Классика фантастики - Уолтер М. Миллер-младший. Гимн Лейбовицу

Sep 05, 2023 16:41


Тёмное средневековье как будущее мира после ядерной войны - идея совершенно не оригинальная. И дело даже не в том, что современный искушённый читатель фантастики видал уже под сотню произведений с таким сюжетом (справедливости ради, «Гимн Лейбовицу» вышел ещё в 1959 году), - а в том, что такое развитие событий совершенно логично: после глубоких потрясений обращение к религии выглядит как вариант общественного эскапизма.



Купить книгу

Впрочем, в «Гимне Лейбовицу» нет уже шаблонно­го разгула насилия на выжженных пустошах. Да, где-то там, за рамками повествования, это происхо­дит - но история вовсе не об этом. И даже двухголо­вая миссис Грейлс появляется в третьей части книги вовсе не для того, чтобы напугать читателя, стать угро­зой для персонажей или же, наоборот, отыграть приём «уродство души страшнее уродства тела» - нет, её роль гораздо глубже, символичнее, трогательнее и, может быть, даже страшнее, чем во всём вышеперечисленном.



Три части романа - можно даже сказать, три само­стоятельные повести - разделяют века. Века взросле­ния нового мира на обломках старого, века, на протя­жении которых члены монашеского ордена заботливо собирают, расшифровывают и берегут крупицы знаний, что остались после войны, опустошившей планету.



Это повествование о цикличности истории - и о том, что, собственно, эта самая история ничему че­ловечество не учит. И после потопа и огненного дождя, через тёмные века, и просвещение, и техническое развитие - всё равно будет сделан круг, и снова придут и потоп, и огненный дождь, причём рукотворные. И по­может ли человечеству смена планеты - ещё вопрос.

Религиозное ли это произведение? Безусловно, но «Гимн Лейбовицу» - это не проповедь, не пропихивание авторских воззрений в текст; нет, это взгляд на мир и историю под конкретным углом. Рели­гиозное - и отчасти даже мифологическое, мифотворче­ское - здесь прежде всего мышление основных персо­нажей, что естественно для членов монашеского ордена. Миллер показывает, как факты обрастают домыслами, как становятся легендами - и как при этом тщетны де­яния и мысли одного человека, ведь рано или поздно - и нередко совершенно внезапно - он может стать пищей для стервятников. Как, собственно, и весь мир.

Знания, которые Фрэнсис получил в аб­батстве, никак не могли пригодиться ему в тёмном, невежественном мире. Там, где отсутствовала грамотность, умевший читать и писать юноша не представлял никакой ценности для сообщества, если он не умел ещё и воз­делывать землю, сражаться, охотить­ся, воровать скот у соседних племён или искать воду и годные для обработ­ки металлы.
Переводчики М. Тарутин, М. Головкин

А ещё «Гимн Лейбовицу» прежде всего очень горькое произведение. Его нельзя назвать депрессивным - ско­рее, оно проникнуто неким смирением перед концом, который неизбежно наступит. Но пока он не наступил, нужно сохранять и приумножать духовные сокровища человечества, особенно той его части, что уже сгинула. И, конечно же, верить. Вера равна знанию, если не силь­нее его, в вопросе выживания человека, человеческого сознания, души, сути. Это не обязательно вера в Бога - но вера хотя бы во что-то. Главное, чтобы это «что-то» было не разрушительным, а созидательным. Ну или хотя бы собирательным.

Автор текста: Елена Щетинина
Источник: 116 главных фантастических книг

рецензия, 116 главных книг, книги, религия

Previous post Next post
Up