12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога моего, и боле не имать изыти ктому: и напишу на нем имя Бога моего и имя града Бога моего, новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога моего, и имя мое новое. (Откр.3:12)
Побеждающего сделаю его столпом в святилище Бога Моего, и вон нет не выйдет и напишу на нём имя Бога Моего и имя го́рода Бога Моего, нового Иерусалима, сходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое.
Того, кто побеждает, Я сделаю его столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон, и напишу на нем имя Бога Моего и имя города Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
Параллельные места по Синодальному переводу:
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, (Евр.12:22)
Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. (Откр.2:17)
И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. (Откр.14:1)
Параллельные места по «Цитата из Библии»: [Spoiler (click to open)]1Иоан.2:13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. 1Иоан.2:14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. 1Иоан.4:4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. 3Цар.7:21 И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. Еф.3:15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, Гал.2:9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, Гал.4:26 а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам. Гал.4:27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Ис.65:15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем, Иер.1:18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Пс.47:9 Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки. Пс.86:3 Славное возвещается о тебе, град Божий! Откр.17:14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. Откр.2:7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия. Откр.21:10-27 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. 12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: 13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. 14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. 15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. 16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. 18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. 21 А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло. 22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец. 23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец. 24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. 25 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. 26 И принесут в него славу и честь народов. 27 И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Откр.21:2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Откр.22:4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Параллельные места дополнительно:
Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. (Иов.26:11)
Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. (Матф.5:14)
чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. (1Тим.3:15)
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. (1Кор.3:11)
быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, (Еф.2:20)
Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. (1Пет.2:6)
Макарий Египетский [1]: Когда чужеземец, неопытный в делах общественных, прибывает в некий город, наполненный толпами неспокойного народа, то он не доверяется своей неопытности и немощи, а обращается к помощи какого-либо простата, опытного и могущего защитить от насилия толпы. Если он без стеснения сразу припадет к ногам этого влиятельного лица, то благополучно завершит свой путь. Но если, закруженный толпой, он придет в смущение и удалится, то будет лишен помощи. Но и в таком случае, если он все же приложит старание, презрит трудности и, «препоясав чресла» (Еф.6:14) силою, разорвет сжимающие объятия толпы и дойдет до простата, то удостоится его поддержки. Так обстоит дело и с душами людей, которые именуются «градом Божиим» (Мф.5:14; Откр.3:12); на площадях их ныне толпятся [темные] духи, а улицы ума и сердца заполнены массой помыслов, но они обращают взоры к Владыке и Покровителю своему, Иисусу Христу, благоразумному Даятелю великих почестей. Поэтому они и должны, преисполнившись дерзновения и отчаянности, раскидать и разорвать цепь шумной толпы, сжимающей их. Ибо только таким образом они могут вырваться из нее и припасть к благословенному лону Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь. Апрингий: Это для того, чтобы верный был отмечен и божественным именем, и был украшен бессмертной славой, и воспринял имя божественного города - Иерусалим, то есть видение мира, и насладился обществом вечного покоя и защиты. Ибо это есть город, который нисходит с неба от Бога, чтобы святые поселились в нем и обрели покой. «Имя Мое новое» (Откр.3:12). В Боге нет ничего ветхого, потому что Он не стареет с возрастом, но имя Господа всегда новое, всегда молодое. И если кто этим именем именуется, то он, измененный вечной силой, получает нескончаемую жизнь. Григорий Великий [2]: Что еще он называет «столпами небес» [3], если не святых Ангелов, или главных проповедников Церкви, на которых в небесном мире возникла вся структура духовного здания, а Священное Писание в другом месте свидетельствует, говоря: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего» (Откр.3:12). Ибо кто устанавливается твердо в правой цели разума в делах Бога, устанавливается в качестве опоры в структуре духовного здания; и, будучи помещенным в этом храме, который есть Церковь, он должен быть как для пользы, так и для украшения. Андрей Кесарийский: Говорит, «сделаю победителя столпом в храме Бога Моего», ибо побеждающий сопротивные силы считается «столпом и утверждением» Церкви (см. 1Тим.3:15), имеющим, по апостолу, в ней «основание недвижное» (см. 1Кор.3:11; Еф.2:20; 1Пет.2:6). «И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр.3:12). «И напишу на нем имя Бога Моего» (Откр.3:12). Напишу в сердце такового столпа ведение имени Божия и небесного Иерусалима, чтобы он мог созерцать красоты его духовными очами, и Мое новое имя, которое познают в будущем веке святые. В словах «Бога Моего» говорит об Отце, как приявший плоть от Него нас ради человек. Иерусалим нисходит с небес, так как ведение Божественное, начинаясь от ангелов, получается нами лишь по соединении с ними чрез общую главу нашу - Христа Иисуса. Беда Достопочтенный: Претерпевший искушения за Меня будет славен в храме Церкви и не станет уже бояться никакого урона от враждующих против него. Колонны эти, святые мужи, ныне поддерживают Церковь, украшая ее своим великолепием, словно те два столпа у входа в Соломонов Храм. Экумений: И, по словам автора, побеждающему искушения навсегда будет предоставлена радость лицезрения Бога, ибо таково [значение слов] «стать столпом в храме Бога». Он же: Посредством всех этих [имен] автор описывает радость Бога, жительство во благе и блаженство, каковым будут располагать в будущем веке - и смогут сподобиться «нового имени», нигде не слышанного доныне, святые, соцарствующие с Христом, именуемые друзьями, братьями и служителями. «Новое имя» и превыше этих имен находится. Ибо они начертаны в божественном Писании и дошли до слуха людей; а новое не произносилось нигде. А когда он говорит: «имя Бога моего» (Откр.3:12), - это не значит, что Он пренебрегает ограниченностью человечества, ведь если бы пренебрегал, кто принудил бы Его соединиться Своей ипостасью с плотью и этим устроить наше спасение? Аверкий Таушев [4]: Поставление «столпом» в неодолимой вратами адовыми Церкви Христовой, образно представляющейся в виде дома, показывает ничем не нарушимую принадлежность победителя в искушениях к Церкви Христовой, то есть самое прочное положение в Царствии Небесном. Высокою наградою для такого будет также написание на нем тройного имени: имени чада Божия, как нераздельно принадлежащего Богу, имени гражданина нового или небесного Иерусалима и имени христианина, как подлинного члена Тела Христова. Новый Иерусалим, несомненно, есть небесная, торжествующая Церковь, которая называется «сходящей с небес» потому, что самое происхождение Церкви от Сына Божия, сошедшего с небес, небесно, она дарует людям небесные дары и возводит их на небо.
[1] Макарий Египетский, прп. Творения, поучение IV, п.3. [2] Моралии на Иова, кн. 17. [3] См. Иов.26:11. В Библии на ЦСЯ этот стих звучит так: Столпи небеснии прострошася и ужасошася от запрещения его. [4] Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова.