О бурении скважины на Чёрном море, "Роснефти", Ходорковском и либеральных экологах
Nov 27, 2017 08:57
Планы компании "Роснефть" произвести разведочное бурение на Западно-Черноморском участке (Вал Шатского) Чёрного моря вызывают дискуссии среди специалистов, обывательскую настороженность и либеральную истерию всезнаек. Грозит ли нам катастрофа Мексиканского залива, тень Ходорковского и кто протестует против планов освоения шельфа, отчего умирали дельфины, буровая установка Scarabeo-9: что это? - поговорим ниже.
23 ноября ряд СМИ "взорвало" сообщение: полупогружная плавучая буровая установка (на фото) Scarabeo-9 вышла из румынского порта Констанца и готовится взять курс к берегам Краснодарского края. Тут же экологи, общественные деятели и прочие клеветники России принялись наперебой давать комментарии. Строя самые мрачные прогнозы и сравнивая платформу с "Глубоководным горизонтом". У далёких от нефтянки людей такие комментарии, вполне естественно, вызывают напряжение и вопросы. Ведь по принятой практике, небожители из высоких кабинетов редко пускаются в объяснения. Считая достаточными выпуск пресс-релизов на официальных сайтах. С нескольким десятков просмотров.
Начнём с того, что глубоководному бурению, как и добыче углеводородов в Чёрном море, не один десяток лет. С 21 мая по 11 июня 1975 года в Черном море проводилась необычная экспедиция: огромное океанское буровое судно (БС) США "Гломар Челленджер" впервые осуществляло глубоководное бурение в уникальной по своему геологическому строению впадине. В экспедиции участвовали 13 ученых разных специальностей (седиментологи, геохимики, геофизики, палеонтологи) из США, СССР, Швейцарии, ФРГ и Турции, большинство из которых до этого много лет посвятили исследованиям геологии Черного моря. Результаты экспедиции были опубликованы в монографиях и были востребованы нефтегазовым сектором. Пусть на небольших глубинах, но добыча нефти и газа ведётся в причерноморских странах.
Почему же планы компании "Роснефть" так возбуждают либеральную общественность? Ответ прост - первоначально лицензией на разведку и добычу углеводородов владела компания Ходорковского "ЮКОС". И тогда у либералов не было вопросов, гражданской активности и протестных действий. Ведь это Ходорковский, за которым стоят сами Ротшильды.
Имевшие на Кавказе коммерческие интересы по добыче и транспортировке нефти с дореволюционных времён (компании БНИТО, "Мазут"). Тогда их не заботила экология и здоровье местных аборигенов.
В 2007 году ООО "Вал Шатского", владелец лицензии, было продано с аукциона. Компания "Лукойл", осуществляющая нефтедобычу на Каспии, проявила большой интерес к аукциону. Но разработка шельфа осталась под контролем и в интересах государственной компании. Тут надо понимать: если бы сегодня не "Роснефть", а "ЮКОС" занимался бурением разведочной скважины, подавляющее большинство "зелёных" и общественников из "Открытой России" Ходорковского, сохранили молчание.
Так же, как молчит общество. Не одобряя и не протестуя. Попытки ангажированных общественников привлечь массы, бойкотировать заправки "Роснефти" и обращаться к Западу - выглядят искусственными и безрезультативными. Не помогает этому и усталость общества от новостей о выплатах топ-менеджменту, детях-мажорах и страшилки "мывсеумрём".
Дельфины. С ними сложней, чем с людьми. Весной было много сообщений о выбрасывающихся на берег дельфинах. Более сотни их насчитала природоохранная прокуратура. Здесь очень хотелось бы компетентного мнения о взаимосвязи с сейсморазведкой. Ответа на вопрос, почему Программа морских комплексных инженерных изысканий на лицензионном участке "Южно-Русский" в Арктике включает изучение воздействия на морских млекопитающих и установление радиуса безопасности в 500 метров. А Программа комплексных инженерных изысканий на лицензионном участке "Туапсинский прогиб" в 2017-2022 годах этого не учитывает. Но, как говорил выше, компания "Роснефть" не спешит на прямой диалог с обществом. Причисляя всех к тем самым "экологам" или же помнит о промысловой добыче дельфинов, запрещённой лишь в 1966 году.
Ещё вызывает беспокойство поведение подводных грязевых вулканов и геологические риски сейсмоактивности. Тут остаётся надеяться, что они учтены при выборе места бурения.
Как видно из схемы течений Чёрного моря, выделяются два огромных замкнутых круговорота, направленных против часовой стрелки. Они перемещают гигантские объёмы воды в восточной и западной частях моря. Разведочное бурение планируется в пределах этого течения и не пересекается с основным черноморским течением. Поэтому, при самом мрачном прогнозе, возможный разлив нефти вряд ли достигнет прибрежной зоны. По крайней мере, в это хочется верить.
Что представляет из себя буровая установка Scarabeo-9.
Scarabeo-9 - одна из крупнейших морских буровых установок в мире. Она способна работать на глубине до 3600 метров, с глубиной бурения - 15 200 метров. Работает на глубинах в два раза больше, чем Deepwater Horizon. Буровое оборудование предоставлено норвежской инжиниринговой компанией Aker Solutions.
Scarabeo-9 имеет в длину 115 и ширину 78 метров. Валовая вместимость составляет 36 863, грузоподъемность 23 965 тонн и тоннаж 11 059 тонн. На судне работают восемь дизельных двигателей Wärtsilä 12V32. Оснащена двумя кранами. Один из которых, кран Yantai Raffles Shipyard, грузоподъёмностью 17 тысяч тонн.
Обслуживающий персонал - до 200 рабочих. Имеются вертолетная площадка (подходящая для вертолетов MИ-8, S-61 и EH-101), медицинские кабинеты, учебные классы и места для отдыха.
Стоимость установки составляет 750 миллионов долларов США. Суточный фрахт установки для работ в Чёрном море, оценивается в районе 300 тысяч долларов. Для сравнения, сутки работы этой установки при бурении разведочных скважин на шельфе Кубы, обходились в 510 тысяч долларов.
В 2016 году компания "ProFloat", на верфи Gran Canaria (Astican), провела оценку элементов плавучести буровых установок для UDW 6-го поколения, полупогружной буровой установки Scarabeo-9 компании "Saipem". Это произошло в процессе различных ремонтов, модернизации и повторной сертификации стояков для буровой установки в порту Лас-Пальмас. В результате выявленных скрытых неисправностей, был проведён ремонт 95 треснутых или сильно поврежденных элементов. Нам остаётся надеяться, что были выявлены все дефекты и неисправности.
Надо отметить, что буровая установка соответствует санкционным требованиям США, имея в составе менее 10 процентов частей американского производства. Основная проблема - в Соединенных Штатах производится одно из наиболее важных устройств для контроля скважины во время бурения на шельфе. Именно неисправность этогоу стройства была одной из причин взрыва Deepwater Horizon. Однако из-за эмбарго Соединенных Штатов первоначальному изготовителю оборудования не разрешается предоставлять запасные части или предметы для ремонта противовыбросового превентора. И здесь перекрестимся.
На данный момент буровая установка остаётся на рейде в порту Констанца, как бы нас не уверяли в обратном "зелёные". В начале декабря она должна прибыть в район бурения. Кроме иностранцев на платформе будут работать и российские специалисты, получившие вызов прибыть к месту работ. В целях информационной открытости огромным плюсом была бы организация тура на платформу для журналистов и блогеров. Как профильных, так и лидеров мнений. Не только лояльных и послушных, но и имеющих своё не предвзятое мнение. Но это вряд ли.
Поэтому, с береговой линии, омываемой человеческими страстями и страхами, желаю всем работникам установки и ответственным лицам безукоснительно следовать требованиям промышленной безопасности. Не гнаться за результатом, не играть с огнём и судьбой. Помнить о рекреационной востребованности Черного моря и имидже России. Участникам бурения и добычи - оправдать свои ожидания. И работать над получением технологий коммерческой добычи газогидратов.
И всем без исключения - пересмотреть фильм "Глубоководный горизонт". Он хоть и нудный, но поучительный.