: «По справедливости они предпочтены вам, ибо за имя Мое (см. Мф.24:9) и по заповеди Моей изшли из мира и презрели век тот; они стали нищими, подвергались поруганию и насмешкам в веке том, с ними вел брань сатана, они подвизались и боролись против него и не были побеждены им; они несли труды, их очи преисполнялись слез, когда они днем и ночью служили Мне; они несли крест Мой на плечах своих и страсти Мои в телах своих». Поэтому Господь принимает таковые души и представляет их Отцу со словами: «Вот чистые девственницы, внявшие заповеди Твоей. Прими их в недра Духа Твоего и в благословенное лоно Света Твоего. Ведь ради них Я на земле преклонил колена и ради них очи Мои преисполнялись слезами, когда Я говорил: Отче Святый! Освяти их и сохрани их от лукавого (см. Ин.17:11,15), да соединятся они с Нами во едино Тело и во един Дух. И не только в эту пору, и не только за них прошу и молю Тебя, но и за всю Церковь Святых».
Тиконий:
Под старцами Иоанн подразумевает всю Церковь, как у Исайи: «Господь <...> воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава» (Ис.24:23). Число же двадцать четыре составлено и из властителей, и из народов, будто при удвоении двенадцати колен израилевых, по двум Заветам, поскольку та же Церковь образуется и в Ветхом, и в Новом Завете. Это ясно из того, что Иоанн показал Церковь в двенадцати апостолах, [представляющих собой] совокупное лицо властителей. Также мы опознаем Иерусалим в описании города, сходящего с неба. Те двадцать четыре престола суть, [на самом деле], двенадцать, согласно принятому разделению служений, поскольку выдвинутся предводители двенадцати колен. А двенадцать престолов, согласно принятому мистическому исчислению, - один, откуда [происходит] Церковь. Ибо один Христос Господь воссядет судить; воссядет и уже заседает Церковь, верша суд над двенадцатью коленами, но - во Христе, в котором все; члены [Церкви] воссядут и станут судить, но под одной главой.
Апрингий:
Очевиднейшим образом Иоанн показал хор патриархов и апостолов, которые восседают на престоле святого учения. Он называет их старцами, то есть отцами. «Облечены были в белые одежды» (Откр.4:4), то есть в праведность и в чистоту. «Имели на головах… золотые венцы» (Откр.4:4), став победителями в этой жизни, когда попрали злого врага - дьявола, и приняли венцы от Господа. Об этих венцах подробно рассуждал сосуд избранный: «течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7-8).
Андрей Кесарийский:
Некто из древних говорит, что под именем «двадцати четырех старцев» нужно подразумевать Авеля и двадцать других праведных Ветхого Завета и трех Нового. Правильно ли это, или же под означенными двадцатью четырьмя нужно разуметь всех украсившихся словами и делами - пусть разрешит это для себя всякий читающий. Но сообразнее, кажется, понимать так: двенадцать первых означают святых, просиявших в Ветхом Завете, а двенадцать других - угодивших Богу в Новом. Первые двенадцать суть патриархи - родоначальники двенадцати колен, а вторые - двенадцать апостолов, которых обещал Господь сообразно их силе и премудрости посадить на двенадцати престолах, чтобы судить Израиля. «Белые одежды» указывают на чистую жизнь, вечное веселие и торжество, уготованное святым. «Златые венцы» - знак победы, одержанной над злыми духами подвизавшимися.
Экумений:
Лишь Бог, ведающий тайное, знает, кто суть двадцать четыре старца на престолах, и тот, кому Он это открыл. По моему предположению, это Авель, Енох и Ной; Авраам, Исаак и Иаков; Мелхиседек и Иов; Моисей и Аарон; Иисус Навин и Самуил; Давид, Илия и Елисей; двенадцать малых пророков, изображаемых в одном облике; Исайя и Иеремия; Иезекииль и Даниил; Захария и Иоанн; Иаков, сын Иосифа, и Стефан, мученики Нового Завета. Можно было бы назвать Петра и Павла, и Иакова, брата Иоанна, которого убил мечом Ирод, и оставшуюся часть сонма апостолов, если бы не возвестил Господь о том, что не теперь, но по воскресении они воссядут на двенадцати престолах [3], очевидно, других по отношению к тем, о которых речь.
Аверкий Таушев [4]:
Белые одежды - символ чистоты и вечного празднования, а золотые венцы - знак победы над демонами.
Александр Милеант [5]:
Двадцать четыре старца соответствуют двадцати четырем священническим чредам, установленным царем Давидом для служения в храме - по два ходатая на каждое колено Нового Израиля, (1Пар.24:1-18).

[1] Строматы, кн.6, п.106.1-2.
[2] Макарий Египетский, прп. Творения, поучение VI, п.3.
[3] Ср. Мф.19:28.
[4] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.
[5] Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова: значение книги.

Экумений, Аверкий Таушев, Климент Александрийский, Тиконий, Апокалипсис, Макарий Египетский, Переводы, ЦСЯ, Септуагинта, Александр Милеант, Андрей Кесарийский, Апрингий

Previous post Next post
Up