Я всегда считал, что обезьяны лучше, чем люди. А сейчас я понял, как сильно мы похожи.
Трилогия приквелов к «Планете обезьян» - самая недооценённая кинофраншиза прошлого десятилетия. Конечно, у этих фильмов позитивные отзывы критиков, и они неплохо заработали в прокате. Но восторги касаются в основном графики и игры Энди Серкиса, исполнившего роль вождя обезьян Цезаря. Мало кто замечает и обсуждает главное достоинство этой серии: социальную фантастику со сложным конфликтом.
«Планета обезьян» - именно та история, какой нам вечно не хватает: серьёзная, неоднозначная, где у каждой стороны своя правда. Никто не спасает мир от абсолютного зла, просто два вида борются за выживание и ищут взаимопонимание. Злодеями показаны те, кто хочет войны, но и у них есть на то веские причины - они желают блага своему народу.
Так почему «Планету обезьян» не ценят? А потому, что она про обезьян. Будь на их месте орки, мутанты-супергерои или синекожие котолюди, все бы восхищались глубиной конфликта и спорили, кто прав: радикал Коба или философ Цезарь. Но обезьяны? Эти глупые кривляющиеся твари - как можно воспринимать их всерьёз?
Подобную ошибку часто делают люди в самих фильмах. Не повторяйте её. Обезьяны - это метафора, условность. Трилогия, по сути, рассказывает универсальную историю угнетённого народа. В приматах угадываются то загнанные в леса индейцы, то гниющие в концлагерях евреи, то негры-рабы, предающие своих же, чтобы выжить. Однако сильнее всего обезьяны в этой франшизе напоминают варварский, но гордый народ орков из Warcraft. Лидер обезьян, шимпанзе Цезарь, очень похож на Тралла: инородец, выращенный людьми в неволе, становится вождём своего племени, приводит его к свободе и пытается отучить от слепой звериной ненависти к людям.
Новая трилогия про обезьян интересна тем, как она взрослела и мудрела с каждой частью. Первый фильм Руперта Уайатта был простой историей в духе «Освободите Вилли» - об отношениях людей и животных и ответственности за тех, кого мы приручили. Но режиссёр двух других частей Мэтт Ривз превратил её в социальную фантастику. Второй фильм стал драматичным боевиком, где нам попеременно показывали сюжет с точки зрения и людей, и обезьян. Люди дичали, находясь на грани вымирания, а обезьяны становились человечнее людей. В третьей части стало меньше экшена и «своей правды», зато гораздо больше драмы и философии. Режиссёр проводил параллели со знаменитыми фильмами о войне, Библией и тёмными страницами реальной истории. Да, «Планета обезьян» слишком серьёзна для развлекательного кино, но за это её и стоит ценить.
Символ и стержень всей трилогии - Цезарь: суровый и мудрый, сомневающийся и упрямый, готовый пожертвовать собой ради своего народа. У Энди Серкиса получился один из самых ярких киногероев фантастики 2010-х. К сожалению, из-за того, что Серкис играл не «вживую», а в «цифровом гриме», у него нет даже номинации на «Оскар» за эту роль. Но Энди уже получил более важное признание - зрительское. Это не у Серкиса нет «Оскара». Это у «Оскара» нет Серкиса.
Автор текста: Александр Гагинский
Источник:
150 фантастических фильмов, которые стоит посмотреть