Вопросы по реализации приоритетного проекта на Кубани, остаются без ответов.
Президент лично участвует в развитии независимого общественного контроля в России. Ставшего для многих чиновников горошиной, мешающей спокойно посапывать в кожаном кресле. И чтобы не мешать этому сну, спящие бывает прибегают к различным уловкам. Не в силах противостоять искушению и в ответ на пересылаемые жалобы из администрации Президента.
Поговорим о проблеме, поднятой год назад и оставшейся невидимой для команды губернатора Кубани - обеспечения конкуренции при реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", и фактическая реализация проекта. Следует заметить, что в "майском суперуказе" Президента одной из целей является: кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза.
В августе прошлого года, активисты Общероссийского народного фронта обратили внимание на нарушения при реализации данного проекта. По фактам нарушений и прогнозу негативного развития ситуации, были направлены обращения в прокуратуру, антимонопольную службу и Управление по вопросам противодействия коррупции при администрации Президента России.
Краснодарским УФАС материалы о нарушении Закона о конкуренции, были выделены в отдельное производство. Для проверки доводов о нарушениях при проведении закупочных процедур в Краснодаре и Новороссийске и сборе информации, требовалось время. Но министерство экономики Краснодарского края, не дожидаясь окончания расследования, рапортует в администрацию Президента - федеральные органы контроля и надзора нарушений не обнаружили. И в подтверждении своих слов, краевые чиновники ссылаются на решение антимонопольной службы от 28 сентября 2017 года. Принятое не по обращению активистов ОНФ, а по жалобе коммерческой структуры, за месяц до сигнала общественников.
Президент России является лидером Общероссийского народного фронта. Именно он ставит задачи и определяет направления работы. И никто из чиновников, будь то губернатор или федеральный министр, не может приказать общественникам закрыть глаза на проблему или обмануть Президента о её решении. Хлопотно это. Не смотря на отчет чиновников об отсутствии нарушений, активисты продолжили взаимодействие с федеральными органами контроля.
Объединение благоустройства всех дворовых и общественных территорий в один лот, привело к созданию антиконкурентных условий. Компания, не соответствующая квалификационным требованиям и не имеющая необходимого числа работников, получила почти 300-миллионный контракт. Имея в активе семь исполнительных производств задолженности по налогам и сборам, нарушение муниципального контракта при строительстве детского сада, подрядчик «озолотился» благоустройством по цене более 20 миллионов рублей за дворовую территорию.
После обращения активистов ОНФ в Управление ФССП по Краснодарскому краю, задолженность по четырём производствам была погашена.
20 июня 2018 года Краснодарским УФАС принято решение по делу № 552/2017 - признать в действиях МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города" муниципального образования город Новороссийск, ООО "Стройинвест" и ООО "Алиот", выразившихся в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, формальное участие ООО "Алиот" в проведении электронном аукционе: "Благоустройство дворовых территорий жилых домов и общественных территорий по программе "Формирование современной городской среды" на территории муниципального образования город Новороссийск" с последующей передачей всех объемов работ ООО "Стройинвест" для выполнения, факт нарушения Закона "О защите конкуренции".
В течении всего срока выполнения работ по благоустройству и по окончанию их, у жителей Новороссийска было множество вопросов к чиновникам и подрядчику. Это и продажа старой плитки, качество выполненных работ и приобретённого оборудования для детских площадок. Как следствие - детские травмы, невозможность оперативного доступа к трансформаторным подстанциям при аварийной ситуации, недовольство жильцов «благоустроенных» дворов, репутационные потери органов государственной власти. Новые штрафы подрядчика и неисполнение им решений административной комиссии. Предложение активистов ОНФ обсудить накопленные проблемы с администрацией края, так и осталось без внимания.
Краснодар
14 сентября 2018 года ФАС России удовлетворило жалобу активистов проекта "За честные закупки" ОНФ и отменило решение Краснодарского УФАС, не увидевшим в действиях МКУ "Управление коммунального хозяйства и благоустройства" муниципального образования г. Краснодар нарушения требований Закона "О защите конкуренции". Дело отправлено на новое рассмотрение.
В Краснодаре в один лот были объединены все работы по благоустройству дворовых территорий по 81 адресу, на общую сумму более полумиллиарда рублей. Обращения общественников в прокуратуру Западного округа Краснодара, территориальный антимонопольный орган и к чиновникам так и не привели к должному контролю. В итоге, как и предупреждали общественники, подрядчик не справился со взятыми обязательствами. В марте 2018 года ему была выставлена претензия в связи с просрочкой (ненадлежащим исполнением) условий контракта и заключено соглашение о расторжении муниципального контракта. Без подачи сведений о включении нерадивого подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков.
Итогом стал не только срыв сроков исполнения программы благоустройства, но и возврат неосвоенных 82 миллионов рублей. Для сравнения - Геленджик и Ейск на благоустройство 26 дворовых территорий, в 2017 году получили 84 миллиона рублей из федерального бюджета. Таким образом, дворы Краснодара лишились комфортного благоустройства, а отсутствие персональной ответственности нивелировало степень вины должностных лиц.
В этом году благоустраивать Краснодар будет компания, имеющая семь исполнительных производств по неуплате налогов и других обязательных сборов. Около 200 миллионов рублей получит компания-должник.
Несмотря на многочисленные нарушения и злоупотребления, Новороссийск получил в этом году 76 млн. рублей (в 4 раза меньше), а Краснодар - 300 млн. (в 2,5 раза меньше) по программе благоустройства. Если чиновники не сделают выводов и в этом году допустят повторение прошлогодних нарушений, два крупнейших города Кубани рискуют быть исключёнными из федеральной программы благоустройства до окончания сроков реализации приоритетного проекта. Направленного на создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории России. Но никак не на личное обогащение аффилированных коммерческих структур и должностных лиц. И без общественного контроля, без конструктивного взаимодействия с гражданским сообществом, добиться качественного и своевременного исполнения обязательств по благоустройству вряд ли удастся.
На прошедшем заседании межведомственной комиссии по формированию современной городской среды, вице-губернатор Краснодарского края Анатолий Вороновский сказал, что очень важно, чтобы на всех этапах реализации проекта была выстроена действенная система контроля, как со стороны органов власти на местах, так и со стороны общественности. Именно своевременное устранение замечаний и пошаговое исполнение отчетности дает нам шанс претендовать на выделение средств в большем объеме под программу "Формирование комфортной городской среды". Правильные слова, требующие реальных дел и исполнения. По данным ГИС ЖКХ, в 2017 году на Кубани произошла задержка сроков исполнения программы и выполнения обязательств. Из 25 пунктов обязательной отчётности, исполнено лишь 15. До сих пор в информационной системе не размещены сведения об исполнении соглашения, заключенного с Минстроем России о предоставлении субсидии бюджету края. Нет и других документов.
Губернатор Кубани, обсуждая реализацию программы формирования комфортной городской среды на встрече с министром строительства и ЖКХ России Владимиром Якушевым заявил, что, как и в прошлом году, весь объем будет выполнен в срок, а выделенные средства освоены полностью. Вполне возможно губернатора, как и администрацию Президента, ограждают от негативной информации. И вместо посыпания головы пеплом, щедро подслащивают отчётность. Но сколько не говори "халва", во рту слаще не станет. Проблемы необходимо решать, прогнозировать и работать с рисками, не засовывать голову в бумажный песок отчётности. И кому как не губернатору организовать работу своей команды так, чтобы не приходилось словами подменять реальную деятельность.
На Прямой линии Владимир Владимирович Путин заявил, что персональная ответственность за принятые решения и за достижение целевых показателей должна быть усилена. И подчеркнул насколько важно, чтобы только за этими ответами чиновников последовали реальные шаги по решению тех задач, которые мы для себя сформулировали. Путь выполнения поставленных задач - единый для всех. Взаимодействие в области контроля, создание условий для развития конкуренции, борьба с коррупцией, готовность слышать и слушать друг друга, служение государству и обществу.
Готовность поступиться частным ради общего, должна быть не только у жителей домов, чьи дворы нуждаются в благоустройстве, но и у чиновников. От деятельности которых зависит количество благоустраиваемых дворов, разумная сметная стоимость, создание конкурентных условий и контроль исполнения муниципальных контрактов. Чем хуже организована работа среди чиновников, тем выше градус социального напряжения. И задача губернатора сделать так, чтобы его подчинённые не выковыривали горошины из кожаных кресел, а занимались реальной работой и предоставляли надлежащую информацию. Ведь любая попытка обмана рано или поздно вскроется, а копящееся недовольство грозит нарывом. И тогда от системы общественного контроля мы можем перейти к анархии общественного наказания.