Оригинал взят у
pyonerka в
«Великий немой» в России. Впечатления от «Пиковой дамы»
Наверное, всегда интересно взглянуть на фильм в контексте его времени. Почему такой фильм выбрал режиссер для работы? Как этот выбор связан с обстановкой в мире и с собственным миропониманием художника?
Фильм Якова Протазанова «Пиковая дама». На дворе - 1916 год, год выхода фильма. Это время бурлящее. Идет Первая мировая война. Казалось бы, какое дело режиссеру до классики? К тому же, ненасытные денежные аппетиты хозяев кинопроката наверняка диктуют выбор определенного сорта картин. И в такой ситуации на фильм выделяется целых полгода. Удивительно! Наверное, это сопоставимо с сегодняшними несколькими годами. Поистине невероятные условия! Мог ли режиссер ответить халтурой? Ответ очевиден. Например, в финале фильма, когда Германна «подвели» три карты, очень образно и лаконично воспроизводится весь сюжет драмы: портрет в виде силуэта Германна на стене превращается в портрет пикового туза и затем возвращается в исходное состояние.
Не всегда фильм, снятый по художественному произведению, транслирует ту же идею, что и первоисточник. Обычно режиссер закладывает в свою постановку новые подтексты. Затушевывает одни линии и ярко выделяет другие. Произошло ли это и с «Пиковой дамой»? Что у Пушкина позаимствовал Протазанов?
На мой взгляд, режиссер весьма разоблачительно показал высшее общество, которое занято игрой в карты или танцами на балах. Дворянство, глазами Протазанова, представляет из себя малопривлекательную картину, даже пышными нарядами ее не замаскировать. И главный герой картины Германн - плоть от плоти этой среды. Такой же помешанный на деньгах. А на другом полюсе - народ. Но и он представлен режиссером с издевкой. Это толпящиеся перед каретой в надежде заполучить подачку оборванцы. Это раболепно заискивающая графинина прислуга. А есть ли хоть кто-то положительный? Нет таких персонажей. Даже племянница графини Елизавета и та «запачкана» неблаговидным поступком - тайной встречей с Германном. Накануне эпохального 1917 года фильм обнажил состояние российского общества. Показал его ярко, преувеличенно карикатурно. Такое общество неминуемо ждала расплата.
Прошло столетие. Россия попробовала жить по-иному в советскую эпоху. Но снова рухнула в буржуазную трясину и подобно Германну запуталась в этой липкой паутине. Что изменилось, смотрим ли мы из XXI века эту киноленту по-новому? И смотрим ли? Кто потушил интерес к настоящим шедеврам и вручил приторный леденец поп-культуры? Вопросов много, и ответить одним словом нельзя. Надо разбираться. Разбираться досконально, ибо нам объявлена
война. И выиграть ее можно, только если снова припасть к источнику силы, которую дает культура, подлинная культура.
Click to view