важное за 2011-2010 год

Aug 25, 2021 17:38


процесс эволюции эмоциональной оценки ситуации
постепенное включение все более широкого контекста, реакция становится более обоснованной и глобальной.
чуткость к новым данным, готовность изменить эмоциональную реакцию как позитивный фактор.

архетипы растут из того же корня, что и повторяющиеся сценарии.
это самый удобный способ удовлетворения потребностей при ограниченных средствах, при том что люди предпочитают действовать проверенным способом и ожидают от других постоянства в действии.

самое интересное это то, как восприятие преобразуется в семантику.
то есть вот идет по нервам снимок этот с глаза, такой себе двухмерный массив n*n пикселей. его обрабатывают, сравнивают с предыдущими, выделяют углы, края, однородные области. а вот как эта картинка становится мыслью.
может, вообще не становится.
может есть только врожденный набор мыслей, и опыт восприятия лишь его дифференцирует, дает больше деталей.

категоризация сублиминальных маскированных стимулов

то есть последовательная и параллельная обработка она ведь не только в восприятии, но и в выработке движения!!
то есть параллельная обработка она эволюционно более ранняя, но на высоких уровнях от нее меньше отдачи. последовательная и левополушарная позднее начинается и более медленная, но зато хороший контроль.
и про социоэкологические требования в движениям рук тоже очень метко.

Функциональная асимметрия - основополагающая особенность, причем у левшей распределение функций между полушариями точно такое же, как и у правшей. А вот типичные режимы работы мозга (т.е. стереотипные наборы управляющих зон коры больших полушарий) - разные. Левая и правая переднелобные зоны, левая и правая орбитальные зоны, левая и правая теменные зоны и т.л. - выполняют имедющие сходную природу и способ управления, но различающиеся фукнции. Левые зоны во всех случаях обеспечивают линейную, последовательную, логическую, осознанную обработку информации, правые - нелинейную, симультанную, внелогическую (интуитивную, свободное переключение ассоциаций), неосознанную. Соответственно, если в управляющий комплекс включены из парных зон лобная левая, передневисочная правая, теменная правая, задневисочная левая, затылочная левая - один режим работы мозга, если все наоборот - другой, если, например, лобная правая, передневисочная левая, затылочная правая, все остальное ими подчинено - совсем третий, и т.д., огромное количество вариаций, если рассматривать даже только такое "крупноблочное разделение коры на зоны. Эти режимы постоянно меняются, но у конкретного человека всегда можно выделить такие, которые у него "любимые" - вообще или в определенных обстоятельствах, а также набор доступных ему режимов, и такие, каких у него никогда не бывает - его мозг "не научен". Зависит это и от воспитания и обучения, и от врожденных особенностей. В зависимости от асимметрии мозга проявляются асимметрии и других органов - рук, ног, лицевой мускулатуры, зрительной и слуховой системы. И общий результат: как мозг думает, так он и использует свои "щупальца" - глаза, руки и прояее, но глаза и руки - главное, причем они между собой тесно скоординированы. Те органы, которые "ближе к мозгу" - глаза, например, демонстрируют бОльшую подвижность асимметрии, по зрительной асимметрии можно даже диагностировать текущий режим работы мозга. Руки, как я думаю, тоже имеют вариабельность асимметрии, только это трудно выявить, так как работа рук слишком завязана на устоявшиеся рабочие стереотипы.
Поскольку руки должны, скажем так, производить предсказуемый результат, то это также накладывает ограничения, причем внешние - со стороны социума. В общем случае наилучший результат работы рук дает использование "левополушарной" стратегии в управлении движениями (правая рука выполняет сложно координированную работу и при этом ведущая, левая рука - подсобная и выполняет мелкие движения, требующие автоматизма), поэтому подавляющее большинство людей - праворукие, даже те, кто "правополушарники" в остальных своих проявлениях. Но они могут быть левшами в каких-то второстепенных функциях - например, левой рукой держать ложку или что-нибудь еще маловажное.
Но есть такие, у которых мозг упорно выбирает другую стратегию управления движениями - а этих стратегий может быть огромное число вариаций. И вот кто-то пишет только левой, кто-то ею держит только ножницы, кто-то пользуется обеими руками симметрично и т.д. В этом случае перераспределения функций неи происходит (правая рука - сознательная координация, левая - автоматизмы) - происходит изменение стиля управления движениями. Результат может быть хуже или не хуже (вряд ли лучше), но он достигается иначе. переучить левшу - значит навязать ему другой способ управления координацией рук. Результат зависит от доступности (а также качества и легкости усвоения) для мозга конкретного человека новой стратегии.

было довольно много исследований, которые показывали, что люди принимают решение еще до того, как его осознают
из этого делается вывод, что как будто бы не сам человек принял решение, а мозг его заставил решить.
тут путают границу между субъектом и объектом, мозг это и есть Я.
но кроме того, не учитывают, что высшие процессы типа принятия решений всегда опираются на более простые, быстрые, автоматичные. и если задача достаточно простая, а в экспериментах такие и стараются поставить, то нервные корреляты типов решений и будут находиться прежде всего на уровне автоматизмов, так как высшие функции здесь просто дублируют ответ низов.

интересно, что амигдала фактически состоит из двух независимых частей, базолатеральной, которая наиболее известна из за обработки эмоциональных стимулов, и медиальной, которая занимается обработкой запахов. я думал раньше, что они более тесно связаны, и запахи как то более прямо влияют на эмоции.
а тут получается, что обонятельная часть миндалины дает выходы потом на кортекс и особого влияния на эмоции не оказывает...
ну то есть оказывает в той же степени, что и все остальные.

psy

Previous post Next post
Up