Оригинал взят у
spica00 в
Род и Рожаницы Род и Рожаницы
Это небольшое размышление на тему, без утверждений, а скорее для очистки картинки от множества наслоений.
Рыбаков отзывается о Роде, Рожаницах, как чуть не о самых гонимых христианством языческих богах. Его общий вывод - это верховный бог, глава пантеона или старый бог, который ставится комментаторами наравне с верховными богами других культур и традиций.
Корень "рд" входит в рдяный, рудрый, сварг и уводит к небу, солнцу, верху. По Рыбакову и ряду исследователей 19 века, на которых он опирается, Род - небесный всеотец.
Рожаницы в связи с Родом упоминаются часто, но с ними все еще запутаннее.
В поучениях против язычества их праздник два раза в году - это бескровные требы, отправляемые женщинами.
Рыбаков говорит, что они не должны смешиваться с Макошью, но они упоминаются Пряхами и на вышивке, и в названиях богинь и в сказках, где их образов множество:
Фей - Фатурны - Судьбопряхи;
Мойры - Моры -Вершительницы конца, меры;
Артемида - Диана - Дива (в индуизме Дэвы - прабоги);
Миры - Парки - Пряхи;
Берегини, Рожаницы - Лада, Леля - Лосихи - Звездные сестры, стоящие у начал.
С количеством рожаниц все по-разному.
Их двое - мать и дочь, их трое - мать и три дочери, их семеро сестер и видимо их бывает больше, потому что каждому по покровительнице при рождении.
В мифах мотив утопления и рождения из утопленницы мира: песня "три сестриченьки", весь купальско-семицкий цикл - "кумушки-голубушки", сказки о плохой и доброй сестрах, одной из которых дают дары, сказка "о Салтане" и "По колено ноги в золоте .." с утоплением опять же избранной рожаницы.
Везде проходит три рожаничных дела - прясть, готовит еду и рожать детей. Все три дела реализуются в терминах прядения - рожаницы умеют стварожить сырое аморфное в еду, ткань или ребенка. Везде в обрядах каши, как символ исходной массы для творения и перетворения заново.
Тут стоит сказать про пресловутую связку Макошь - мать каши - кош, как жребий или судьба - кощевать/вещевать - ну и Кощея сюда же, а кость несет привязку к перевоплощению на старые кости нового мяса, потому что есть несократимая часть человека и иной твари. В кость, возможно, записана судьба.
В календаре яркая обрядность семика. Похороны кукушки или утопление березки про Рожаничную требу. На обряде понятно, что речь о женской инициации из девочки в девушку, способную творить - в пряху. Инициирует ее Богиня через кумление и тут же все время мотив утопленницы.
Эта утопленница, возможно, про путь перехода для девицы - она тонет к батюшке, потому как вообще изначально оттуда, а живет то все-таки здесь, значит должна вернуться.
Сюда же легенду о Ганге и братьях Васу, которая восходит возможно к семи звездам медведицы (семь звездных сестер рожаниц, как семь звезд, под которыми может родиться человек).
Прядут Пряхи нить судьбы от звезд, будучи звездными судьбами-покровителями. Под какой звездой кто родился, так тому и спрядено будет. Звездочеты назывались словом схожим с именем рожаниц -"звезды ясныя, сойдите в чашу брачную".