Грин о своей юности

Oct 11, 2017 09:14

Оригинал взят у eho_2013 в Грин о своей юности
Оригинал взят у leninka_ru в Грин о своей юности-молодости
Вдвойне приятно знать, что подборка оцифровок Грина не зря сделана и что книги из нашей Электронной библиотеки - читаемы.
А вы встречали в сочинениях Грина какие-то места или моменты, которые вас озадачивают? Диссонируют с романтикой, разрушают волшебство?

Оригинал взят у rikki_t_tavi в Грин о своей юности-молодости
Дочитала автобиографическую повесть Грина на сайте Ленинки. Книга 32-го года. Не знаю, чего я ожидала, но все оказалось для меня неожиданным.

1.Первое, что начало меня очень мучать через пару десятков страниц -  это его не-старание. Тотальное нестарание, тотальное делание всего  пня ногой*. Он еще так хорошо это описывает - наплевательство, неприкладывание усилий, небрежность. И это не прелестное ничегонеделание балованного дитяти, нет! Семья его живет трудно, и бедно, и грубо, но он и не учится толком, и  выпадающие ему работы для заработка делает плевательски - и даже то, что очень любит, делает тоже без старания,  с порчением вещей. Он любит охоту и описывает, как  с ружьем обращается - нет шомпола, сорвал ветку и ею тычет, обдирая и застревая, со спуском что-то сломалось - просто спичку к капсюлю подносит, порох насыпает даже не на глазок, а просто, не глядя что-то сыплет, дробь берет, какая подвернулась, не обращая внимания на дичь. (Ружье в конце концов разорвалось у него в руках, чуть его не угробив.) И это его любимое занятие! С нелюбимыми все в десять раз небрежнее.

Я разбежалась и ждала, что когда-нибудь случится с ним перемена участи, но повесть до этого не дошла! Там описаны его детство, а затем несколько лет, как он подростком уехал из дома на заработки и за счастливой жизнью. Хотел он стать матросом - но все описания про то, как ему тошен и труд и неинтересно узнавать, как там на корабле все устроено. Работу свою он выполняет плохо, кое-как, с начальством все время собачится, ни где не старается.

Добрый муж мой говорит: он и не хотел быть матросом, он хотел приключений и просто смотреть.
Для него в тот момент профессии не было придумано. А он делать ничего не хотел, он хотел быть пассажиром, смотреть на все, не вникая, чувствовать романтику и видеть экзотику - а потом писать  и сочинять про это. Но в тот момент он не знал, что у него такая профессия - "пишущий пассажир", денег на то, чтобы быть таким пассажиром у него не было - и из доступного его воображению было вот это - устроиться матросом - и все повидать. А на самом деле ему матросом быть и не хотелось и изучать или трудиться не хотелось, а ты его упрекаешь, что он хотел быть матросом, но не старается.

Но меня все равно мучало это через весь текст. Потому что я, оказалось, очень ценю вот такое глубокое старательное отношение, а отсутствие его тотальное меня изводит. Если бы он был "талантливым троечником", другое дело! Этот тип плюет на необязательное, имеет дурные отметки по всему, что его не интересует, но глубоко, увлеченно и профессионально погружается в то, что ему интересно и к чему у него склонности. То есть экономит время и умственные усилия на одном, чтобы вложит сэкономленное в другое.

А тут прямо ничего кроме небрежности и пня ногой:(

2. Очень интересно про мир, который интеллигентные писатели описывают мало - про бомжей тогдашних, пропитых деклассированных оборванцев, разнорабочих без профессии, бродяг, сезонных рабочих. Там обитатели этого мира проходят густой вереницей, во всей своей пропитой тупой живописности. Вот помните стандартный рассказ про хороших советских писателей с перечислением десятков работ, на которых они работали? Мы же знакомы только с перечислением. А тут в повести рассказывается, что за этим стоит - как человек переходит от матроса к помощнику пекаря, от грузчика к переписчику, от золотоискателя к дровосеку. И это вовсе не романтичная смена профессий ради опыта - это тяжелый неквалифицированный труд там, где урвал какое-то предложение. Все время в голоде, в холоде, бездомности. Но мест работы и разных областей он охватил целую кучу, и это ужасно интересно - как тогда было устроено.

3. Небрежность его в работе рифмуется с крайне наплевательским отношением к собственности. Он постоянно продает все с себя до белья, любая вещь хорошая, которую ему с трудами добыли родители, почти сразу продается за гроши, потом за большие гроши он покупает себе каку-нибудь старую рвань. Ничего не стоит ему  под зиму продать теплую шапку или куртку - и потом мучительно замерзать. И этот круговорот постоянной продажи с себя всего он описывает бухгалтерски подробно - что именно, за сколько копеек, где продал. Постоянный круговорот этот - дали, подарили, одели на работе - и вот он уже продает это - ужасает. Описаний этого - что носил, что продал, что купил - очень много!

4. И  с этим еще одно наблюдение. Он описывает жизнь, не знаю - тридцатилетней давности? Но с маниакальной аккуратностью перечисляет ВСЕ цифры - сколько что стоило, сколько отдал за квартиру, сколько стоила рубашка, за что продал штаны, на сколько купил чаю и табаку, сколько давали за день работы на золотом прииске на Урале или на нефтяных месторождениях в Баку. Он помнит все эти цены, все эти траты себя шестнадцатилетнего, треть рассказа, наверное, состоит из копеек и рублей (включая нули - где и какое расстояние проехал бесплатно). Как он это все помнит, когда одно и тоже беличье колесо поворачивается в десятый раз - десятая проданная с себя рубашка, десятая снятая комната у очередного старика, десятая работа, на которой он сразу начинает сачковать. "Стрелять", кстати, в значении "выпросить что-то даром", "побираться" - у него там целый этап жизни описывает.

Вряд ли он вел бухгалтерию или дневник, часто описывается, как он бродит вообще без пожиток, в том, что на нем и все. И эта память о всех потраченных или вырученных копейках поражает чрезвычайно!

5. Очень жаль, что вот эти годы - два или три - скитаний его после шестнадцати  в повести обрываются резко. А потом уже дело в новом веке, и он уже взрослый, и все  про другое - про его революционную борьбу и тюрьму со ссылкой. Непонятно, что он делал в перерыве и  что вышло из его работ спустя рукава в юности, как он перешел в другой этап.

В общем удивительное чтение с точки зрения антропологии, но мне оказалось мучительным из-за моих особенностей, я себя прямо осидишником с размахом чувствовала:)

___________________
* Поскольку не всем, оказывается известно выражение "пня ногой", даю справку. Это региональная идиома - то есть устойчивое выражение, используемое в переносном, образном значении. Распространено в Сибири, на Урале, в Ярославской области по сведениям ученых-филологов. В моем случае - существует в вятской половине нашей семьи, знакомо мне с детства, как обыденное выражение. Грин тоже родом с Вятки(региона), из города Вятки(Кирова).

Означает это выражение "небрежно", "не стараясь", "кое как", синоним - "спустя рукава". Может так же как вариант означать - "легко", "без усилий", "не особенно стараясь", синоним примерно - "одной левой".

Входит в том известных собирателей русского фольклора В.М.Мокиенко и Т.Г.Никитиной: Большой словарь русских поговорок.

сетевые библиотеки, писатели, эл . библиотека

Previous post Next post
Up