Без неё мой земляк и, на мой взгляд, самая великая звезда Канады, до которой, пусть простят меня фаны хоккея, к которым не принадлежу, впрочем, не будем их унижать, их поля не пересекаются, им всё же далеко, сейчас бы мирно медитировал, выйдя на заслуженный и обеспеченный отдых.
Но, благодаря той разбойнице, имени которой мало кто и знает, а нам не интересно (часть капусты, он, впрочем, вроде отсудил, но спустя время) Леонард вынужден был сделать, в том же 2005 году, такую заяву:
Нужно снова браться за работу: у меня ни копейки не отложено на чёрный день.
Я не говорю, что это - драма.
Я достаточно хорошо знаю жизнь, чтобы сказать: "Бывает!"
И вот, одиннадцать лет спустя его несчастье принесло нам, как та ёлочка, "много-много радости".
Канадский бродяга снова взял в руки гитару. В сопровождении исключительных музыкантов заполнил залы повсюду, где проходил. Лондон, Бухарест, Тель Авив, Хельсинки, Сан-Хосе, Дублин, Кан....
Толпы бежали спешили и падали для того, чтобы послушать, многие, как я сам, может, в сотый раз «Famous Blue Raincoat», «Chelsea Hotel», «Bird on the Wire».
И повсюду выходили просветлённые, близкие к экстазу, пообщавшись в течение трёх часов с Великим Мэтром, старым знакомым, который стал для всех кем-то вроде дядюшки, которого всегда, сколько помнят, любили, и который однажды им поведал, с присущей ему скромностью :
«Я попытался быть свобобным. В своём стиле».
“Выхожу из-за стола”
Леонард, он жутко естественный. Немодифицированный. Совсем. Как его вечная фетровая шляпа-федора. ""I am this thing that needs to sing" - написал он когда-то в сборнике стихов ""Book of Longing" .
Поэтому он возвращается и в студию. В 2012 году доказывает, что в «Old Ideas» вполне возможны новые чудеса. 80 свечек задувает, напевая в 2014 что-то из «Popular Problems» en 2014. Смеясь, собирается выпустить продолжение альбома под названием «Unpopular Solutions».
И вот, ещё не кончился 2016, а он выпускает новый альбом, которырый назвал «You Want It Darker», и да, это памятник, от которого у знатоков, как от православной литургии, пройдёт дрожь по позвоночнику, совсем как от «Blackstar» Боуи.
Шедевр, сделанный по-чёрному, где, как император Адриен у Маргёрит Юрсенар, поэт, создавший «Closing Time», кажется, пытается «войти в смерть с открытыми глазами».
« Я свет, который угасает / Я говорю вам до свиданья / (…) И опоздал я / Бар уж закрывают», здесь Коэн делает реверанс в сторону баллады «Dance me to the end of love».
«Я покидаю стол / Я вышел из игры», сообщает он загробным голосом в номере «Leaving the table», в том самом ритме, который сделал из песни «Take this Waltz» совершенно неотразимую вещь.
Гениальный текст песни читайте здесь: [Только не плачьте, как я...]I'm leaving the table I'm out of the game I don't know the people In your picture frame If I ever loved you or no, no It's a crying shame if I ever loved you If I knew your name
You don't need a lawyer I'm not making a claim You don't need to surrender I'm not taking aim I don't need a lover, no, no The wretched beast is tame I don't need a lover So blow out the flame
There's nobody missing There is no reward Little by little We're cutting the cord We're spending the treasure, oh, no, no That love cannot afford I know you can feel it The sweetness restored
I don't need a reason For what I became I've got these excuses They're tired and lame I don't need a pardon, no, no, no, no, no There's no one left to blame I'm leaving the table I'm out of the game
I'm leaving the table I'm out of the game “Я готов, Боже”
Дилан сказа когда-то, что песни Коэна становятся «всё больше и больше похожи на молитвы».
Если они молитвы, то они заслуживают нобелевской премии, речь ведь уже не идёт ни о Манхеттене, ни о Берлине, да и о чём вообще речь?
Ну не о демократии же, которая приходит в Штаты, неотвратимая, как гибель капитализма, мы же не маленькие, нам уже давно не смешно после третьих дебатов трампов с hilarious. И нет больше попыток срифмовать «Leonard» с «lazy bastard».
Политика и юмор съёживаются и прячутся в тень.
Речь в этом альбоме идёт о бытии, о том, чтобы «быть готовым», о том, как ловчее «вскрыть фурункул бытия кем-либо» как сказал Анри Мишо , только что потерявший последнюю иллюзию как Моисей перед лицом Создателя: «Hineni, Hineni, I’m ready my Lord», словно заклинание повторяет этот заядлый чтец Лорки Коэн.
В совершенно необходимом всякому, интересующемуся творчеством Коэна сборнике "Book of Longings" он уже предупредил нас, что "со страстным желанием порядка", призывы к чему раздаются всё громче со всех сторон, «тоска зоопарка воцарится в обществе». Леонард больше не ждёт чуда. В возрасте, когда «боль становится реальнее, чем ты сам», он знает, что уже «слишком поздно», ушло время «подставлять другую щёку»: то, что некогда «звучало как правда» не является больше «правдой сегодняшнего дня». Это всё вы найдёте в чудесной песне, «It Seemed The Better Way», от которой у вас пойдут мурашки по коже. Он её не поёт, мурлычет. Так никто не делал, на моей памяти.
[Spoiler (click to open)] Seemed the better way When first I heard him speak Now it's much too late To turn the other cheek Sounded like the truth Seemed the better way Sounded like the truth But it's not the truth today
I wonder what it was I wonder what it meant First he touched on love Then he touched on death Sounded like the truth Seemed the better way Sounded like the truth But it's not the truth today
I better hold my tongue I better take my place Lift this glass of blood Try to say the grace
Seemed the better way When first I heard him speak But now it's much too late To turn the other cheek Sounded like the truth Seemed the better way Sounded like the truth But it's not the truth today
I better hold my tongue I better take my place Lift this glass of blood Try to say the grace
Даже Сюзанну пережил этот неисправимый «ladies’ man». Этим летом он написал последнее письмо своей дорогой Марианне, когда она опередила его в этом великом путешествии, которое ждёт нас всех: "Вот и настало время, когда мы так стары, что наши тела разваливаются и я знаю, что скоро последую за тобой. Знай, что я так близко за твоей спиной, что если ты протянешь руку, то коснёшься моей.»
И если желание ещё высовывает кончик носа в вещи «On the Level», подогреваемое женским хором в стиле "госпел", на который только он, Леонард Коэн, умеет сажать свои мелодии, это всё уже в прошлом: Я бился с соблазном Но не хотел победить
I knew that it was wrong I didn't have a doubt I was dying to get back home And you were starting out I said I'd best be moving on You said we have all day You smiled at me like I was young It took my breath away Your crazy fragrance all around Your secrets all in view My lost, my lost was saying found My don't was saying do
Let's keep it on the level When I walked away from you I turned my back on the devil Turned my back on the angel, too They oughta give my heart a medal For letting go of you When I turned my back on the devil Turned my back on the angel, too
Now I'm living in this temple Where they tell you what to do I'm old and I've had to settle On a different point of view I was fighting with temptation But I didn't want to win A man like me don't like to see Temptation caving in
Your crazy fragrance all around Your secrets in my view My lost, my lost was saying found My don't was saying do
Let's keep it on the level When I walked away from you I turned my back on the devil Turned my back on the angel, too
They oughta give my heart a medal For letting go of you When I turned my back on the devil Turned my back on the angel, too
They oughta give my heart a medal For letting go of you When I turned my back on the devil Turned my back on the angel, too