Тёмное средневековье как будущее мира после ядерной войны - идея совершенно не оригинальная. И дело даже не в том, что современный искушённый читатель фантастики видал уже под сотню произведений с таким сюжетом (справедливости ради, «Гимн Лейбовицу» вышел ещё в 1959 году), - а в том, что такое развитие событий совершенно логично: после глубоких потрясений обращение к религии выглядит как вариант общественного эскапизма.
Купить книгу Впрочем, в «Гимне Лейбовицу» нет уже шаблонного разгула насилия на выжженных пустошах. Да, где-то там, за рамками повествования, это происходит - но история вовсе не об этом. И даже двухголовая миссис Грейлс появляется в третьей части книги вовсе не для того, чтобы напугать читателя, стать угрозой для персонажей или же, наоборот, отыграть приём «уродство души страшнее уродства тела» - нет, её роль гораздо глубже, символичнее, трогательнее и, может быть, даже страшнее, чем во всём вышеперечисленном.
Три части романа - можно даже сказать, три самостоятельные повести - разделяют века. Века взросления нового мира на обломках старого, века, на протяжении которых члены монашеского ордена заботливо собирают, расшифровывают и берегут крупицы знаний, что остались после войны, опустошившей планету.
Это повествование о цикличности истории - и о том, что, собственно, эта самая история ничему человечество не учит. И после потопа и огненного дождя, через тёмные века, и просвещение, и техническое развитие - всё равно будет сделан круг, и снова придут и потоп, и огненный дождь, причём рукотворные. И поможет ли человечеству смена планеты - ещё вопрос.
Религиозное ли это произведение? Безусловно, но «Гимн Лейбовицу» - это не проповедь, не пропихивание авторских воззрений в текст; нет, это взгляд на мир и историю под конкретным углом. Религиозное - и отчасти даже мифологическое, мифотворческое - здесь прежде всего мышление основных персонажей, что естественно для членов монашеского ордена. Миллер показывает, как факты обрастают домыслами, как становятся легендами - и как при этом тщетны деяния и мысли одного человека, ведь рано или поздно - и нередко совершенно внезапно - он может стать пищей для стервятников. Как, собственно, и весь мир.
Знания, которые Фрэнсис получил в аббатстве, никак не могли пригодиться ему в тёмном, невежественном мире. Там, где отсутствовала грамотность, умевший читать и писать юноша не представлял никакой ценности для сообщества, если он не умел ещё и возделывать землю, сражаться, охотиться, воровать скот у соседних племён или искать воду и годные для обработки металлы.
Переводчики М. Тарутин, М. Головкин
А ещё «Гимн Лейбовицу» прежде всего очень горькое произведение. Его нельзя назвать депрессивным - скорее, оно проникнуто неким смирением перед концом, который неизбежно наступит. Но пока он не наступил, нужно сохранять и приумножать духовные сокровища человечества, особенно той его части, что уже сгинула. И, конечно же, верить. Вера равна знанию, если не сильнее его, в вопросе выживания человека, человеческого сознания, души, сути. Это не обязательно вера в Бога - но вера хотя бы во что-то. Главное, чтобы это «что-то» было не разрушительным, а созидательным. Ну или хотя бы собирательным.
Автор текста: Елена Щетинина
Источник:
116 главных фантастических книг