Мультивселенные везде - у Marvel, DC и даже A24. Это плохо для кино?

Nov 23, 2022 11:00


Издание The New Yorker выпустило большой материал о том, как мультивселенные меняют поп-культуру. Автор публикации - литературный критик Стефани Берт (она писала для издания о шоу «Ванда/Вижн» и комикс-вселенной Marvel). Мы прочитали материал и кратко пересказываем основное.



Есть причина, по которой студии планируют тратить миллиарды долларов на проекты о мультивселенных (а это больше, чем экономический объем некоторых стран): десятки миллионов людей в ответ потратят деньги на просмотр фильмов о них. Означает ли это увядание новых оригинальных проектов? Или это просто приятная зрителю и коммерчески выгодная форма сторителлинга?

С чего начались мультивселенные?

Мультивселенная - множество параллельных вселенных, где события развиваются иначе. Как и многое другое, ее идея перешла в кино из литературы.



Купить книгу

У писателей-фантастов 1930-х годов еще не было объединяющего названия для множества миров, которые они исследовали. В рассказе Мюррея Лейнстера 1934 года «Боком во времени» (Sidewise In Time) временная аномалия переносит динозавров, колонизаторов из Российской империи и солдат Конфедерации в наши дни. В 1937-м британский философ-культуролог Олаф Стэплдон написал рассказ «Создатель звезд» (Star Maker) о странном течении времени в космосе, где существа могли использовать все варианты развития событий.





Купить книгу

Другие авторы использовали мультивселенную, чтобы показать альтернативную историю, где человечество пошло по другому пути. В 1962 году вышел роман Филипа К. Дика «Человек в высоком замке» (он же написал книгу «Мечтают ли андроиды об электроовцах», по которой сняли «Бегущего по лезвию»), где во Второй мировой войне победила гитлеровская коалиция (кстати, по книге снят одноимённый сериал длительностью в 4 сезона). Термин мультивселенной в привычном нам понимании появился в 1960-х: в рассказе «Разделенные миры» Майкл Муркок описывает теорию мультивселенной, содержащей десятки других.



Купить книгу

Похожие идеи были и в науке. Мысли об этом еще в XVI веке высказывал итальянский философ Джордано Бруно. 400 лет спустя их продолжили Эрвин Шредингер (тот самый, у которого кот может быть одновременно и жив, и мертв), Вернер Гейзенберг и Хью Эверетт III, занимавшиеся квантовой механикой. Согласно интерпретации квантовой механики последнего, все, что может случиться, действительно происходит в какой-то из реальностей. «Возможно, вы заказали курицу, но где-то вы заказали тофу или стегозавра на гриле», - объясняет Стефани Берт.

Зачем мультивселенные в комиксах?

По словам Берт, у авторов комиксов были практические причины использовать мультивселенную. С ее помощью можно было обновить старых персонажей и объяснить противоречия из прошлых сюжетов. В 1940-е Флэша в номерах DC Comics звали Джей Гаррик, он был студентом-химиком и носил шляпу. В 1950-е Флэшем был судмедэксперт Барри Аллен, который носил красную маску. В комиксе «Flash of Two Worlds!» 1961 года Барри участвует в мероприятии для детей и из-за своей скорости начинает так вибрировать, что перемещается в параллельную вселенную, на Землю-2, где встречает Джея. Мультивселенные у Marvel появились в 1970-е.



Обложка комикса «Flash of Two Worlds!», 1961

«Восхитительно, что мультивселенная DC Comics, основанная на вибрациях, становится прообразом теории струн. Согласно последней, Вселенная действительно состоит из вибрирующих струн», - пишет Берт.

Благодаря мультивселенным в комиксах появилась возможность для новых сюжетов, где могут объединяться самые разные герои (и антигерои). «Однако мультивселенная может быть настолько переполнена параллельными реальностями, что каждая из них начинает терять свое значение», - переживает автор.

Какие есть опасения насчет мультивселенных?

Во второй половине XX века они стали размножаться с огромной скоростью в комикс-индустрии. Затем кинокомиксы о супергероях обрели коммерческий успех и стали выходить один за другим. На этом фоне мультивселенная превратилась из интересного способа рассказывать истории в бизнес-тактику, по которой большие студии могут сколько угодно раз возвращать любимых персонажей. Этому могут быть бесконечно рады фанаты, но не все зрители.

Даже Джо Руссо, режиссер «Мстители: Финал», называл фильмы о мультивселенных «принтером для денег», который никогда не выключат. Критик и писательница Элизабет Сэндифер обеспокоена «марвелизацией всего». У Фрэнсиса Форда Копполы те же опасения: «Фильмы Marvel - это один шаблон, который снимается снова и снова и выглядит по-другому». В их же компании Мартин Скорсезе, считающий, что кинокомиксы вытесняют на большом экране оригинальные картины.



«Мстители: Финал»

«Эпоха корпоративной интеллектуальной собственности поглотила Голливуд», - пишет Стефани Берт. Права на популярных героев принадлежат крупным компаниям: Disney (Marvel Entertainment и Lucasfilm), Warner Bros. Discovery (DC Films), Sony Pictures, Paramount Global. Франшизы с сиквелами и приквелами не приносят ничего нового, по словам автора, поэтому каждые несколько лет у нас «новый» Человек-паук. «Неудивительно, что киноманы сыты по горло», - заключает Берт.

Что можно сказать в защиту мультивселенных?

При этом автор статьи не согласна, что мультивселенные - циничная уловка, чтобы выжать деньги из кинозрителей. Фанаты комиксов рады, что историям находят продолжение или интересные повороты в альтернативных мирах. Например, в выпуске 2003 года комикса «Изгнанники» (Exiles) Тони Старк становится тоталитарным технократом.

Вдобавок проекты по мультивселенным все еще могут удивлять, что бы ни говорили Скорсезе и Коппола. Взять, к примеру, анимацию «Человек-паук: Через вселенные», над которой работал Альберто Мьельго (почему он революционер современной анимации, мы объясняли здесь). Успех «Паука» заключался еще и в том, что зрители могли найти что-то общее с героем, по мнению Берт. «Когда в нашей действительности так много сиквелов, приквелов и перезагрузок, нам могут понадобиться мультивселенные еще больше, чтобы представить, с какими еще героями себя соотнести», - добавляет она.



«Человек-паук: Через вселенные»

Почему мультивселенные популярны именно сейчас?

Существует гипотеза, что интерес к мультивселенным связан с необходимостью людям в XXI веке сохранять несколько собственных идентичностей. «Мы можем чувствовать себя разными людьми, переходя из одной соцсети в другую или в семейный чат. Мы переключаемся между работой, домом или родительскими собраниями», - объясняет Стефани Берт.

Еще одна причина популярности мультивселенных, по словам критика, - «в наших страхах по поводу будущего и в надеждах на детей, которым в этом будущем жить». Мультивселенные дают шанс пофантазировать, как все могло бы быть и как к этому прийти. Возьмем, к примеру, самый успешный фильм A24 «Всё везде и сразу» про владелицу прачечной Эвелин (Мишель Йео). Она устала от всего: от недотепы-мужа, от дочери, с которой ей сложно найти общий язык, и от финансовых разбирательств. Неожиданно с Эвелин связывается ее муж из другой вселенной, и героиня узнает, что из всех возможных версий ее жизнь самая неудачная. Но создатели Дэниел Кван и Дэниэл Шайнерт дают героине шанс все исправить. У фильма есть общее с продуктами Marvel: фантастика, история супергероини в каком-то роде и снова мультивселенная. Но рассказано это другим языком, без потери оригинальности.



Купить книгу

Мультивселенные могут продолжаться вечно, открывая все новые и новые миры и альтернативные истории. По словам Берт, в финале авторы все же должны обращать внимание зрителя (или читателя) на ту временную линию, где находится он сам. «Нужны те концовки, которые возвращают людей к нашей единственной жизни на нашей единственной планете с искрой надежды, любопытства и решимости», - делает вывод Стефани Берт.

Источник: КиноПоиск

мультивселенная, кино, параллельные миры, история жанра

Previous post Next post
Up