В поисках Танелорна - Вечный воитель Майкл Муркок (о главном герое и книгах писателя)

Jul 28, 2022 13:00

Все пройдет, умрет, исчезнет,
Сгинет в вечной черной бездне.
Протрубит последний горн.
Но не сгинет Танелорн.
Вечен, вечен Танелорн.
Танелорн.
Майкл Муркок. “Феникс в обсидиане”

Майкл Муркок не слишком известен молодым любителям фантастики, в последние десятилетия звезда его как бы приугасла. А между тем, в свое время работы этого писателя наступали на магазины и развалы настолько широким фронтом, что кому-то даже казалось - его книги обрели способность размножаться самостоятельно, и, словно птенцы кукушки, скидывали с полок тома остальных авторов.

Вклад Муркока в историю фантастики ничуть не меньше, чем вклад Толкина, Говарда, Ле Гуин. Пожалуй, вместе с ними и с Роджером Желязны Майкл Муркок составляет “Великую Пятерку”, “Могучую Кучку” писателей, наиболее повлиявших на мировое фэнтези. Парадоксально, но именно принадлежность к “великим” стала одной из причин нынешней малоизвестности Муркока. Сейчас у всех на устах произведения учеников Майкла - и последователей его учеников.



ПРАВИЛА МУЛЬТИВСЕЛЕННОЙ

Сферы миров плывут в безбрежном океане вечности. Каждая из сфер - отдельная Вселенная со своими законами, собственной историей, замкнутая в своей бесконечности. Этакие радужные мыльные пузыри, на оболочках которых переливаются красками хроники миллиардов эпох.

Все и сразу - здесь и Средиземье Толкина, и древние скандинавские мифы, и Упорядоченное Перумова, и реальная Земля, и тысячи, миллионы ее отражений, по каждому на любую фантазию или мысль. Такова Мультивселенная Майкла Муркока - финал долгой дороги, которую прошло миротворчество в фантастике. Дальше - некуда.







Разнообразие Мультивселенной (иллюстрации Родни Мэттьюза).

Космическое Равновесие управляет жизнью и смертью мировых сфер, но не вмешивается в непрерывную борьбу Закона и Хаоса. Боги и демоны, колдуны, духи и монстры путешествуют между мирами, проникают сквозь окружающие их барьеры, странствуют по плоти сущего. И в каждой важной битве, в каждой значимой войне участвует Вечный воитель. Это всего лишь смертный, такой же уязвимый, как и мы все. Но, в отличие от нас, он - не просто личность, а один из архетипов Мультивселенной, одна из необходимых ее составляющих. В литературном смысле - это движущая сила повествования. В сюжетном - сотни, тысячи, мириады героев из разных миров и времен, которые, тем не менее - одно существо, перерождающееся, живущее как бы вне времени, вечное.



Вечный Танелорн в представлении Родни Мэттьюза.

Великий герой служит Космическому Равновесию и восстанавливает его там, где одна из мировых сил нарушает баланс. Потому Воитель сражается то на стороне Закона, то на стороне Хаоса, то на стороне смертных. Воплощения Вечного воителя - главные герои романов Муркока. Пусть Воитель стремится стать обычным смертным - для вечного героя забвение и покой невозможны, а потому до конца времен он будет умирать, перерождаться и снова вступать в бесконечную битву между первоосновами. Он - острие меча, которым Мультивселенная воюет сама с собой.

Центр Мультиверсума, ключ к пониманию реальности Муркока - Вечный город Танелорн. Этот образ кристальной чистоты и незамутненности, символ вечного и неизменного, свободы и покоя проходит через всю многотомную сагу. И каждый стремится найти Город-вне-времени, вдохнуть его светлый воздух, ощутить наполняющий его смысл жизни.

Вечные воители всегда попадают в Танелорн, чаще всего после смерти. Но иногда им удается отдохнуть здесь от вечных битв или обрести то, что они ищут. Именно здесь Корум Джайлин Ирси выпустит на свободу таинственные и могущественные силы, которые завершат миллионнолетнюю историю...

М - Муркок и Мультиверсум

Безграничная Вселенная - основа творчества фантастов. Раз она бесконечна - там есть какие угодно звезды, какие угодно цивилизации. Бездна идей и сюжетов для произведений. Но это в научной фантастике. А в фэнтези?..

Майкл Муркок одним из первых в фантастике обратился к Мультивселенной - бесконечному множеству взаимосвязанных мирозданий, живущих по законам Космического Равновесия. Его талант и яркость созданных образов сделали эту модель общепринятой. С тех пор ей пользуются как создатели ролевых игр, так и другие авторы, герои которых странствуют по тропам Элрика и Корума.

Главное в модели Муркока - универсальность: в ней сочетаются техническое, сказочное, мифологическое, фэнтезийное и реалистическое, подчас даже документальное. Такой подход позволил Муркоку совершить невиданный финт: писать какие угодно романы, в любом жанре, любой стилистике - и объявлять новое произведение частью Саги о Вечном Воителе.

Так и получилась единственная в своем роде фантастическая серия длиною в жизнь. Литературная Великая Китайская Стена, по сравнению с которой блекнет даже трехсоттомная “Конина” - ведь совершенно разные по стилю, героям, а иногда и по жанрам романы цикла “Вечный воитель” написаны одним человеком.

Чтобы вдохнуть жизнь в эту гигантскую конструкцию, нужно было обладать поистине выдающейся фантазией и гибким умом. Майкл Муркок, писатель, редактор и критик, публицист, художник и музыкант, хиппи и авангардист, анархист и защитник вечных ценностей, гуманист и выдумщик античеловеческих идей - оказался именно таким. Его глаза впервые увидели необъятность, разум попытался охватить ее и донести до читателей. В результате...

“Я уничтожал планеты, он пошел дальше - развоплощая целые вселенные”, - как-то сказал о Муркоке отец космической оперы Эдмонд Гамильтон, впечатленный размахом его творчества.

Боги и герои



Подлинное свидетельство колоссального воздействия одного человека и его неограниченного воображения на всю индустрию фантастики - труд “Deities and Demigods”. Книга богов и героев, известная каждому профессиональному игроку в настольные ролевые игры, еще в семидесятых была издана компанией TSR в рамках первой редакции легендарных “Подземелий и драконов”.

Герои и существа из книг Муркока вошли в число описанных в книге созданий наравне с персонажами мифов и легенд. И более того - некоторые существа были описаны не такими, как появлялись в традиционных мифологиях, а в соответствии с трактовкой Муркока!

ВОПЛОЩЕНИЯ ВЕЧНОСТИ

Муркок описал около двадцати воплощений Вечного воителя. Каждому из них посвящены рассказ, роман или цикл. Это и семейство фон Бек из земной истории, и Карнелиан из самого Конца Времен, и путешественник во времени Карл Глогауэр, и многие другие.

Но основные герои Муркока, самые популярные у читателей и значимые для Мультивселенной - Четверо, Ставшие Одним. Четверо самых достойных - тех, кто прошел наиболее яркий жизненный путь и в конце его спас Мультивселенную от внешней угрозы.

ЭЛРИК ИЗ МЕЛЬНИБОНЭ



Древняя раса мельнибонэйцев властвовала над миром тысячелетия, пока не погибла в распрях между наследниками Элриком и Йиркуном. Элрик, истинный наследный принц империи, остался одним из последних мельнибонэйцев. С рождения он слаб телом, но силен духом. Очень болезненный и худой, быстро теряющий силы и живущий только благодаря магическим отварам, Элрик к тому же и альбинос. Белые волосы и красные глаза завершают демонический облик принца. Хороший фехтовальщик и могущественный маг, он давно погиб бы из-за физической слабости, если бы не призвал древнего покровителя мельнибонэйцев, Лорда Ариоха, божество Хаоса. Ариох благоволит к Элрику и помогает ему во всем, но тем самым затягивает петлю служения на шее принца. Главным даром Ариоха стал Черный меч, который принес Элрику победу в поединке с Йиркуном. Это могущественное и ужасное оружие питает тщедушное тело принца невиданной силой и стойкостью, но порабощает его душу и заставляет убивать. Элрик постепенно становится рабом меча, рабом Ариоха... но не так-то просто сломить последнего из мельнибонэйцев. Не зря его прозовут Убийцей демонов и Богов!

В цикл об Элрике из Мельнибонэ входят романы и сборники повестей “Город грез”, “Жемчужная крепость”, “Плывущий по Морю Судьбы”, “Участь белого волка”, “Поющая цитадель”, “Исчезающая башня”, “Месть розы”, “Проклятье Черного меча”, “Приносящий бурю”, “Элрик на краю времени”. А также трилогия, которую Майкл Муркок пишет сейчас: “Дочь похитительницы снов”, “Древо Скрелингов” и “Сын белого волка”.

ДОРИАН ХОУКМУН, ГЕРЦОГ КЕЛЬНСКИЙ



Земля, далёкое будущее, Новое Средневековье в мире, пережившем постапокалипсис. Хищная империя Гранбретания покоряет одно государство за другим. Король-Император Хаон рассылает всюду своих эмиссаров, а вслед за ними к неподчинившимся приходят Звериные Ордена. Воины в доспехах и звериных масках - Орден Волка, Медведя, Вепря... Гранбретания захватила большинство земель Европы, кажется, что мощь Империи не остановить. Но маленькое графство Камарг под предводительством графа Брасса долгое время противостоит врагу. В замке Брасса находит свободу и новую надежду бывший пленник гранбретанцев, Дориан Хоукмун, герцог Кельнский. Он отправляется в длительный и полный ярких приключений поиск. Его цель - сохранить от посланников Империи Рунный посох, легендарный артефакт, управляющий судьбами миров. Путь Хоукмуна крайне извилист, насыщен множеством необычных встреч, непредсказуемых поворотов сюжета и ярких образов наполовину магической, наполовину техногенной Земли, на просторах которой покоятся следы множества древних цивилизаций...

Хроники Хоукмуна состоят из следующих произведений: “Черный камень”, “Амулет безумного бога”, “Меч Зари”, “Рунный посох”, “Граф Брасс”, “Защитник Гараторма”, “В поисках Танелорна”.

КОРУМ ДЖАЙЛИН ИРСИ, ПРИНЦ-В-АЛОЙ-МАНТИИ



В древний и красочный мир, обитатели которого давно занимаются постижением истины, красоты и совершенства, вторгаются орды Хаоса. Древние расы вадхаги и нхадраги, спящие в своем спокойствии, оказываются столь быстро истреблены поодиночке, что ни о каком сопротивлении ордам варваров уже не может идти и речи. Корум, принц одного из вадхагских домов, по счастливой случайности избегает плена и гибели - единственный из завоеванного мира. Он путешествует по разграбленным измерениям, лицезрит усиление Хаоса и свержение Богов Порядка. Калека с отрубленной рукой и выжженным глазом, Корум попадает к старому колдуну, который спрятался в своей цитадели, и оттуда ведет войну с Лордом Ариохом. Колдун дает принцу серебряную руку, которая способна крошить камни, но иногда действует по собственной воле, а также многогранный Глаз, обладающий властью над убитыми Рукой. Корум отправляется к Цитадели Хаоса, дабы найти и уничтожить Сердце Ариоха. Путешествие полно странных событий и открытий, меняющих взгляд принца на мироздание. Корум пройдет по множеству миров и станет одним из немногих героев, которые побывали в Танелорне, Вечном городе. И, главное, по его воле извечная война Порядка и Хаоса будет закончена... Очень странным, правда, образом.

Хроники Корума включают в себя романы “Рыцарь мечей”, “Королева мечей”, “Король мечей”, “Бык и копье”, “Дуб и овен”, “Меч и конь”.

ЭРИКЕЗЕ, ПОМНЯЩИЙ



Этот герой, далеко не самый популярный у читателей - одна из ключевых фигур Мультивселенной Муркока. Единственный Вечный воитель, которое помнит все свои воплощения, и каждый день жизни для него - адская мука. Предатель, погубивший собственный народ, уничтоживший всех людей в собственном мире, он странствует по мирам, и единственный смысл его существования - выполнить предназначенное судьбой и обрести упокоение. Хрониками Эрикезе Сага открывается, ими же, возможно, она будет закончена.

О судьбе Помнящего рассказывается в хрониках “Вечный Воитель”, “Серебряные воины”, “Дракон в мече”.

Муркок в России

Книги Майкла Муркока на русском языке начали появляться в период перестройки, когда с Запада хлынул настоящий поток фэнтези и фантастики. На полках завзятых читателей и букинистических магазинов и сейчас можно встретить томики “Северо-Западного” издания в желтых суперобложках. С 1992 по 1996 годы в “Северо-Западе” вышли книги об Элрике, Коруме, Хокмуне, Эрикезе, и другие произведения автора. Профессиональные переводы и замечательные статьи Д. Ивахнова отличают серию “Меч и посох” издательства “Тролль”; к сожалению, она не была закончена. Из более поздних изданий стоит отметить “Эксмовскую” серию 1999-2003 годов, а также регулярные публикации в “Веке дракона” от АСТ. В последние годы отдельные произведения Муркока переиздают в сериях “Шедевры мировой фантастики”, “Мастера фантастики” и прочих “золотых” подборках.

В настоящее время издательство «Фантастика Книжный Клуб» издаёт собрание сочинений писателя, вышло уже 12 томов, заметная часть произведений в который до сих пор не переводилась на русский язык, а переводы тех, которые уже знакомы российским читателям, были существенно отредактированы и переработаны.



Самый «свежий» из томов собрания сочинений от ФКК - появился в продаже в этом июле.

ИСКАТЕЛЬ ТАНЕЛОРНА

Майкл Муркок родился 18 декабря 1939 года в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон, где прожил большую часть жизни. Детство и юношество писателя пришлись на период распада Британской империи. Поэтому размышления о разрушении привычной системы мироздания и трудном поиске нового образа жизни стали одной из главных тем саги о Вечном Воителе.

Уже в 18 лет Муркок издавал собственный фэнзин и писал грубоватое, насквозь вторичное фэнтези. Прожженный фэн, он в то же время всерьез занимался музыкой, политикой, публицистикой - как и все во взрывные шестидесятые, эпоху душевных исканий. Но постепенно полностью ушел в писательскую работу, наплодил всяких “Марсианских хроник” под псевдонимом Э. П. Брэдбери, а в 1964 году возглавил журнал фантастики “Новые миры”.



Майкл вместе с женой Линдой подписывает книги. Маститый фантаст... Но старая татуировка выдает анархиста- шестидесятника с головой!

Этот журнал - один из главных фантастических в Великобритании - постепенно собрал вокруг себя авторов “Новой волны”. Они не стали каким-то определенным течением или объединением. “Новая волна” - это, в первую очередь, революционный настрой того времени, идеология свободы и культурной совместимости фантастики с другими жанрами. Она позволила писателям выйти за рамки установленных тогда норм, снять с фантастов смирительные рубашки общепринятых канонов. И - спустя семь лет - добиться цели, которую сам Муркок определял как “фантастика должна стать Литературой”.

Сейчас, оглядываясь на пройденный фантастикой путь, можно и не заметить ни этой революционной перемены, ни личного вклада в нее Муркока. В любом случае, Майкл Муркок был и остается одним из тех немногих фантастов, кто в прошлом сделал нечто, предрешившее будущее.

Источник: mirf.ru

книги, Майкл Муркок, биография, ЖЗЛ, фэнтези, писатели, Вечный Воитель, история жанра

Previous post Next post
Up