Re: Прогулка по исчезнувшей дороге

Mar 26, 2015 21:23

О столетнем юбилее Туапсинки написал месяц назад.

И вот postav собрал материал по современному состоянию Туапсинки Прогулка по исчезнувшей дороге

.

С удовольствием делаю репост этой записи.

Пожалуй, один из наиболее обсуждаемых моих постов в этом журнале - запись почти двухлетней давности про оставшиеся от ставропольского участка Туапсинской железной дороги мосты http://postav.livejournal.com/25643.html

Намедни ЖЖ-юзер evgeny_51 оставил коммент, в котором поведал о своем неподдельном интересе к истории "Туапсинки". Автор решил пешком преодолеть весь ставропольский участок исчезнувшей железной дороги, попутно публикуя зачетные фотографии сохранившихся участков. Говорит, что уже одолел треть пути!



Итак, под катом предлагаю посмотреть на интересную подборку "немецких" мостов и других доживших до наших дней объектов "Туапсинской" железнодорожной инфраструктуры, а заодно и вспомнить историю самой дороги...



Сейчас о старом пути напоминают мосты да насыпи. Но 100 лет назад здесь проходила настоящая "дорога жизни". Экономика была на подъеме, ставропольские и армавирские крестьяне и купцы в начале XX века искали новые рынки сбыта.

Идеальным вариантом для экспорта был черноморский порт Туапсе. Но везти грузы туда по открытой в 1897 году ветке Кавказская-Ставрополь было невыгодно. Монополист в лице АО Владикавказской железной дороги гнул такой ценник, что прижимистые купцы решили пойти другим путем - построить свою хлебную дорогу. В 1909 году на собрании в Ставрополе "отцы" решили тянуть ветку от Армавира через Ставрополь и далее в урожайные районы - на село Петровское (ныне Светлоград), Прасковея и Дивное. Такой путь не только позволил бы с меньшими затратами отправлять сельхозпродукцию покупателям, но и оперативно получать из Майкопа дрова и нефть.

По проекту пропускная способность участка должна была составить 20 пар поездов в сутки. Строительство началось в 1912 году, ему благоволил, несмотря на происки конкурентов из Владикавказа, сам император Николай II. Рулили процессом инженеры Верблюнер, Лаша и Годзевич:



С самого начала стройки на участке от Армавира до Ставрополя что-то пошло не так. Виной тому как природные факторы (грунт постоянно давал осадку, приходилось строить дренажные тоннели малого диаметра), так и начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Рабочих рук и денег катастрофически не хватало.

В источниках часто пишут, что на участке от Армавира до Ставрополя поезда начали ходить уже в 1916 году. Однако Сергей Ктироров armavi в комментариях к моему посту пишет, ссылаясь на армивирские архивы АТЖД, что участок пустили только при советской власти.

По его данным, к началу 1918 года для того, чтобы сомкнуть участок Армавир-Ставрополь, оставалось лишь 6 верст. В условиях Гражданской войны найти рельсы было непросто. И белые и красные, понимая стратегическое значение дороги, стремились поскорее завершить участок. Но удалось это лишь Советам в 1921 году. Впрочем, информации этой доверять на 100% не стоит, ибо советская историография зачастую выставляла желаемое за действительное:



Строительство ставропольского участка велось в сложных геологических условиях. Всего было построено около 40 мостов и виадуков. Разумеется, далеко не все из них сохранились:



И все же строили на века. "Немецкими" все мосты данного участка прозвали не просто так. До Первой мировой многие сложные инфраструктурные объекты в России проектировались не без участия инженеров из Европы. Вдобавок, с 1916 года к строительным работам массово привлекали военнопленных из Австро-Венгрии и Германии:



Несмотря на то, что объекты никак не обслуживаются почти 100 лет, многие из них в достойном состоянии:



Так называемая каменная труба:



Дренажный колодец:



Внимательный читатель без труда найдет старый мост на этой фотографии:



По одной из версий, ставропольский участок "Туапсинки" был окончательно закрыт в 1922-м. По другой - дотянул до конца 20-х. Очевидно одно - в голодные годы НЭПа и коллективизации дорогу потихоньку разбирали, хотя ряд источников говорят, что рельсы лежали вплоть до 1940-х. Затем опять случилась война. Немцы-оккупанты вроде как хотели восстановить участок от Ставрополя до Армавира, намекая что они тут всерьез и надолго. Но, к счастью, хозяйничать в Ставрополе фашистам долго не дали:



Вся эта история со ставропольским участком "Туапсинки" вызывает интерес cвоей недосказанностью. Всегда обидно, когда строишь-строишь, а оказывается напрягались зря. Конечно, это Революция и братоубийственная война похоронили проект. А вот не будь этих форс-мажорных факторов, даже с учетом высоких затрат на содержание, весьма вероятно дорога себя окупила бы.

Тем интереснее задаться вопросом - почему к проекту восстановления участка не вернулись, скажем, в середине 1960-х, когда индустриализация в Ставрополе набрала невиданные обороты? Неплохая комсомольская стройка получилась бы! Возможно, загвоздка все-таки в слишком сложной геологии участка:



Ташлянский или как его еще называли "Турецкий" мост расположен в Ставрополе, в микрорайоне "Чапаевка":



Вот он с другого ракурса. К сожалению, у самого моста очень грязно. Впрочем, как и близ других объектов "Туапсинки". Объектами архитектурного наследия у нас их не считают, соответственно - всем пофиг:



Самый доступный для осмотра - малый немецкий мост на берегу Елагина пруда:



Пруд и мост с вершины холма выглядят так:



Собственно, вот и его величество, "немецкий" мост. Стоит он в Мамайском лесу, в городской черте Ставрополя. Длина моста - 87 метров, ширина - 6 метров, высота - почти 20 метров:



С похожих ракурсов я снимал это сооружение прошлой осенью: http://postav.livejournal.com/76767.html



Виадук был построен вообще без бетона. Использовался местный материал - ракушечник:



Лесной мост - самый знаменитый из "туапсинской серии". Особенно ценится скалолазами и роуп-джамперами. Еще рядом с ним горожане устраивают пикники. Поэтому вокруг все загажено мусором. Тем не менее, этому мосту даже посвящают стихи:

Соединяя склоны Ставропольской балки
Реки Мамайки, в тишине лесной,
Среди деревьев мост Немецкий
Застыл, как призрак, над землей.
Я удивляюсь инженерной мысли,
Хотя расчет здесь точный и простой:
Давленье камня на надежную опору,
Но в тоже время - чудо предо мной.
На пять опор гигантских опираясь,
Вознесся к небу мост большой,
Пусть пустота над арками зияет
И сотни тонн камней над головой.
Когда-то он дорогой был железной,
И по нему ходили поезда...
Теперь же на его высоких стенах
Лишь альпиниста встретишь иногда.



А это самый настоящий железнодорожный вокзал "Ставрополь-Туапсинский". Начиная с 1916 года отсюда отправляли грузы и пассажиров. Сейчас здесь просто живут люди, вокзал закрыли в 1947-м:



Бывшый вокзал. Ныне просто ветхий дом на улице Объездной. История беспощадна. Загнулась дорога, оставив в наследство лишь название района "Туапсинка". Ничего другого вспонимать не стали. А зря, вот где-нибудь в Европе такую тему раскрутили бы для туристов. Чуть подлатали бы вокзал, занялись редевелопментом, а потом бы еще притащили старый паровоз на потеху публике:



Еще один архитектурный след "железки" - маленькая станция в районе Мамайки:



И еще одна бывшая станция расположена на Рублевке в микрорайоне Демино:



Артефактом туапсинcкой железной дороги в черте города Ставрополя можно назвать и мост на улице Заводская:



Мост в селе Татарка хорошо сохранился:



Сооружения вековой давности по сей день приносят пользу ставропольцам. А можно ведь и экскурсии водить по местам былого железнодорожного великолепия:



Малый Новокавказский мост:





Большой Новокавказский 4-х арочный мост расположен сразу за хутором Верхнеегорлыкским. Просто красавец - 52 метра в длину:



Годный ракурс. По одной из версий, один из пролетов под тяжестью времен обвалился сам, по альтернативной - помог выстрел орудия с бронепоезда. В этих местах в 1918 году шли кровопролитные бои:



Вот еще ништяк. Два моста в одном кадре.

Для сравнения, посмотрите весенний скин: https://fotki.yandex.ru/next/users/in4stavropol/album/238702/view/769936?page=0



Сегодня о восстановлении ставропольского участка "Туапсинки" речь не идет. Пару лет назад прошел фейк - якобы РЖД со Сбербанком обсуждали какие-то варианты реконструкции. Но это чистой воды утопия. Все, что мы можем сегодня - убрать мусор вокруг мостов, поставить информационные таблички, создать турмаршрут или небольшую музейную экспозицию. Или вот, как в 2013 году, устроить велопробег http://vechorka.ru/article/veloekspeditsiya-tuapsinka-2013-vzglyad-iz-avtomobilya/

История не терпит сослагательного наклонения. Однако, если все же предположить, что дорога Ставрополь-Армавир "выжила" я убежден в одном. Ставрополь не только с железнодорожной, но и с экономической точки зрения сегодня был бы иным! Не безнадежным тупиком, а как минимум удобным логистическим центром для агропромышленных компаний - каким сейчас является, к примеру, Краснодар.



Еще больше фотографий пользователя evgeny_51,он же Blitz, найдете по ссылке
http://www.panoramio.com/user/8537417?comment_page=1&photo_page=1

Все отмеченные на снимках автора объекты продублированы на карте с соответствующими GPS-координатами.

P.S. Много полезной инфы про Туапсинскую железную дорогу есть тут http://tuapsinka.ajp.ru/index.html
Хотя сайт и не обновляется, контента достаточно чтобы быть в теме.

Туапсе, фото, Туапсинка, Туапсинский район, репост

Previous post Next post
Up