Памятник погибшим морякам от бомбежки на причале 23 февраля 1943 года. Туапсе. Май 1986 года
Собственно, на эту забытую страницу войны, я вышел случайно. Вел поиск в документах 5-й воздушной армии, по совершенно иному эпизоду. Просматривая потери, обратил внимание на погибшего человека без воинского звания - Стукалова Федора Тихоновича. Был он не молод, 1896 года рождения. Начальник 8-го отдела продовольствия. И погиб он на пароходе «Ульянов» при бомбежке, в Туапсе, 22 февраля.
Один? Провожу поиск по базе. Странно. 22 февраля в Туапсе выбыло еще трое - солдаты разных частей, умершие в госпиталях. Как потом выяснилось, в карточке Стукалова была ошибка. При изучении самого документа, он погиб 23 февраля.
Но перед этим, я решил идти не от человека, а от парохода.
«Ульянов»? Не сказать, что я обладаю обширным запасом знаний о кораблях, погибших и поврежденных во время бомбежек Туапсе, но однако даже названия такого не помнил.
Ну, думаю, наберу я сейчас в поисковике что нужно, да все узнаю про этот «Ульянов», да что с ним было в Туапсе. Но не тут-то было…
Точнее было. Но не то. Обрывки, хвостики сведений, и великая путаница с пароходами. У Владимира нашего Ленина, были братья. И вот их именами называли все, что под руку подвернется. В том числе и пароходы. Были и «Дмитрий Ульянов», и «Александр Ульянов». Да еще и не в единственном числе.
И я полез в морские регистры. И нашел, то, что было нужно.
АЛЕКСАНДР УЛЬЯНОВ
Полная вместимость 2150 брт.
Грузовой теплоход. Заложен в 1933 г. (з-д им. 61 коммунара, Николаев), в 1936 г. законсервирован, достроен в 1940 г. на Мариупольском СРЗ и вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства. С 27.07.1841 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Потоплен 23.02.1943 г. в порту Туапсе германской авиабомбой и 17.04.1943 г. исключен из списков.
Водоизмещение 4740 т. Размеры - 86.65 х 12.1 х 6.2 м. ГЭУ дизельная, 1200 л.с. Скорость 10.26 узла. Относился к типу «Цурюпа», в серии было по моему шесть аналогичных.
Как я не искал фото, найти мне его не удалось. Лишь в журнале «Техника молодежи» за 1977 год, был рисунок практически полного, односерийного аналога «Чапаев».
И «пароход» из записи о месте гибели Стукалова, стал вполне реальным теплоходом. Хотя и тут не обошлось без неверной информации. Капитаном теплохода был Петр Иванович Степанов.
В газетной статье, посвященной далекому порту Ванино, я нашел информацию о нем. Прошел всю войну на транспортном флоте, стал начальником порта Ванино. И цитата:
«В это время П.И. Степанов капитан парохода «Василий Чапаев», судно было торпедировано 23 марта 1942 года и затонуло в районе Севастополя, часть команды вместе с капитаном спасена катерами. Затем П.И. Степанов капитан парохода «Дмитрий Ульянов», пароход затонул от бомбардировки вражеской авиацией 23 февраля 1943 года в районе Туапсе. И опять команда судна была спасена.»
Любопытно, что Степанов командует сначала одним, а за тем другим однотипными теплоходами.
«Команда судна спасена». Интересно, не ужели при попадании бомбы, погиб единственный человек, еще и не член команды? Тут я мог проверить уже перекрестно. Для начала - литература. Книга «Катастрофы в Черном море». И я нахожу краткие сведения:
«…наши конвои постоянно находились под ударами авиации противника. От авиации погибли пароход «Азов», пароход «А. Ульянов», на нем погибло 52 человека.»
Далее. Журнал «Морской флот»
«Полная вместимость 2150 брт. Грузовой теплоход. Заложен в 1933 г. (з-д им. 61 коммунара, Николаев), в 1936 г. законсервирован, достроен в 1940 г. на Мариупольском СРЗ и вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства. С 27.07.1841 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. Капитан - П. И. Степанов. Дата и место гибели - 23.02.43, порт Туапсе. Стоял в порту Туапсе под выгрузкой боеприпасов. Затонул от попадания авиабомбы. Погибло 52 чел. - члены экипажа и портовые рабочие.»
И еще:
«УЛЬЯНОВ» - «АЛЕКСАНДР УЛЬЯНОВ». С 1943 г. «УЛЬЯНОВ» 23.02.1943 г. в Туапсе во время авианалета, один из самолетов сбросил 2 АБ, одна из которых попала в кормовой трюм, из которого еще не были выгружены АБ. Судно село на грунт.
Ну а дальше уже проверка по спискам безвозвратных потерь черноморского флота. Восемь человек команды «Александр Ульянов».
Хоть судно и было причислено к торговому флоту, моряки на нем были военнообязанными. Краснофлотцами. И соответственно попали в списки безвозвратных потерь. Я не мог подтвердить или опровергнуть цифру в 52 человека погибших. Теплоход стоял под разгрузкой, вполне возможно на нем и рядом находились портовые рабочие, гражданские служащие. Имен которых мы уже не узнаем. Проведя поиск по иным документам, наиболее точную информацию, я нашел в журнале боевых действий Черноморской группы войск.
Несколько смущает другой факт, указанный в источниках. Что бомба сброшенная с немецкого самолета попала в трюм, где были бомбы и боеприпасы. Может это ошибка, связанная с изучением источников авторами кратких сведений?
Насколько мне известно, Турция в 1943 году, не поставляла нам боеприпасы. А при чем здесь Турция, спросите вы?
Из Турции в основном получали шерсть и кожу. Это были жизненно важные товары в войну. Кроме того, с 1943 г. Турция согласилась позволить транспортировать транзитом через свою территорию в СССР союзные поставки некоторых "невоенных материалов" - в первую очередь медикаментов.
Советское правительство добивалось возобновления торговли с Турцией. С ноября 1942 г. из турецкого порта Трабзон в Батуми стали поступать в небольших количествах шерсть, сырье валлонея (сырье валлонея - это чашечки желудей произрастающего на Кавказе, в Греции и Малой Азии дуба, содержат высокую концентрацию дубильных веществ. Это очень ценное сырье для дубления кож.), хозяйственное мыло, маслины, орехи, кожа и другие товары. На этой линии работали теплоходы и пароходы «Ульянов», «Пестель» и «Анатолий Серов». Хотя эта коммуникация и короткая, тем не менее рейсы были весьма рискованными. Приходилось учитывать выжидательную позицию Турции. Поначалу, чтобы избежать нежелательных инцидентов, суда следовали в турецкий порт невооруженными, сняв пушки и пулеметы. Примерно через год их снова вооружили, но орудия установили лишь на корме, поскольку по международным правилам того времени они считались оборонительным средством и не могли служить основанием для протеста со стороны властей нейтральной страны. Позже было восстановлено и носовое вооружение. Транспорты, ходившие в Трабзон, были лишены обычного конвоирования. Корабли охранения оставляли их в 20-25 милях от Трабзона. Суда оставались беззащитными до выхода на обратном пути из турецких территориальных вод. Первым в Трабзон прибыл теплоход «Ульянов» (капитан П. И. Степанов). В 1942-1943 гг. он совершил три таких рейса, а теплоход «Анатолий Серов» (капитан К. К. Третьяков) - четыре. В последний рейс в Турцию за импортом отправился в июне 1944 г. товаро-пассажирский пароход «Пестель» (капитан С. Н. Кушнаренко).
Так что представляется невероятным, чтобы «Ульянов» вез из Турции авиабомбы и боеприпасы. Конечно, он мог зайти и в другой советский порт на дозагрузку. Или это мог быть рейс не из Турции? Но этот факт может подтвердить лишь судовой журнал, или иные документы архива ВМФ.
Сведений о подъеме «Ульянова» со дна бухты Туапсе не сохранилось. Но судя по тому, что два месяца спустя после затопления теплоход был списан - апрель 1943 и следует считать датой операции, а повреждения его были серьезными. Возможно - все таки, и был груз бомб…
Как бы то ни было, немецкое командование не могло не омрачить праздник 23 февраля, и люфтваффе нанесло удар по моему родному городу, от которого уже 18-я и 56-я армии гнали врага.
Источники:
Журнал «Гангут», Журнал «Техника молодежи»
Журнал «Морской флот» №12 1971 г
Е.Ф. Шнюков, Л.И. Митин, В.П. Цемко «Катастрофы в Черном море»
Вайнер Борис Абелевич «Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне»