Мой муж читает Guardian. Недавно дал мне почитать
любопытную статью о советском дизайне (нужно знание английского, мне было немного сложновато). По сути эта статья авторское ревью к книге Михаила Идова "Made in Russia: Unsung Icons of Soviet Design"
. Сама книга вышла только еще в апреле и написана она хоть и русскоязычными, но живущими за границей, а значит эту книжицу не найти в хорошо украденном сканированном виде на просторах интернета. пока что только в бумажном :). Книга состоит из 50 фотографий икон советской эпохи и 50 же эссе к каждой из этих фото, написанных не только Идовым но и другими авторами.
Мне очень интересно, что это за 50 предметов и что о них написано, но платить 17 английских рублей в казну я не пока что жадничаю.
Статья же, посвященная книге, это большей частью размышления на тему "а был ли плох советский дизайн и если плох - то почему?". Честно говоря, у меня советские изделия вообще никак не ассоциировались со словом "дизайн", уж слишком оно гнилое и капиталистическое :). Скорее предметы обихода конструировались с т.з минимальных требований к материалу и функциям, чем разрабатывались с дизайнерской точки зрения. Конечно, большинство советских предметов не отличались ни стилем, ни особым дизайном, что по мнению автора статьи, связано с двумя коренными советскими проблемами - жесткой цензурой, бюрократией и недостатком конкуренции со стороны. Абсолютно каждое изделие от носков до чайника проходило через ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики), и, как пишет журналист Джастин МакГуирк, все что хоть как-то походило на западный капиталистический стиль, отправлялось в архивы без единой жалости. Джастин пишет, что "хотел бы увидеть этот параллельный архивный мир советского дизайна своими глазами". С другой стороны, многие советские изделия просто копии западных аналогов (скутер Вятка идентичен французской Веспе и т.п.).
Единственное, в дизайне чего советские конструкторы преуспели более других стран, так это в... ну, что, догадались? Именно - в космических технологиях и ракетостроении. Но, как пишет Джастин, "холодную войну выиграли не спутники, а холодильники и стиральные машины", которые намного красивее и удобнее получались у капиталистического запада. Вообще автор часто противопоставляет американскую потребительскую точку зрения на товары и их дизайн (быстрая смена моды, отсутствие необходимости в долгосрочной службе, ведь кто будет покупать новое?) и советскую конструктивную, слегка уродливую практичность (вещи должны были служить долго, ведь что бы купить холодильник нужно было ждать несколько лет в очереди, что связано с растратами на его производство, все в хозяйстве чинилось и служило очень долго, вы и сами, наверное, помните). Дефицит так же не способствовал улучшению дизайна. Джастин пишет,что для того,что бы купить к примеру, Запорожец нужно было простоять в очереди 10 лет! А кто будет недоволен столь долгожданной покупкой? Уж не до эстетики, главное, что б ездило.
Техническая отсталость дизайна видится автору статьи еще и в том, что дизайн как таковой был полностью заменен послереволюционным конструктивизмом, а вскоре после 17-го страну оградил железный занавес и уже негде было учится и обмениваться опытом, революция произошла и в умах создателей предметов быта. В конце статьи Джастин рассказывает о том, как побывал в дизайнерском бюро Лебедева и побеседовал насчет современного положения дизайна в России с одним из сотрудников. Тот ответил, что положение хоть и улучшилось. но ситуация с образованием и обучением новых дизайнеров остается все той же, ведь преподаватели в основном "реликтовые", со времен СССР, с огромным недостатком практического опыта, а первое задание на вступных экзаменах - создание предмета в стиле русского конструктивизма.
Но кроме самой статьи я с превеликим удовольствием прочитала комментарии людей, среди которых обнаружился только один соотечественник. первый комментатор похвалил машину Ниву за ее внедорожные качества, отметив "странно, что этот автомобиль не умеет ползать по стенам". Еще среди комментирующих хвалебные отзывы встречались о качестве фотооптики, акустических систем и стиле советских агит-плакатов. Один из комментаторов очень похвалил советскую треногу для фотоаппарата, которая складывается очень удобно и до сих пор выглядит и служит как новая, хоть и досталась в наследство еще от отца.
Целая дискуссия (и даже кусок статьи) была посвящена кипятильникам :) Мол, какая жутко неудобная вещь - и током бьется, и способна устроить замыкание на полрайона. Я вот, например, часто пользовалась кипятильником,что б сварить яйца или нагреть ведро воды во время сезонных отключений, пока жила в Харькове (газовые плиты были на общей кухне,т.к. жила я в доме нового быта, гостинке, а на электроплиту не поставить пластиковое ведро) и своим кипятильником была весьма довольна! Он прочно выдерживал конкуренцию с электрочайником :) Да и не все участник небольшой дискуссии были противниками кипятильников, нашелся один человек, отметивший,что кипятильник до сих пор вполне можно заказать через Ибей и он же является популярным бытовым предметом для кипячения воды в Южной Африке.
И все это натолкнуло меня на мысль о том, что же из советских вещей мне нравится больше всего в плане своего эстетического вида, дизайна? Подумав немного, я составила свой небольшой список советских предметов, которые не отказалась бы иметь и сейчас. Мне любопытно увидеть или прочитать,какие из советских предметов вы любите за их внешний вид? буду рада, если поделитесь!
1. Мотоколяска для инвалидов Серпуховского автомобильного завода С-3А.
Та самая, из фильма "Операция Ы".
Такие симпатичные машинки выпускались до 62 года, после появилась намного более уродливая версия, похожая на 8-битный запорожец :).
Сама С-3А была расчитана на управление только двумя руками. Но в 1960-1961 годах выпускалась модификация С-3Б, предназначенная для управления одной рукой и одной ногой.именно такую машинку, не сказать больше - кабриолет, я наблюдала в течении 3-х лет на автостоянке рядом с троллейбусной остановкой. Мне так хотелось купить ее! Подозреваю, что сторож отдал бы ее по цене металлолома. Эх, были бы у меня в ту пору друзья с гаражами или хотя бы знакомые автомеханики, я б точно нашла деньги для этого чуда! Думаю, и права по литражу на нее мне бы не понадобились :). Я бы раскрасила ее в ярко-красный цвет с пятнышками божьей коровки и это было бы круче модных тогда BMW X5, потому что их по городу носились сотни, а эта была бы одна-единственная. Для меня параметром крутой и статусной вещи обязательно является ее уникальность, и как бы ни были круты Порше и мерины, эта была бы в сто раз круче, особенно с каким-нибудь новым мотором... Эх,замечталась... Машинка в один из дней просто исчезла. Я очень надеюсь,что ее купил какой-нибудь ретро-любитель, отреставрировал и полюбил всем сердцем. До сих пор хочу такую,вот бы кто подарил :)
2. Советские кеды.
Предмет ненависти поколения наших мам. Моя мама говорит, что терпеть их не могла и не может поверить,что я хочу носить нечто подобное ( в нашу буйную юность уже были китайские, куртовские и мама не понимала,как их можно носить куда-то кроме урока физ-ры, абсолютный антисекс). Недавно тетя и мама разговаривали на тему "как хорошо было раньше", проезжая по обильным бывшим колхозным полям Донбасса, мол все было такое качественное, и образование хорошее и вообще жизнь удалась. На что я заметила, что хоть жизнь и удалась, но купить что-то было невозможно,очереди,дефицит, и все как клоны - с ползунов и до батников к школьным торжествам были одинаковые, словно клоны. Мама парировала мое замечание тем, что ей всегда доставался блат (ну и мне соответственно тоже - джинсы в 4 года это было мега-круто!), а тетя с ужасом вспомнила о том, что в советские времена с ее 41-м размером ноги ничего, кроме кедов одеть было нельзя,т.к. промышленность в принципе не выпускала ничего женского дальше 39-го размера.
Но мне эти кеды очень нравятся. Такие же желтые у одной подружки были предметом моей белой зависти, ведь они были отменного качества и совершенно уникальные, с жирным штампом какой-то спорт-структуры на пятке. Похожие штампы были на постелях в поездах.
3. Елочные игрушки
Как по мне, так современная промышленность (особенно западная) совершенно оскудела в плане производства красивых стеклянных игрушек. Мне очень нравились игрушки в виде овощей, т.н. фонарики (с провалом вовнутрь) и ватные человечки. У Бабушки до сих пор на чердаке два чемодана, но я не видела их уже несколько лет... И увижу ли еще?
4. Офицерские планшеты из грубой кожи
Для меня такой был специально стырен другом из военного вуза. Оч стильная вещь! Как-то на рынке Барабашово меня остановил один китаец с просьбой рассказать,где можно купить такую стильную сумку. Когда же я сказала,что он мне подарен и в магазинах не продается, китаец очень расстроился, ибо верил что это нечто современное. Реловко он предложил мне то ли 100, то ли 200 грн, но я отказалась. пусть едет в Киев на Андреевский спуск и посмотрит сколько там такой стоит :)
5. Картины на вокзалах (и сами вокзалы) в духе пропаганды светлого социалистического будущего, очень похожие на современные картинки из журналов про Иегову.
Моя любимая картина находится на харьковском вокзале и относится к 50-м. О ее существовании многие не знают, т.к. расположена она в северном (правом) крыле вокзала, в зале столовой и много кто тысячу раз бывая на вокзале не замечают ее. Ах, какие же одухотворенные лица у этих людей, какие прелестные клумбы! И как гордо высятся на заднем плане сталинские высотки, должные быть на месте реконструируемых в послевоенные годы зданий моего родного ХНУ (тогда институт им. Горького) и конструктивистского Госпрома. наверное, ощутить мощь и красоту этой картины может только харьковчанин.
Это не вся картина,только центральная ее часть. Как водится - кто автор и качественного фото не найти, ведь о ней же мало кто знает...
Много красивых вокзалов
можно увидеть здесь. Жаль только автор называет нынешнее здание универа "обрубком". Ниче вы не понимаете в колбасных очистках!
Как по мне, так сталинская архитектура с ее излишествами, цветуечками, колоннами и прочим не всегда уместным декором, спасла от абсолютной серости послевоенный СССР. Мне кажется, к тому времени уже во всем цивилизованом мире люди смекнули что очень удобно строить из стекла и бетона, не заморачиваясь на лепнине и прочих декоративных элементах. И только у нас все еще строили замки, надежные и красивые, уникальные для своего времени и географии. Может у нас нет викторианских и готических костелов с домами, но у нас есть сталинки и помпезные расписные потолки старых аэропортов и вокзалов, как последний вздох архитектурного долгостроя и обильного декора перед наступлением поры бетонных джунглей и серых однообразных зданий. Если бы у меня были деньги, очень много денег, я бы скорее построила за 10 лет и 10 миллионов замок с настоящими каменными скульптурами и альковами,с галереями и резными портиками, чем фешенебельную хай-тек квартиру за пару лет и столько же денег. Ну что останется от современных сити-центров через 50 лет? А вот такие замки и усадьбы будут стоять и стоять как напоминание о том, что не все так легко подвластно времени.
В Луганской области есть два подобных совеременных дома-усадьбы, которые вызывают только усмешки у местных, ведь они помпезные, с колоннами, совсем не похожи на те псевдо-стильные дома из "сиротских" поселков, одетые в цветные пастельные "шубы". Но эти усадьбы так чудесны! Одна из них принадлежит цыганскому барону, другая какому-то бандюге. Вот именно в эти дома будут водить экскурсии через 100 лет, кто бы их не построил.