Массированный авиаудар по Туапсе и гибель минного заградителя "Островский"

Mar 24, 2018 07:59



23 марта 1942 года исторически скорбная дата в истории города Туапсе.

По воспоминаниям жителей первые налеты на Туапсе вражеской авиации начались в декабре 1941г. Первыми подверглись бомбардировке городок железнодорожников и порт. Это были редкие бомбардировки, целью которых не было глобальное разрушение города. Но так было только до весны 1942 года.

Первой массированной бомбардировке город Туапсе подвергся 23 марта 1942 года. С этого дня интенсивность налетов возрастала. Это объяснялось еще и тем, что с августа через порт нарастал поток воинских грузов. Немецко-фашистские бомбардировщики и штурмовики едва ли не сторожили приходы транспортов и боевых кораблей. В результате бомбардировок погибло 6 и получили серьезные повреждения 10 боевых кораблей и транспортов.

В течение августа, противник совершил 85 налетов, сбросив 2500 бомб, а к октябрю противник совершил - 106 налетов, в которых принимало участие 241 самолет.

Несмотря на бомбардировки, в городе работали хлебозавод, радиоузел, предприятия отделения железной дороги, нефтебаза и разрушенный судоремонтный завод.

[Далее]



Население, которое оставалось в Туапсе и поселках, обучалось военному делу. Одни пошли в санитарные дружины и изучали санитарный минимум, другие стали бойцами противовоздушной обороны и учились тушить пожары, обезвреживать неразорвавшиеся бомбы, многие работали на постах наблюдения за воздухом, в аварийно-восстановительных бригадах. Они не жалея сил, спасали жизни раненным, ликвидировали последствия налетов, дежурили на крышах домов и сбрасывали зажигательные бомбы, предупреждая возникновение пожаров. Обеспечивали также непрерывную работу связи, электроподстанций и других объектов.

За восемь месяцев на порт, его причалы и заводские корпуса судоремонтного завода упало 8754 бомбы различного калибра, на нефтебазу - 186, на станцию «Сортировочная» - 167, на цеха машиностроительного завода - 58. На фруктововарочный завод было совершено 26 налетов. Из 800 с небольшим зданий жилого фонда города было разрушено 620. Перестали существовать 16 улиц.

В результате ожесточенных бомбардировок было разрушено около 90% зданий города.



Авиация фашистской Германии сбрасывала на город и Туапсинский район бомбы различного типа. Бетонная осколочная бомба - SBe 250 Concrete Fragmentation Bomb - была одной из распространенных.

Бетонные авиабомбы подразделялись по калибру, весу и толщине стенок. Толщина самих бетонных стенок зависела от веса и калибра бомбы. Вес самой крупной достигал 2,5 тонн.

Корпус такой бомбы состоял из армированного проволокой бетона с включенными в него металлическими осколками квадратной формы. Под бетонной оболочкой находился металлический контейнер, наполненный взрывчатым веществом. Хвостовая часть - "оперение" - выполнялось из четырех кусков листового металла. Бетонная бомба снаружи была окрашена в зеленый цвет.



Во время налёта 23 марта, вместе с экипажем, погиб минный заградитель "Николай Островский".

По заказу Совторгфлота 01.08.1928 г. на Севастопольском морском заводе был заложен грузопассажирский теплоход "Чайка" (заводской № 80/36) по проекту теплохода "Дельфин". Спущен на воду 15.04.1930 г., сдан 02.12.1931 г. 07.01.1937 г. судно было переименовано, получив название "Николай Островский". 29.10.1939 г. теплоход "Николай Островский" переименован в "Островский" и поставлен на переоборудование в минный заградитель. Вошел в состав Черноморского флота 08.07.1940 г. Вооружение: 2х1 76,2-мм, 4х1 45-мм орудия, до 300 мин типа "1926" и КБ-1 или до 600 мин типа "1908".
Экипаж: 94 чел.

23.03.1942 г. досрочно отремонтированный "Островский" готовился к проведению испытаний на швартовых. На судне кроме команды находились бригады ремонтников и подростков из ремесленных училищ, заканчивающих отделочные работы. Однако в районе 16 часов немецкая авиация совершила массированный налет на порт Туапсе. В корабль сразу попало две бомбы, одна из них взорвалась под судном. Подброшенное, а затем опрокинутое взрывом, оно легло бортом на грунт. Оставшаяся над водой часть корабля загорелась.

Прибывшие на двух машинах пожарные бросились спасать людей и начали тушение, но очередная бомба разметала людей и технику. Одна пожарная машина была посечена осколками, а вторая сгорела. Водолазы также пытались спасти людей с корабля, однако спасти удалось только 3 человек. Спасательная шлюпка с теплохода "Грузия", стоящего на ремонте рядом с минным заградителем, подобрала с воды восемь раненых и обожженных моряков. Около сотни рабочих, членов экипажа и пожарных погибло.

Обгоревший остов корабля в августе-сентябре 1946 г. был с помощью взрыво-технических работ 68-м аварийно-спасательным отрядом разделен на части, поднят и сдан на слом.



В сентябре 1971 г. на набережной Туапсе был установлен памятник погибшим членам экипажа минного заградителя "Николай Островский". На мраморной плите высечены 19 фамилий моряков корабля. Монумент окружен заграждением из якорных цепей, два якоря, также соединенные цепью, стоят перед памятником.

По материалам Музея Обороны Туапсе


Великая Отечественная война, Туапсе, история

Previous post Next post
Up