Герои и злодеи - самые известные «пары» в истории комиксов, часть 4: Тор и Локи

May 29, 2019 17:03


Другие части:


Благодаря успеху киновселенной Marvel и обаянию Тома Хиддлстона конфликт этих двух персонажей сейчас известен любому. Локи долгое время оставался единственным злодеем, занимавшим заметную роль в нескольких фильмах MCU, а то, что в последних картинах он выступал уже на стороне добра, только добавило ему очарования. И, надо признать, что он занимает столь значимое место вполне заслужено.



Формально, Локи уникален тем, что, в отличие от остальных суперзлодеев в этом списке, он старше своего противника. Впервые скандинавский бог попал на страницы комикса в 1949 году, в рамках серии Venus, истории богини любви Венеры, переместившейся на Землю. Авторы комикса заявили, что Локи также принадлежит к греческому пантеону, и включили его в сюжет как антагониста. Правда, тогда он напоминал скорее Дьявола, сходство с которым усиливалась из-за того, что языческие боги во вселенной комикса жили в Мире Мёртвых.



Этот первый Локи потребовал от остальных богов отправить его на Землю после того, как соответствующее право получила Венера. Оказавшись в мире смертных, он занялся распространением ненависти и вражды. В результате Венера сорвала его планы, Локи забросили обратно в Царство Мёртвых и забыли на долгие годы.



Но Стэн Ли, автор истории Венеры, позже создавший уже известный нам образ Локи, показал своё понимание скандинавского бога. И первый, и второй Локи вселенной Marvel - злодеи, которые сеяли хаос и распри ради хаоса и распрей. Даже в тех случаях, когда они черпали из этого выгоду, очевидно, для них важен сам акт привнесения в мир беспорядка.

Такое восприятие Локи свидетельствует о неплохом, пусть и немного топорном понимании мифологической фигуры трикстера. В легендах персонажи вроде Локи, Ананси или Сета привносят разрушения и обманывают окружающих без рациональной цели, часто даже себе во вред. Это заставляет уже современных интерпретаторов их историй пытаться выдумывать трикстерам ту или иную мотивацию.



Конкретно Стэн Ли объяснил это уязвлённым эго злодея и детской травмой. Уже в первых комиксах, где фигурировал второй Локи, читателям рассказали, что он - приёмный сын правителя Асгарда, Одина, происходящий из народа ледяных великанов. К несчастью, Локи рос физически слабым по меркам обоих народов и из-за этого часто становился объектом насмешек. И хотя его сводный брат, родной сын Одина Тор, поддерживал Локи, тот всё равно завидовал ему, что и послужило основой для вражды.

Нужно помнить, что Тор появился во вселенной Marvel как «ответ» Халку. Ли хотел придумать существо, более могущественное, чем зеленокожий монстр, и решил, что это должен быть бог. Такой колоссальный уровень силы заставлял Локи придумывать планы под стать. Если Тор воспринимал себя как защитника Асгарда, а позже - всего Мидгарда (Земли), то хитрости Локи меняли облик обоих миров только ради того, чтобы убить или даже просто уязвить бога-громовержца.



Свою карьеру суперзлодея Локи начал в 1962 году с интриги, объединившей величайших героев Земли в Мстителей: рассчитывая избавиться от брата, трикстер стравил того с Халком, после чего к событиям подключился Железный человек и другие. В результате они преодолели свои разногласия и создали знаменитую команду. Именно из-за этой истории было решено сделать Локи главным антагонистом первых «Мстителей».

А позже, в 1973 году, чтобы избавиться уже от Мстителей, Локи столкнул их с другой командой - Защитниками, на тот момент состоявшими из Халка, Нэмора и Доктора Стренджа. Этот комикс, помимо прочего, был одним из первых крупных кроссоверов, включавших не просто отдельных супергероев, а противостояние нескольких команд.

Именно из этого постепенно вырос тот «мир героев», в котором возможна Гражданская Война и подобные истории, где сверхлюди противостоят друг другу. И все эти судьбоносные решения Локи принимал исключительно для того, чтобы избавиться от брата.



В принципе, многие суперзлодеи в комиксах показаны как люди, неспособные справиться с психологической травмой и заставляющие других расплачиваться за собственные проблемы - чаще всего, порождённые непростыми отношениями с родителями. Так изображён современный Лютор, многие противники Бэтмена, Кингпин и другие.

Но Локи доводит это схему до совершенства, превратив в свою «фишку». Он готов перевернуть мир, стравливать команды величайших супергероев и суперзлодеев, заключать сделки с демонами и пришельцами - только ради того, чтобы отомстить за несчастливое детство.

Характерно, что в 2004-м, в соответствии с уже устоявшимся трендом ко всё большей психологизации супергероев, такой образ Локи закрепили в отдельном комиксе Blood Brothers: Loki Wins, посвящённым тому, что было бы, если бы Локи победил. Ставший королём Асгарда и пленивший своего брата, Локи всё также не знал, как добиться счастья. Он изо всех сил пытался доказать Тору, что тот неправ, и выставить себя жертвой в их отношениях.



А в нулевые Локи неожиданно и очень сильно поменялся, всё чаще беря на себя роль протагониста. Сценаристы комиксов отталкивались от устоявшейся тенденции трикстера предавать, в том числе суперзлодеев, и на основании этого показывали его как персонажа, готового сражаться за Землю или Асгард, если это выгодно.

Такое понимание Локи нашло отражение и в MCU, но в рамках комиксов ситуация зашла дальше. После очередного глобального конфликта Локи погиб, переродился в виде ребёнка, присоединился к команде молодых супергероев Young Avengers, повзрослел, прошёл несколько духовных путешествий, справился со своими собственными злыми версиями из прошлого и будущего и пережил уничтожение всей мультивселенной.



В финале этих переплетающихся историй Локи получил всё, о чём мечтал: весь Асгард чествовал его как героя, и даже Один назвал Локи сыном, сравнив с Тором, но трикстер просто ушёл в другую мультивселенную. И это делает конфликт Тора и Локи самым необычным из всех - в настоящий момент он завершён.

Источник: dtf.ru

комиксы, marvel, злодеи, супергерои, история жанра

Previous post Next post
Up