Как не упустить своих детей

Aug 17, 2015 22:03

Конспект практической части книги "Как не упустить своих детей", Гордона Ньюфельда и Габора Мате. Основная мысль, что между родителями и детьми должна быть привязанность. Это обеспечивает то, что дети учатся у взрослых. Автор рассматривает современное явление, когда дети привязываются к своим ровесникам, из-за чего перестают быть привязанными к взрослым и, соответственно не учатся взрослеть. Потому что у ровесников они не могут научиться взрослости. Негативных последствий этого явления много - традиции и культура не передаются по вертикали от родителей к детям, дети останавливаются или задерживаются в психологическом взрослении, отношения с родителями и учителями сильно портятся, так как при привязанности к ровесникам, дети отталкивают все конкурирующие привязанности и воспитать их или научить чему-то не имея этой привязанности становится очень трудно. По наблюдениям автора, картина с искажением привязанности очень сильна в постиндустриальных обществах (в Америке и Англии). В традиционных обществах (он приводит в пример французский Прованс), такая проблема пока не стоит из-за крепкого общественного устройства. В общем, теории там очень много и она очень интересная. Чтобы правильно понять мой этот конспект, хорошо бы знать именно контекст этой теории.

Избежать ориентации детей на ровесников вместо взрослых или наладить контакт, и вернуть привязанность, если избежать потери привязанности не получилось, можно так:
1. Начинайте общение благожелательно.

- сначала надо завладеть вниманием ребенка, потом уже воспитывать.
- приветствие - хороший ритуал привязанности включает в себя взгляд, улыбку и кивок головы.
- после разлуки нужно больше сил и инициативы, чтобы наладить связь. Разлука это - учеба, работа, сон, телевизор, игра и прочее.

2. Дайте ребенку что-то, за что он сможет ухватиться.

- младенцу - палец
- всем детям - объятия
- озвучивание того, что вас объединяет: схожие интересы или даже просто цвет глаз.
- демонстрируйте лояльность через принятие точки зрения ребёнка
- самый лучший наш дар - это позволить ребёнку почувствовать, что в нашем присутствии он может быть именно таким, каков он на самом деле, выразить наше восхищение самим его существованием.
- предлагать ребёнку внимание и прочее не тогда, когда он просит (точнее, не только тогда), а когда он не просит - неожиданно. Простое удовлетворение посьб и потребностей не улучшает отношения, а неожиданный сюрприз или предложение поиграть вместе обогатит отношения и усилит привязанность.

Парадокс в том, что внимание, которое родитель отдаёт в ответ на запрос ребёнка, никогда не удовлетворяет - оно оставляет ребёнка с неуверенностью, с мыслью, что родитель только выполняет его требования, а не отдаёт себя ребёнку по собственному желанию. Запросы только растут, а эмоциональные потребности, которые лежат в их основе, не удовлетворяются. Надо уловить момент и пригласить ребёнка к контакту именно тогда, когда он не просит об этом. Или в ответ на запрос ребёнка, родитель может взять инициативу на себя - выражая больше интереса и энтузиазма, чем ребёнок ожидал: "о, это отличная мысль! Я как раз хотел провести время вместе с тобой! Я так рад, что ты это придумал!" Вы удивите ребенка и дадите почувствовать, что именно вы его приглашаете к общению.

- невозможно завладеть ребенком или дать ему то, за что он сможет держаться, захваливая его. Важно, чтобы похвалы не были излишними, важно следить, чтобы мотивация ребенка не зависили от восхищения или положительного мнения о нем других. Фундаментом истинного самоуважения ребенка является чувство, что родители любят его, принимают и наслаждаются тем, что он именно такой, какой есть.

3. Поощряйте зависимость.

Мы боимся, что поощряя зависимость детей от нас, мы препятствуем их самостоятельности.
Мы, взрослые, никогда бы не смогли построить отношения друг с другом, если бы сопротивлялись зависимости. Представьте вместо ухаживаний фразу: не ожидай, что я буду помогать тебе с чем-то, что ты можешь или должен делать самостоятельно". Вряд ли такие отношения окрепнут. Ухаживая за кем-то мы постоянно повторяем: "слушай, давай я помогу тебе", "я сделаю это для тебя", "с радостью сделаю то, что ты просишь".

Независимость - это природный плод созревания. Наша задача по воспитанию ребенка заключается в том, чтобы удовлетворять его потребности в зависимости. Когда мы делаем это, природа делает свое - стимулирует взросление.

4. Будьте для ребенка компасной стрелкой.

Опытный учитель сориентирует ребенка, относительно того, где тот находится, кто есть кто, что есть что, и когда то или иное должно случиться. "Вот здесь ты сможешь оставлять свою куртку", "Эту девочку зовут Мария", "Позже мы сделаем несколько упражнений на эту тему, а сейчас посмотрите, пожалуйста, на эти книги."
С совсем маленькими детьми мы активно применяемых свою интуицию, но перестаём пользоваться своим ориентационным инстинктом с детьми постарше.
- надо продолжать представлять их окружающим людям, знакомить с миром,
информировать их о том, что мы собираемся делать или объяснять, что означают те или иные вещи.

Когда мы заблудились в чужой стране и не знаем языка, а нам попался человек, который на нашем языке помог нам сориентироваться, нам не захочется его сразу отпускать.
- даже немного ориентации в начале дня существенно поможет сохранению нашей с ними близости. "Вот, что мы будем делать сегодня", "я сегодня буду там, то", "завтра должно случиться то-то", " на вечер я планируют вот это", "я хочу, чтобы ты сделал вот это и вот это", "давай покажу, как это работает"., " вот, кто позаботиться о тебе ", " вот кого ты сможешь попросить о помощи, если будет нужно".
- важно ориентировать их в отношении их индивидуальности и значимости. "У тебя есть вот такая особенность", " ты девочка, которая...", "у тебя есть способности к нестандартному мышлению", " у тебя настоящий дар в том-то", "у тебя есть качества, необходимые для...", "я вижу, ты добьешься успеха в...".

Катя Груцкая

дети, книги

Previous post Next post
Up