Джон Ивлин
выглядит на 60 лет, но на самом деле ему 77
Приехал из Лондона
Интересы - всё окружающее, ибо учёный-естественник
Принципы:
Поведения: Долг превыше чести. Честь превыше жизни.
Надежды: Я прожил жизнь, чтоб всё начать сначала.
Песня:
Вера - англиканин, но как Магистр масонов не придаёт религиозным различиям особого значения
Письмо Ивлина перед отъездом, незашифровано
Сэру Кристоферу Рену.
Мой дорогой друг, пишу сие письмо, находясь в смятенных чувствах, преобладающим среди коих является расстройство. Хотел бы я иметь столь же твёрдую уверенность и незыблемую смелость продолжать жить и творить, кои всегда меня в вас восхищали, но, увы, Господь не дал мне столь мужественного сердца, что бьётся с такой силой в вашей груди. Пишу вам из своей квартиры на Дувр-стрит, вы помните её, как она вам понравилась, я полагаю, что хотел бы оставить сей мир именно в ней, чтобы видеть из её окон Собор Святого Павла, памятник вашему гению. Я уезжаю, уезжаю в Корнуолл, не спрашивайте зачем, я и сам не могу с большей определённостью сказать вам причину сей поездки. Пожалуй, больше прочего толкает меня именно беспокойство и расстройство, что я собираюсь описать вам в этом письме. Не судите строго старого Джона, кому же ему ещё не пожаловаться на жизнь, как не старому другу, глубочайшее уважение и любовь к которому не угасали во мне со дня знакомства с вами.
Говорить я бы хотел первым делом о Лондонском Королевском Обществе. Вы помните как мы все вместе его основали? Помните ли вы как идея обмена знаниями великих умов современности захватила нас? И ведь какие были умы! Помимо вашего гения, памятник которому останется в веках величественным собором, давайте вместе вспомним тех, чьё величие и ум сверкали подобно тысячам солнц на небосводе. Роберт Бойль, покойный. Гений, познавший законы движения воздушных масс и оставивший своё состояние на чтение ежегодных лекций о Боге и Вере. Роберт Гук, слышал, стал совсем слаб, хотя так же сварлив и склочен. Создатель многочисленных приборов, кои ещё послужат нашим потомкам и среди них механизм точнейших часов, что будет не хуже знаменитых часов голландца Гюйгенса, ваш самый деятельный помощник в делах восстановления Лондона после того бедствия. Френсис Глиссон, покойный. Его пытливый ум позволил проникнуть в человеческую плоть и познать законы жизни и смерти. Сэр Уильям Петти, покойный, чья предприимчивость позволила получить 9 тысяч фунтов за простой подряд от короля и кто первым стал проникать в законы продажи и покупки, а также движения денег. Все мы были собраны благодаря великодушию и покровительству Элиаса Эшмола, собравшего нас в Незримую Коллегию, которая и стала ядром Королевского Общества. Потом в нём появились покойный Томас Гоббс и Джон Локк, чьему рациональному уму я не перестаю удивляться, и коий является истинным учеником и наследником незабвенного Френсиса Бэкона. Эти двое вывели познание сущего на новую ступень: первый в познании истинности и необходимости государства, а второй в познании самого познания! Бедняга Джон, я слышал, он лечится от астмы в своём поместье. Помните его преподобие Джона Валлиса? Он жонглировал числами как Гаргантюа блюдами. Сейчас он преподаёт в Оксфорте и, по слухам, ужасно плох. Даже покойный авантюрист Сэмуэль Пипс был к месту. Вы видите к чему я клоню? Та плеяда умов уже угасает, но что мы оставили взамен? Останутся ли наши знания востребованными? Мы вместе создали Общество дабы обмениваться плодотворными идеями и это принесло плоды, не без плевел ссор за приоритеты в открытиях и не без завистливой плесени, но всё же. Всё же не в этом опасность, опасность в том, что не воспитали мы достойной смены. Вот одна из моих печалей, ибо некому перенять падающее знамя. Мы так увлеклись поиском новых знаний, что не осмотрелись, будет ли кому эти знания в дальнейшем подобрать и развить. Только одного человека из «молодых» вижу я в Обществе, человека, чей гений, возможно, превосходит даже самого Бэкона, а, возможно, и… самого Аристотеля. Да, я говорю конечно же о нашем бриллианте Исааке Ньютоне. Возможно, при нём мы увидим новый виток развития Общества. И я настоятельно прошу Вашу Светлость способствовать всеми силами его избранию президентом нашего Общества. Со своей стороны я также напишу письма нескольким нашим общим знакомым, которым повторю свои слова относительно Ньютона. Но вы, мой друг, не хуже меня знаете, что ваше слово, человека уже побывавшего на этой должности, будет весьма весомее слова старого отшельника и садовода.
На этом можно было и закончить, дабы не испытывать вашего терпения, мой друг, но всё же позвольте мне изложить несколько моих мыслей, которые я вряд ли могу доверить кому-либо ещё, кроме старого друга. Корнуолл… Почему именно этот малообжитый край вместо родного Сассекса? Тому есть несколько причин. Вы помните, что я немного поссорился со своей дочерью Вирджинией, после того как она мной была выдана замуж, и вот я получил письмо от неё с приглашением навестить её. Это ли не знак свыше, подающий надежду на примирение прежде всего с собой, чем с дочерью. Пора мне успокоить своё сердце, чтобы начать новые свершения. Какие?
Извольте. Общество - было правильным, но не единственным путём Просвещения, мой друг. Я понял это со всей определённостью. В то время, когда мы преумножали знания и возносили науку, простой люд глупел. Да, мой друг, вы были правы. Вместо фанатиков-папистов мы получили ещё большого монструма в виде многоголовой гидры кальвинистов-пуритан, что множат свои течения чуть ли не каждые пять лет, одни других радикальнее. Наши леса и парки вырублены, реки стали сточными канавами, разносчиками чумы, воздух наполнился отравленными миазмами, переносящими астму и оспу. И всё это наказание Божье заставляет обезумевших пуритан только ещё больше погрязать в ненависти ко всему остальному миру, поискам грешников и ведьм. Печально сие видеть, мой друг. Знания чужды им, они никогда не будут в состоянии воспринять чистоту мысли как драгоценность, если не могут засунуть эту мысль в мушкет или более эффективно с помощью неё постричь своих овец. Идея Общества как инструмента Просвещения мертва.
Теперь о короле. Вы не хуже меня знаете, сколько я вместе с вами и прочими достойными людьми сделали для нашего дорогого короля Карла и его преемника Якова, но где результат, я спрашиваю? Начавшееся так славно царствование Карла погрязло в балах и театрах. Ужель идея монархии порочна? Даже ограниченной парламентом, который порой являет собой сборище невежд и глупцов (вспомните Пипса!)? Не бойтесь, я не пишу крамолы, так как я сам не даю положительный ответ на свой вопрос. Идея иерархии несомненно верна, но для каких целей? Нужен ли нам монарх, чтобы обуздывать толпы пуритан? Безусловно. Нужен ли монарх в будущем светлом просвещенном обществе? У меня есть свой ответ на этот вопрос и вы, мой друг, уже догадались какой.
Мы должны оставлять после себя тех, кто продолжит наши идеи, более того, разовьёт, сделает их смелее, выше, сильнее. И это, я убеждён, несомненно важнее, чем даже развивать свои идеи. Ибо как бы не было сочно и жирно семя, оно умрёт, упав на невозделанную почву. Я намереваюсь взять нового ученика. Последнего своего ученика. Он - моя единственная надежда, что плоды моих многолетних измышлений дадут всходы. Я начну всё сначала, не книги важнее, я понял это на старости лет, самый толстый и древний преисполненный мудрости том не стоит блеска в глазах молодого человека, что жаждет знаний. Это мой путь, мой друг. И касательно того нашего с вами разговора. Я буду признателен любому содействию членов Союза, встреченных мной на своём пути. Я по-прежнему придерживаюсь убеждений, что новая организация должна быть децентрализована, дабы Мастера лож не погрязли в официозе и обрядовости (я не имею ввиду вас, мой друг, вы же поняли, скорее ваших преемников). Я согласен с принципом, что новые знания Общества вольных каменщиков должны передавать лишь избранным, но число их должно всё время расти. Молодёжь - наша опора. Но при принципе децентрализации я остаюсь убеждённым сторонником строгой дисциплины и иерархии, без коей невозможно правильное обучение. Надо будет обсудить этот вопрос с Локком при случае. Именно послушание молодых членов Мастерам позволит структурировать каменщиков и не растратить своё время в пустых дрязгах. Новое Общество не должно быть полным официоза подобием Королевского Общества, но и не должно быть религиозным течением, при том воспитывая веру в Бога и моральные принципы, ибо только так можно надеяться на применение новых знаний во благо.
Мне пора мой друг, жду вашего ответа в Бодмине, Корнуолл.
В любом случае я напишу вам оттуда.
Искренне ваш, Джон Ивлин, эсквайр.