Эта война не ведется пушками и самолётами, не имеет традиционных фронта и тыла, не пахнет порохом и не чавкает окопной глиной. Нет на этой войне полководцев и нет солдат. Нет писем от родных, нет дезертиров и героев. Зато на этой войне есть пленные. И пленные эти - дети.
В детях коренится историческое будущее народа. Испокон веков образ ребенка связан с самым светлым и чудесным, что ни есть в человеческой жизни. Неслучайно ангелов пишут с детей.
По определению выдающегося психолога и психиатра В.Н.Мясищева, воспитание «есть формирование отношений к объектам окружающего мира». Формирование отношений образует определенные качества, которые являются базой личности. Следует, впрочем, отделять подобные качества, от неких инстинктивных или привитых к определенному алгоритму действий установок. Условием формирования личности, прежде всего, является возможность человека реагировать на смыслы.
На уровне старшего звена образования человек насыщается сложными знаниями и навыками в определенной профессиональной сфере человеческой деятельности. Начинается духовное развитие личности, осмысление человеком своего предназначения, стремление к нравственному совершенствованию, формирование идеала. На уровне среднего звена человек впитывает основы научного и культурного опыта человечества. Продолжается развитие нравственных качеств личности. В самой основе данного процесса лежит воспитание человека в его ранний период взросления - в детском, дошкольном возрасте. Именно тогда закладываются основные зерна нравственного развития. И пока ребенок еще не может в полной мере использовать свой волевой аппарат с тем, чтобы осмысливать окружающий мир рационально, он постигает его эмоционально.
Постсоветская образовательная практика в России наглядно демонстрирует, что верхние этажи образования сметены либеральными реформаторами посредством бездумного, механистичного ЕГЭ, топорным переформатированием всей образовательной системы, подстраиванием ее к европейской модели и т.д.
Средние - узурпированы бюрократизмом и аппаратом по предоставлению информационных услуг, с полным изъятием воспитательного процесса. Теперь разыгрывается последний акт тоталитарного либерализма. «Философия свободы» (liberalis) выступает против семьи. Навязчивое распространение идеи о шаговой доступности
ящиков для детей, так называемых «бэби-боксов», служит легитимацией даже не животного, но поистине паскудного и шкурнического подхода к ребенку, разрушая институт материнства. Это сопровождается насилием и разрушением семьи под видом доброжелательной
«ювенальной юстиции», когда, якобы защищая права ребенка, детей отбирают у нищих родителей, вместо оказания помощи и укрепления семьи. Создаются программы
«Нижнего белья» для детей от 3 до 7 лет, с целью их «сексуального просвещения», публикуются иллюстрированные сказки не про подвиги богатырей, а про некую всепроникающую Руку, которая постигает мир, традиционно табуированный для ребенка.
Современные дети осваивают мультипликационные произведения, основанные на сказках. Но осознают ли родители, что зарубежные, очень красочные и эффектные, мультфильмы несут огромный вред для психики их детей? Они в корне изменяют то самое нравственное зерно, которое закладывается в детстве. Вместо положительных духовных и этических постулатов, зарубежные мультфильмы учат ребенка жестокости и похоти, отвращают от добродетелей, прививают культуру низа. Современная индустрия развлечений эксплуатирует детскую психику ядовито-красочными цветами мультфильмов. Впоследствии, подолгу не отрываясь от экрана, ребенок может с большим интересом наблюдать обычную телевизионную рекламу. С раннего детства человеку прививают поверхностное отношение ко всему, что его окружает. Закладывают установку реагировать только на яркое. Ребенку попросту не дают возможности отдохнуть, отдышаться от всей этой пестрящей мишуры, спокойно подумать над смыслом происходящего.
В большинстве зарубежных мультфильмов герои созданы таким образом, что систематический просмотр лент с их участием ведет к угасанию функции продолжения рода. Персонажей женского пола показывают с максимальной взрослой реалистичностью, физиологичностью и даже жестокостью. Образ мужчины уже не является эталоном храбрости, благородства и справедливости. Хамоватый, грубый дегенерат - вот реальный герой современной сказки. Образ женщины лишается романтики и тайны. Но именно романтика и тайна, духовные основания героини, позволяют сформировать у ребенка правильные качества личности: целомудрие, скромность, застенчивость, добродушие. Мальчики формируют в сознании образ женщины, к которому бессознательно будут стремиться при выборе спутницы жизни - матери своих будущих детей. Девочки впитывают стереотипы будущего сексуального поведения. Однако героини современных детских мультфильмов изображены либо как сексуально раскрепощенные и отягощенные немыслимым для старых добрых сказок развратом, либо же вовсе лишенными каких бы то ни было атрибутов женственности: своими повадками такие героини напоминают альфа-самцов в стае приматов.
Образ девушки в современном мультфильме воспроизводит поведение уличной потаскухи. Почти всегда так изображены главные, положительные персонажи. Откровенные эротические сцены демонстрируются даже в мультфильмах для самых маленьких, например, в телешоу «Том и Джерри». В нём фигурирует персонаж описанного типа - Кошечка. В одном из эпизодов авторы мультфильма изобразили её лежащей в откровенной позе взрослой женщины - попка кверху, ножка приподнята. В другом эпизоде показано, как та же Кошечка благосклонно позволяет проявлять по отношению к себе откровенное хамство и грубость, со стороны персонажа мужского пола. Всё это подаётся в легкой, непринужденной манере, с элементами юмора. Позитивный эмоциональный фон, вызванный у детей от просмотра, позволяет наиболее эффективно воспринимать и усваивать стереотипы подобного поведения. Эти стереотипы, по мнению психологов, исключают дальнейшее развитие между полами отношений любви, уважения и супружества, заменяя их стереотипом сексуального партнерства, которое не подразумевает создания семьи и продолжения рода. С точки зрения детских психологов, взрослые стереотипы поведения, в частности эротику, в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше времени растормаживает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребенок еще не готов. Эти переживания не будут иметь нормального выхода и искалечат психику ребенка. В будущем - это выльется в проблемы продолжения рода.
Вот что по этому поводу говорит детский психолог, директор Общественного института демографической безопасности Ирина Яковлевна Медведева: «Образы женщины - это образы жены и будущей матери. Именно так они должны запечатлеваться в памяти, и не только в сознании, но и в подсознании, ребенка. Как мальчика, так и девочки. Для девочки - это образец для подражания. А для мальчика - это образец, который он в будущем должен выбрать. Разве может такая женщина возбуждать что-то, кроме грубого влечения? Я повторяю, в лучшем случае! А в худшем случае она вызывает только омерзение и к женскому полу, и к семье, и к жизни вообще. Потому что если жизнь населена такими существами женского пола, то такая жизнь безрадостна, бесперспективна. Бесперспективна жизнь, в которой женщина не продолжает род».
Второй образ женщины, это часто персонажи бабушки или матери, - опустившиеся, маргинальные создания, которые готовы демонстрировать своё нижнее белье мужу. В жизни так выглядят и ведут себя алкоголички. Её голос, манеры и жесты - не материнские. Это немолодая, некрасивая женщина, с чертами, искаженными раздражением и ненавистью. На руках она держит нескольких детей, пять или шесть, которых в плохой анимации легко спутать с поросятами. Отвратительный образ матери напоминает рассвирепевшую свиноматку. Эта пародия воспитывает в девочке отвращение к материнству вообще и к многодетному материнству в особенности.
Третий типический женский образ воссоздан в очень популярном среди детей мультфильме «Шрек». Этот, как бы романтический, персонаж - возлюбленная главного героя, принцесса Фиона; она показана вульгарной, лишенной целомудрия и женственности особью. На протяжении всего мультфильма она только тем и занимается, что сражается как мужик, жесточайшим образом расправляясь со своими противниками. Самое удивительное, что даже этим, казалось бы, мужским занятием, она занимается не без удовольствия и какого-то упоения. Возведенный в абсолют культ жестокости достигает апофеоза в сцене следующего содержания. Всё та же принцесса Фиона, устав от постоянных сражений, начинает петь. Очень часто мы видели в советских сказках прекрасных принцесс, исполняющих не менее прекрасные песни.
Создатели «Шрека» решили пойти тем же путём и наделить свою принцессу всеми необходимыми атрибутами прекрасного. И вот героине уже начинает вторить лесная птичка, прилетевшая на чистый звук её голоса. Маленьким зрителям показывают небольшое развитие отношений в этом дуэте. Каждый берет всё более и более высокую ноту. И вот, наконец, принцесса решается показать все возможности своих голосовых связок и берет наивысшую ноту. Кстати, этот момент показывают буквально - со всеми подробностями прорисовывая мерзкую гортань виртуозной певицы. И тут… птица сначала надувается от слишком сильного звука, как воздушный шар, и, достигнув предела, взрывается, перьями осыпав свою убийцу. Примечательно, что положительный образ героини, заранее заложенный маленьким зрителям в сознание, не позволяет критически оценить происходящее. На этом эпизоде дети обычно начинают громко смеяться. Сцена заканчивается семейной идиллией. Принцесса Фиона со своим суженным Шреком (великаном-людоедом из западноевропейских сказок) готовят аппетитную яичницу из потомства убитой птицы….
Для полноты представления, с чем всё же традиционная российская семья имеет дело, стоит напомнить, что данный мультфильм получил премию «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм. Также был награждён премиями BAFTA, Annie Awards (в 8 номинациях) и другими кинематографическими наградами. Шквал подобных мультфильмов, заполонивших кинотеатры и телевидение нашей страны, демонстрирует массированную атаку систем интеллектуального растления наших детей.
При существующем положении дел в российском образовании решать проблемы семьи и детства остается только родителям. В каком обществе будут жить наши дети и кем они станут, решать только нам!
Опубликовано в
27-м номере газеты «Суть времени - Пермь», от 16 сентября 2015 года.
Специально для
r-v-s.su