Как мы расписывали фарфор

Feb 25, 2013 17:52

Ходили мы с Леной рисовать на фарфоре. К известному художнику по фарфору Римме Газалиевой (ее страничка на ФБ: http://www.facebook.com/?ref=logo#!/rimma.gazalieva) Начальная художественная подготовка у меня - 0, способностей столько же. Да, ладно, не боги гошки обжигают. Пришли мы в мастерскую, а там уже орудует Лилия Николенко,  наш знаменитый повар и искусствовед (http://azu.uz/, если чё), пока Римма показывает нам свою мастерскую.
У Риммы вся семья художественная. Муж керамист, сын Азамат художник. Вот его первая картина. Он ее нарисовал в 6 лет всего за два месяца. Это был 91-й год, Союз уже развалился, но везде валялись прекрасные портреты никому ненужных членов Политбюро. Прекрасны они были не лицами и не художественным стилем, а качеством холста. Отец загрунтовал такой холст и отдал его своему сыну. Вот она сверху, а снизу - уже картины взрослого Азамата.
По ходу, Римма рассказала нам о методах росписи. Вот эта чашка расписана методом надглазурной живописи , т.е. уже по готовому обожженному фарфору . Белый фарфор мастера называют "бельем" Видите,  какая четкость линий:
А эта вазочка расписана по сырому фарфору, и это называется "подглазурная живопись". Краски малость расползаются, и узор получается какой-то такой размытый, как в японской живописи по мокрой бумаге:
Оказывается, краски для подглазурной эмали бесцветные, а цвет проявляется при обжиге! Поэтому художники их малость, подкрашивают, чтобы видеть, что рисуют. Художники - они как химики, краски распознают по химическим названиям. То, что для нас просто голубая краска - для них это соль кобальта. Чтобы не перепутать краски, Римма делает вот такую палитру, где номерами подписаны пакетики с порошками.
Краска очень дорогая. До 450 долл/кг. В состав некоторых красок входит .... ЗОЛОТО! от 50 до 90 %. Но самая большая проблема кроется не в дороговизне, а в том, что в Ташкенте краски, как и кисти, практически  не продаются. Как хочешь, так и твори. Твои проблемы. На проявление цвета также влияет температура. При нас Римма разрисовывала тарелочку желтым (как нам казалось) виноградом. Но после обжига виноград становится СИНИМ  !
Температура обжига тоже оказывает влияние на проявление цвета. Какие-то лишние 10°, и пожалуйста, синий превращается... синий превращается .... в фиолетовый!
Садимся мы за рабочий стол, краски уже намешаны (скипидаром), кисточки разложены, тряпочки для подтирания , стирания и вытирания подготовлены.
Римма предлагает нам на выбор различное бельё, в смысле, белый фарфор, а также узор.
Ничтоже сумнящеся, Лена выбирает гранат (как потом сказала Римма, это вообще-то сложный рисунок, можно было бы с чего полегче начинать. Но мы мелко не шагаем). У меня получилось вот что (лично мне это показалось фиолетовым луком, кое-кому - спераматозоидами,  а Ахалтекинец подумал, что это мыши) :
У Лены получилось поблагороднее. Но сказали, что гранат в среднеазиатской культуре - это такой всеобъемлющий символ, что всякий его трактует по-своему.
Пока краска сохла, Лиля рассказывала о риштанской керамике
Раньше для нее использовалась ишкорская глазурь : кварц перемешивался с золой каких то растений и получалась такая небесная лазурь. А сейчас в Риштане по старым рецептам уже не расписывают. Жалко...

.

фарфор, керамика, Римма Газалиева

Previous post Next post
Up