Герои и злодеи - самые известные «пары» в истории комиксов, часть 1: Супермен и Лекс Лютор

May 29, 2019 11:03


Следующие части:


Яркие злодеи - обязательный атрибут супергероики. А самые интересные пары противников давно стали частью массовой культуры, известной даже тем, кто не читает комиксы. За годы у супергероев сложились непростые отношения с их врагами: часто они не столько дерутся друг с другом, сколько спорят и припоминают былые обиды.

Да и сами конфликты героев и злодеев давно превратились в метафоры для борьбы различных идеологий, философий или природных явлений, семейных и социальных конфликтов. Кому-то это по душе, кто-то считает такие приёмы наигранными, но такова уж традиция жанра. Вспоминаем, как развивались самые важные, старые и интересные конфликты в супергероике, и как их понимают современные сценаристы.

Супермен и Лекс Лютор

Супермен - один из старейших супергероев, а Лекс Лютор - один из старейших его противников. Впервые персонажи встретились на страницах комиксов ещё в 1940 году. Но за прошедшие с тех пор десятилетия их конфликт пережил столько изменений, что от его первоначальной идеи уже ничего не осталось.





В оригинале Лютор - классический «сумасшедший учёный», мечтавший о богатстве и мировом господстве. Он жил в собственном летающем городе-крепости, где вынашивал планы по разжиганию войны между европейскими странами. Супермен остановил злодея, который на тот момент казался лишь «одним из многих» врагов последнего криптонца. Строго говоря, в финале первого комикса Лютор взорвался вместе со своим городом, но вскоре вернулся с новыми планами по захвату власти и обогащению.

Этот сюжет очень характерен для 40-х годов. Вторая мировая война уже началась, но США в неё ещё не вступили, и многие авторы старались привлечь внимание читателей к событиям в Старом свете. Вражда Лютора и Супермена и после этого часто перекликалась с важными политическими проблемами - так, в 1944-м Лютор первым из всех суперзлодеев использовал атомную бомбу, за год до её применения в реальной жизни. Военный департамент США даже запретил продажу комикса, заставив издателей отложить его до 46 года, чтобы не привлекать лишнее внимание к разработкам нового оружия.



Тогда же, в 40-е, Лютор «облысел». Произошло это, судя по всему, из-за ошибки художника. В оригинальном комиксе сумасшедший учёный обладал густой шевелюрой, но позже без каких-либо объяснений его нарисовали уже лысым.

Фанаты это запомнили, так что в последующих переосмыслениях истории сценаристы всегда объясняли облысение Лютора отдельно: иногда волосы выпадали из-за стресса, иногда под влиянием какого-нибудь излучения, а иногда из-за опасных химикатов. Но почти всегда Лютор винил в этом Супермена.



А переосмыслений написали немало - с конца 50-х Лютор быстро завоёвывал популярность, выделяясь среди всех противников Человека из стали, и его история обросла подробностями. Поначалу он оставался верен образу сумасшедшего учёного-преступника в духе профессора Мориарти или врагов Джеймса Бонда. В таком виде он задал «моду» среди злодеев на дерзкие и безумные побеги из тюрьмы - так сценаристы отражали гениальность персонажа, способного собрать боевого робота даже в камере.

Комиксы вообще постоянно подчёркивали интеллект Лютора, прямо заявляя, что в открытом бою с Суперменом ему не совладать. Знаменитая силовая броня суперзлодея, которая позволяет ему на равных сражаться с сильнейшим человеком в мире, впервые появилась только в 70-е, в рамках сюжета, строящегося вокруг планеты Лексор - её жители провозгласили Лютора правителем после того, как он восстановил их утраченные технологии.



На основе инопланетных знаний и ресурсов Лекс и создал боевую броню. И хотя сам образ Лексора сейчас забылся, костюм, символизирующий, что с помощью технологического гения можно потягаться с Суперменом в драке, помнят до сих пор.

Впрочем, по-настоящему Лютора из числа противников Супермена выделял не ум. В отличие от Брейниака, Металло и даже генерала Зода, у Лютора рано завязались личные отношения с Человеком из стали. Ещё в 60-е в Adventure Comics читателю показали, что Лютор вырос в том же городке, Смолвиле, что и Супермен (который тогда носил имя Супербой).



Какое-то время они дружили, но по нелепой случайности Супербой разрушил лабораторию своего соседа, и Лютор поклялся отомстить. Изначально он планировал затмить супергероя в глазах простых людей, и придумывал машины, призванные улучшить всем жизнь. Но они неизменно выходили из-под контроля с катастрофическими последствиями, Супербой всех спасал, а Лютор раздражался всё сильнее, пока, наконец, не решил, что ему проще убить своего противника.

В дальнейшем этот сюжет то отменяли, то опять повторяли - например, в сериале «Тайны Смолвиля». Но он навсегда определил отношения героев. Лютор, движимый гордостью, мечтает превзойти Супермена, а Супермен спасает людей и пытается доказать своему врагу, что тот должен использовать интеллект во благо человечества, а не ради удовлетворения собственного эго. В таком виде их вражда продолжается уже много десятков лет.



Но окончательно она оформилась в 1986-м. После серии комиксов Crisis on Infinite Earths, перезагрузившей всю вселенную DC, образ Лекса Лютора переосмыслили. Из сумасшедшего учёного-преступника он превратился в главу корпорации LexCorp, человека, который вмешивается в политику, занимается благотворительностью и попадает на обложки модных журналов.

Любопытно, что одним из прототипов для этого героя выступал Дональд Трамп, на тот момент - сравнительно молодой глава финансовой империи, построенной его отцом.



Тогда же основной мотивацией Лютора окончательно сделали не мировое господство, а убийство Супермена, в котором он видел ограничение человеческих и, главное, собственных возможностей.

Новый образ служил двум целям. С одной стороны, конфликт Лютора и Супермена становился более драматичным, с другой - новый образ Лютора объяснил, каким образом злодей снова и снова избегает наказания за свои преступления. Залогом того, что Лютор не задерживался в тюрьме, стали адвокаты и имидж, а не умение выделить кислоту из рыбных консервов.

Новый Лютор не понравился некоторым фанатам, например, писателю Нилу Гейману, который назвал его «худым Кингпином». Но Лютор-глава корпорации всё же прижился и завоевал популярность. Так этот злодей показан в большинстве перезапусков комиксов, в видеоиграх и в киновселенной DC.



Секрет популярности такого изображения конфликта Лютора и Супермена в том, что разным читателям и авторам легко наполнить его собственными смыслами: политическими, социальными, религиозными, личными. Вражда этих героев - это и противостояние честной сельской Америки и мира «больших денег», и борьба гордыни и самоотверженности, и столкновение ксенофобской элиты и мигрантов, которые хотят улучшить свой новый дом, и поединок чуда и холодного рацио.

Разные люди проецируют на Лютора и Супермена собственные, зачастую противоречащие друг другу интерпретации, благодаря чему их противостояние остаётся одним из самых известных и узнаваемых в современном мире комиксов.



Источник: dtf.ru

персонажи, Лекс Лютер, злодеи, Супермен, комиксы, dc, супергерои, история жанра

Previous post Next post
Up